ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Дни учителя начальной школы
Статистика – наука точная. И если 90
процентов дошколят хотят учиться, а к декабрю
мотивизация у них резко снижается, значит,
требования школы неадекватны возможностям
ребенка. На лекции «Трудности обучения младших
школьников» слушатели задумались над так
называемым эффектом обученной беспомощности.
Это когда ребенок еще даже не начал, не пробовал
выполнить задание, но уже зовет педагога: у меня
не получается! А знаете ли вы, что первоклассник
(по данным из ученых книг) работает интенсивно и
внимательно всего 8–12 минут?
В реальной жизни все сложное и самое важное
учителю надо успеть вложить в ребенка за три
минуты. Потом он отключится.
Прозвучала и крамольная мысль: не надо надрывать
сердце в образовательном процессе. Вот у
учителей уже тревожность даже выше, чем у детей.
Работа только сердца и души неэффективна, стоит
попробовать применить холодную голову и знания.
Педагогической бедой были названы коррекционные
классы. И никакой самый золотой учебник не спасет
эту обреченную на провал затею.
На круглом столе «Система развивающего обучения
– взгляд изнутри» примерно половину зала
занимали не москвичи, а педагоги из регионов, уже
работающие по системе Эльконина–Давыдова или
пока только интересующиеся. Но поговорить об
обучении детей самоконтролю, о вновь
утвержденном комплекте учебников, о
преемственности дошкольного образования и
начальной школы и о способах оценки знаний
хотели все.
Печальные данные по результатам ЕГЭ:
старательнее всего дети осваивают иностранные
языки. А самый заброшенный предмет – родной
русский язык. На презентации «Рабочие тетради
серии “Успешный старт”» педагоги поддержали
мысль ведущего, что учебники должны закладывать
позитивное отношение к жизни. И пусть
обязательно в книге присутствует юмор. А то
получается: школьница за год 139 упражнений по
русскому переписала и ни разу не улыбнулась.
Какой же успешный старт может быть без улыбки?
Другие учителя, вооружившись разноцветной
гуашью, покрывали листы бумаги бесформенной
размазней на мастер-классе «Соединение пятен.
Рождение замысла». Как правило, ребенок
придумывает историю и рисует ее в процессе: вот
дом, вот я пошел в лес, вот ежик… Это не имеет
никакого отношения к изобразительному замыслу.
Уже взрослый, он и в музее смотрит так на картину:
а что хотел сказать художник? На мастер-классе
марафонцы учились искать глубинный смысл в
цветных кляксах и кружках. Так формируется
умение не смотреть, а видеть.
Услышав стихи: «К барану тянет руку школьник, под
крошкой варится рассольник», не нужно пугаться. С
нами, учителями, пока еще все в порядке. Просто
такой семинар – «Игрослов – развивающие
стихотворные игры для младших школьников». Дети
гораздо ловчее взрослых заменяют барана на
банан, а крошку на крышку. Зал, напрягаясь и
развлекаясь, тоже в конце концов решал загадки,
находил зашифрованные слова, переставлял буквы и
ударения.
Тема «Безотметочное обучение» была затронута
сразу на трех мероприятиях марафона. И все три
раза собрала наибольшее количество
заинтересованных учителей. На «круглом столе»
искали истину, пытались дать определения и
изобретали общую терминологию. Об этом еще
придется много говорить и спорить. Все же
педагогика не наука, не догма. Просто такая
ежедневно изменяющаяся практика.
На лекции «Перспективы развития современной
начальной школы» опять разбирались с
министерскими грифами на учебниках. Если
написано «Допущено» – это вновь изданный свежий
учебник. После проверки практикой ставится гриф
«Рекомендовано».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|