Не стало Милослава Александровича
Балабана.
Для человека, причастного к школе, это имя
знаково и бесценно. О чем бы ни говорил Милослав
Александрович, он всегда говорил о своем, и это
выдавало в нем человека истинной пассионарности.
Он ниспровергал идею европейской школы нового
времени с энергией и убежденностью человека,
твердо знающего, что истина – есть и что ее
достижение зависит исключительно от наших
усилий.
Но главное в Милославе Александровиче было то,
что он был философом образования. Он был одним из
первых, кто начал говорить о школе языком
предельных вопросов: не «что делать?», а «в чем
смысл?». Если мы не отвечаем на вопрос о смысле
школы и вместе с тем на вопрос о смысле человека,
грош цена всем нашим педагогическим идеям и
моделям.
Он был одним из первых, кто увидел и сказал:
проблема школы – это не проблема новых
технологий и даже не проблема новой организации.
Проблема школы – это проблема новой философии,
нового взгляда на сущность человека как
принципиально открытой системы.
Разработанная Милославом Александровичем
модель школы-парка – это овеществленная в
педагогике философия свободного человека.
Человека, строящего свою жизненную траекторию не
в залоге кем-то придуманных схем, а в залоге
собственного Я, своего индвидуального права быть
собой. Права, которое присуще ему от рождения, но
которое подавляется репрессивными институтами
образования ради того, чтобы он превратился в
конечном счете в искусно заточенную деталь
бесперебойно работающего социального механизма.
Для Милослава Балабана была очевидна истина
«внутреннего человека», который выше и
значительнее любых планов по его улучшению и
преобразованию. Смысл человека не в том, чтобы
встроиться в тот или иной процесс, а в том, чтобы
при всех обстоятельствах оставаться собой,
развивая в себе способность видеть мир все более
подробно и дифференцированно.
И жизнь самого Милослава Александровича была
воплощением этой философии.
“Первое сентября”
Первая полоса
Педагогический марафон
Книга имен
Родительская газета
Учебники N 84
|