УЧЕБНИКИ N 84
Без чувства племенного эгоизма
Лисова К.Л.
Народоведение: Учебное пособие для учащихся 9 кл.
общеобразовательной школы.
– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 286 с.: ил.
После прочтения пособия К.Л.Лисовой
становится ясно, что на последней странице
школьных дневников – там, где раньше была графа
«Поведение», видимо, необходимо завести новую
графу: «Любовь к Отечеству». И будут там
красоваться «двойки» с «тройками» и «четверки» с
«пятерками»…
Представляемое читателю пособие, как написано в
его аннотации, предназначено «для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев,
факультативно изучающих этнографию. Цель
пособия – познакомить учащихся с историей,
культурой и бытом русского народа». Идея
внедрения курса народоведения в московские
школы зародилась в рамках программы возрождения
национального или этно-культурного образования
в столице, как это явствует по крайней мере из
документов сайта правительства Москвы. А сама
автор К.Л.Лисова, рассказывая о появлении замысла
книги, пишет, что идея пособия возникла «в связи с
насущной потребностью понять и почувствовать
наше прошлое, проникнуть к глубинным корням,
питающим сегодняшнее сознание и душу русского
человека»
(с. 4.).
Первое, что бросается в глаза при чтении книги, –
это чувство любви автора, конечно, искреннее и
вполне понятное, ко всему, что связано для него с
историей и культурой русского народа. Пособие
написано в эмоциональном и пафосном стиле, и
просто нельзя с некоторой тревогой не остановить
взгляд на авторском посвящении: «Сыновьям с
глубокой верой в то, что Отечество наше останется
навсегда их главной любовью».
И соответственно главной целью книги
оказывается вовсе не знакомство с нравами и
бытом народа, что и предполагает отчасти курс
этнографии. Нет, цель книги заключается в том,
чтобы «помочь учителю воспитать у школьников
любовь к Отечеству, его истории и нашим предкам,
научить соблюдать нашу веру и наши обычаи,
понимать смысл собственного бытия и нашего
общего долга перед Родиной» (с. 6.). Цель
благородная, но собственно к этнографии имеющая
отношение, мягко говоря, опосредованное.
Итак, какими же средствами предлагается в
пособии К.Л.Лисовой воспитывать любовь к
Отечеству у подрастающих поколений? Главное
средство, которое использовано в пособии, –
неточное изложение материала.
В главе «Отечество» К.Л.Лисова рассматривает
вопросы о происхождении восточных славян и
Древнерусского государства и отмечает, что
«древнерусская народность» возникла в IX–X веках
в результате смешивания со славянами
финно-угров, балтов и других племен и благодаря
«особенностям мировоззрения славян – у них не
было, по мнению историков, чувства племенного
эгоизма и была «распахнутость» к другим языкам и
народам» (с. 14.). Какие историки говорили о
«распахнутости» славян, автор не поясняет. Автор
затем не раз обращается к теме исключительных
нравственных качеств русского народа, приводя
при этом более чем сомнительные аргументы и
факты. Так, говоря об основных признаках
характера русского человека, К.Л.Лисова пишет:
«Русский народ, создав самое большое в мире
государство, не унизил ни один из встретившихся
на его пути народов, даже самых малых, всех принял
как братьев» (с. 284). О вечной проблеме России и
Северного Кавказа, покорении малых народов
Сибири и Чукотки предлагается не вспоминать.
Довольно много места занимает тема семейной
жизни и домашнего быта русских людей. Начинается
соответствующая глава с рассказа о ведении
хозяйства и о положении женщин в русской семье.
Положение женщин рисуется, что и правильно,
довольно незавидное. Но затем в качестве образца
поведения для лучшей половины человечества
дается огромная цитата из раздела «Домостроя»
«Похвала женам» (с. 70–71). Есть там и такие слова
(привожу в неадаптированном виде): «...препоясавше
крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и
чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает
светилник ея всю нощь руце свои простирает на
полезная». В результате обильного цитирования
«Домостроя» создается впечатление, что все
население допетровской Руси жило по его
предписаниям. Между тем, «Домострой» возник в
среде богатого боярства и купечества и служил
нравственным кодексом правящему классу.
Далее речь заходит и о детском воспитании по
«Домострою», но уже в параграфе «Народная
педагогика» приводится опять огромная цитата из
раздела «Как детям почитать и беречь отца и мать
и повиноваться им и утешать их во всем» (с. 80). Но
самое интересное так и осталось за страницами
книги. Нельзя удержаться, чтобы
не процитировать первоисточник: «Казни сына
своего от юности его и покоит тя на старость твою
и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия
младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но
здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его
избавляеши от смерти… любя же сына своего учащаи
ему раны да последи о нем возвеселишися казни
сына своего измлада и порадуешися о нем в
мужестве». В пособии о любви к Отечеству такое не
напишешь.
Стоит обратить внимание на упомянутый параграф
«Народная педагогика», способный вызвать не
прилив чувств к Отечеству, а лишь волну
недоумения. Со ссылкой на К.Ушинского там
говорится, что «народная педагогика в основе
своей содержит фольклорный… материал, в котором
формулируется народный, русский национальный
идеал. Этот идеал и является целью воспитания
основной массы русского населения» (с. 77). Далее
приводится пространная цитата из «Повести о
разорении Рязани Батыем» с целью
продемонстрировать, какими качествами обладали
«славные мужи земли русской». На половине
страницы мелким шрифтом, начиная со слов «Были
они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом
прекрасны» и заканчивая словами «и милостыню
неоскудную давали и ласкою своею многих… к себе
привлекали, и к вере истинной обращали», через
запятую перечисляются эти качества. А затем
предлагается задуматься и ответить на вопрос:
«Какие черты «из рода Владимира Святославича”
можно считать признаками характера русского
человека?» (с. 77–78).
Затем, очевидно, в развитие темы воспитания
«основной массы русского населения» автор с
умилением рассказывает о распространении
детского труда «в патриархальной среде города и
села»: «Уже малые дети работали много…» Вместе с
взрослыми «дети шли в лес за дровами («Отец,
слышишь, рубит, а я отвожу»)… А с семи-восьми лет
труд становится основным занятием крестьянского
ребенка. И, наверное, не случайно, что почти во
всех колыбельных песнях звучит пожелание
здоровья, силы и красоты. Это было важно, ведь
выживали здоровые, сильные и выносливые… Крепли
в раннем труде…» (с. 78).
Еще один занимательный момент. В книге о культуре
русского народа при всем обилии фактического
материала нет ни одной иллюстрации. Из пособия
можно понять, что где-то существует комплект из 24
слайдов к этому замечательному курсу 2001 года
издания, но вместе с пособием он не продается. Там
же, где должны быть иллюстрации, читаем, например:
«Заглянуть в мир старой Руси помогают живописные
полотна…» (с. 36). И далее следует авторское
описание одной из картин художника А.Рябушкина.
Пусть даже и хорошее описание (вообще описания
быта и жизни русских людей К.Л.Лисовой
действительно удаются), но визуальный ряд все же
необходим.
К сожалению, помимо иллюстраций в книге
отсутствует многое из того, что могло бы стать ее
содержанием. Ничего не сказано о проблеме
двоеверия русского народа. О фольклоре всего
несколько страничек. О суевериях, приметах,
заговорах, вообще о народном мировоззрении – о
чем написаны тома и что как раз составляет
характер русского народа – с точки зрения
этнографии нет почти ничего.
Глава с названием «Годовой цикл труда,
развлечений и праздников» построена вовсе
анекдотично. «Многие апрельские и майские
праздники, обряды и обычаи связаны с
пробуждающейся и расцветающей природой», пишет
автор на стр.106. Хорошо. Но не 9 же мая. «С этим днем
связан прилет ласточек, начинают прислушиваться
к голосу кукушки. Можно приметить, в каком ухе
кукует: в левом – к добру, в правом – к неудачам»
(с. 107). То есть 9 мая – это праздник
земледельческий. Интересно, что об этом думают
те, кто брал Берлин?
Не знаю уж, что в этой главе понимается под
развлечениями. Кроме описания русской свадьбы и
«погребально-поминальных обрядов», там больше ни
о чем не говорится. Где-то в другом месте
упоминаются кулачные бои, говорится и о детских
играх – игре в «бабки», катании пасхальных яиц,
городках, о куклах, в общем, об игрушках. Ничего не
сказано о других, не менее распространенных
играх (очевидно, как слишком подвижных и
азартных) – об игре «ножом в тычку», которую все
мальчишки знают с детства, о чехарде, об игре в
кости, шахматах, шашках, такой старинной русской
забаве, как катание на качелях, в конце концов, о
картах. Хоть царь Алексей Михайлович в карты
играть запрещал, но почему бы об этом не
рассказать?
На странице 285 К.Л.Лисова продолжает: «В нашей
этнической культуре идеалом является личность,
умеющая страдать». То есть терпение – это основа
русского характера. Но, во-первых, личность,
«умеющая страдать» – это скорее идеал общей
религиозной христианской культуры, во-вторых,
какое отношение к страданию имеют пословицы,
такие как «Терпение и труд все перетрут»,
приводимые автором в подтверждение своего
тезиса? Неужели все это из любви к своей истории?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|