Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила РЫБИНА

День дошкольного образования

День начали с награждения. В начале осени Московский департамент образования вместе с газетой «Дошкольное образование» решили, что нужен новый профессиональный праздник – День работников дошкольного образования. И 27 сентября отпраздновали его. Как водится, был объявлен и конкурс на лучшего педагога-«дошкольника». Портреты победителей поместили в газете, а дипломы им вручили на марафоне. Теперь у нас есть галерея лучших работников дошкольного образования. И местные органы управления образованием могут дополнить ее своими героями.
А потом объявили маленький концерт: классические романсы, ария из оперы Леонкавалло «Паяцы». Успех дня был предопределен.
Как работать с ребенком так, чтобы не ломать детскую природу, а помогать ей расцветать? Об этом с марафонцами говорила Лариса Парамонова, директор центра «Дошкольное детство» им. В.Запорожца. Официально ее лекция называлась гораздо скучнее: «Обновление содержания дошкольного образования. Пути и подходы к решению задач».
«Развитие ребенка – это не интенсификация всех его функций, – утверждала Парамонова, – а обогащение с использованием специфических детских видов деятельности». Но как понять, развивается ли ребенок? Тут тесты не нужны. Воспитатель, наблюдая, как играет, как разговаривает ребенок, все и сам прекрасно увидит. А вот проверяющие удивляются: «Зачем вы используете задачи из пятого класса? Разве малыши справятся с грамматическим строем речи?» Они и не догадываются, что для профессионала-«дошкольника» это вовсе не важно. Малышу не нужно пока знать падежи и их названия. Но к трем годам он может прекрасно пользоваться и падежами, и временами глаголов.
Оценивать ли дошкольников? Вот все делали какую-то работу: рисовали, лепили. Говорить, у кого вышло хорошо, а у кого плохо, не надо. Достаточно отметить, чем каждая работа оригинальна, чтобы сохранить видение ребенка, а не навязывать свое.
Все знают: игра – ведущая деятельность у дошкольника. Но ведь его надо еще и к школе подготовить. Решение простое: учить играя.
Детям приготовили настоящие весы, гири. Они сами рисовали деньги. Готовилась игра в магазин, а на самом деле их собирались тренировать в счете. «Продавец» начал роскошно: «Закройте дверь, у меня деньги улетают». А воспитатель свое: «Ты сказал Кате, что лента стоит три рубля, она дала тебе десять, почему ты не дал ей сдачу?» Ребенок защищает игру: «А я как будто дал». Игра тем и отличается от реальности, что в ней может быть «как будто». Но воспитатель не отстает. И дети постепенно разошлись от прилавка.
Игра разрушилась, обучение не получилось. И все потому, что игру нельзя подчинять решению дидактических задач. В игре происходит социализация, и это куда важнее, чем умение читать и считать накануне школы.
Разгрузкой после интеллектуально напряженного дня стало практическое занятие художника Натальи Мейстер – «Бумага как пластический материал для творческого развития ребенка». Каждый марафонец получил лист бумаги, ножницы, карандаши, линейки, клей. К концу занятия участники нарядились в шляпы собственного изготовления – от рыцарских шлемов до заячьих ушек. Любую из них можно сделать буквально за 10 минут. Заснули дети днем, а к полднику шляпы для импровизированного спектакля готовы. Здорово, правда?! Ведь несмотря на все материальные и организационные трудности, о которых Вера Алямовская говорила с заведующими и методистами, воспитателю нужно интересно проживать с детьми каждый час.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru