Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 84 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Школьное обозрение. Бюллетень учебной и детской литературы

Информационно-аналитический журнал. №1, 2005

Школьное обозрение. Бюллетень учебной и детской литературы. Информационно-аналитический журнал. №1, 2005

Очередной номер журнала “Школьное обозрение. Бюллетень учебной детской литературы” открывается рубрикой “Регионы”, из которой читатели могут узнать о развитии образования в Новосибирске и Новосибирской области. Опытом создания единого информационного образовательного пространства в регионе делится с читателями Вера Перкова, директор областного центра информационных технологий управления образования. Главной задачей таких структур является сближение информационных технологий и образовательной практики. Новосибирский ОблЦИТ успешно работает в этом направлении, постоянно повышая эффективность информационно-методического обмена.
Значительная часть номера (рубрика “Вокруг предмета”) посвящена литературе – “самому загадочному предмету в школьной программе”. Обзор Юлии Силинг охватывает восемь линий учебников по литературе. Для наиболее популярных в школе “линеек” характерно традиционное историко-литературное построение материала учебника. К этой группе можно отнести учебники под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (“Дрофа”), одни из самых распространенных в средней школе, а также линии “Русского слова”, “Мнемозины” и “Просвещения”. Учебники других “линеек” построены или по принципу литературоведческих понятий (две другие линии “Дрофы”), или по тематическому принципу, когда каждый учебник для средней школы посвящен какой-то глобальной теме. Таков, например, комплект В.Г.Маранцмана (издательства “Просвещение” и “Классикс Стиль”).
Чтобы читателю не запутаться в многообразии учебников и хрестоматий, все рассмотренные в обзоре книги систематизированы в таблице “Примерные учебно-тематические линии школьных учебников по литературе”.
О новом стандарте по литературе размышляет на страницах журнала Алексей Федоров, учитель литературы московской гимназии № 1516. Стандарт по литературе отличается в лучшую сторону в сравнении со стандартами по другим предметам, считает автор. Концентрическое построение курса гармонично сочетается в нем с профильным обучением. Стандарт не предполагает принципиального пересмотра программ и учебников и не возвращает школу к обязательной для всех программе.
Тему литературы в школе продолжает подробный обзор интернет-ресурсов, сделанный заслуженным учителем РФ Евгенией Абелюк. Творческому педагогу уже трудно обойтись без обращения к услугам всемирной паутины. Литература в Интернете – это прежде всего разнообразные библиотеки от “Мифов и легенд” Александра Эрлиха до библиотеки современных литературных журналов России. В последнее время появляется все больше порталов, специально адресованных учителю литературы, констатирует автор материала. Активно развиваются сайты институтов повышения квалификации, школ и гимназий. И пожалуй, только в Сети можно получить наиболее полную информацию о состоянии современного литературного процесса.
Чем должна быть сегодня литература как часть культуры и как школьный предмет, в беседе с корреспондентом журнала размышляет Александр Кутузов, ректор Московского городского гуманитарного педагогического института, автор популярных школьных учебников по литературе. Он убежден в том, что современное образование должно создавать у детей образ мира и образ своей культуры в этом мире. Роль литературы в этом процессе трудно переоценить: это единственный предмет, который формирует эмоциональную сферу школьника. Учебник литературы обязан способствовать этому и ориентироваться не на учителя, а прежде всего на ребенка.
Как обычно, в номере помещен перечень учебных изданий, рекомендованных ФЭС к изданию и присвоению грифа. Этот список охватывает учебную литературу, рассмотренную в секциях ФЭС в ноябре–декабре 2004 года. Следом за ним в журнале другой библиографический материал: список книг, поступивших в электронную базу Российской государственной детской библиотеки в октябре–декабре 2004 года.
В рубрике “Экспертиза” читатели могут найти подробный анализ следующих учебников: пособие по школьной логопедии (Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С.Кукушина. ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Дону. 2004), учебник по ассемблеру (А.Крупник, Изучаем Ассемблер. СПб.: “Питер”, 2004), “Курс компьютерной технологии с основами информатики” О.Ефимовой, В.Морозова и Н.Угриновича. (М.: “Издательство АСТ”, 2004). В отношении последней книги эксперт “Школьного обозрения” Андрей Маргулев предупреждает: “«Новое» учебное пособие представляет собой как бы допечатку издания пятилетней давности”. Причем изменения коснулись только титульного листа, обращает внимание читателей автор материала. Очевидно, что содержание такого учебника неисправимо устарело. Завершает рубрику “Экспертиза” подробнейший разбор все тем же Андреем Маргулевым книги Н.М.Соротокиной “История России в лицах” (М.: Терра, 2004).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru