ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День дошкольного образования
День начали с награждения. В начале
осени Московский департамент образования вместе
с газетой «Дошкольное образование» решили, что
нужен новый профессиональный праздник – День
работников дошкольного образования. И 27 сентября
отпраздновали его. Как водится, был объявлен и
конкурс на лучшего педагога-«дошкольника».
Портреты победителей поместили в газете, а
дипломы им вручили на марафоне. Теперь у нас есть
галерея лучших работников дошкольного
образования. И местные органы управления
образованием могут дополнить ее своими героями.
А потом объявили маленький концерт: классические
романсы, ария из оперы Леонкавалло «Паяцы». Успех
дня был предопределен.
Как работать с ребенком так, чтобы не ломать
детскую природу, а помогать ей расцветать? Об
этом с марафонцами говорила Лариса Парамонова,
директор центра «Дошкольное детство» им.
В.Запорожца. Официально ее лекция называлась
гораздо скучнее: «Обновление содержания
дошкольного образования. Пути и подходы к
решению задач».
«Развитие ребенка – это не интенсификация всех
его функций, – утверждала Парамонова, – а
обогащение с использованием специфических
детских видов деятельности». Но как понять,
развивается ли ребенок? Тут тесты не нужны.
Воспитатель, наблюдая, как играет, как
разговаривает ребенок, все и сам прекрасно
увидит. А вот проверяющие удивляются: «Зачем вы
используете задачи из пятого класса? Разве
малыши справятся с грамматическим строем речи?»
Они и не догадываются, что для
профессионала-«дошкольника» это вовсе не важно.
Малышу не нужно пока знать падежи и их названия.
Но к трем годам он может прекрасно пользоваться и
падежами, и временами глаголов.
Оценивать ли дошкольников? Вот все делали
какую-то работу: рисовали, лепили. Говорить, у
кого вышло хорошо, а у кого плохо, не надо.
Достаточно отметить, чем каждая работа
оригинальна, чтобы сохранить видение ребенка, а
не навязывать свое.
Все знают: игра – ведущая деятельность у
дошкольника. Но ведь его надо еще и к школе
подготовить. Решение простое: учить играя.
Детям приготовили настоящие весы, гири. Они сами
рисовали деньги. Готовилась игра в магазин, а на
самом деле их собирались тренировать в счете.
«Продавец» начал роскошно: «Закройте дверь, у
меня деньги улетают». А воспитатель свое: «Ты
сказал Кате, что лента стоит три рубля, она дала
тебе десять, почему ты не дал ей сдачу?» Ребенок
защищает игру: «А я как будто дал». Игра тем и
отличается от реальности, что в ней может быть
«как будто». Но воспитатель не отстает. И дети
постепенно разошлись от прилавка.
Игра разрушилась, обучение не получилось. И все
потому, что игру нельзя подчинять решению
дидактических задач. В игре происходит
социализация, и это куда важнее, чем умение
читать и считать накануне школы.
Разгрузкой после интеллектуально напряженного
дня стало практическое занятие художника
Натальи Мейстер – «Бумага как пластический
материал для творческого развития ребенка».
Каждый марафонец получил лист бумаги, ножницы,
карандаши, линейки, клей. К концу занятия
участники нарядились в шляпы собственного
изготовления – от рыцарских шлемов до заячьих
ушек. Любую из них можно сделать буквально за 10
минут. Заснули дети днем, а к полднику шляпы для
импровизированного спектакля готовы. Здорово,
правда?! Ведь несмотря на все материальные и
организационные трудности, о которых Вера
Алямовская говорила с заведующими и методистами,
воспитателю нужно интересно проживать с детьми
каждый час.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|