Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 84 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

От цензуры никуда не уйти

В Москве прошел IV Всероссийский конкурс школьных изданий. Его девиз: «Больше изданий, хороших и разных».
Организаторы конкурса – Департамент образования г. Москвы и журнал «Лицейское и гимназическое образование».
География участников охватывает Россию и страны СНГ.
В этот раз на конкурс прислали свои издания 233 школы, в том числе 58 гимназий и 36 лицеев, а также центры дополнительного образования, общественные молодежные организации, различные творческие объединения. Впервые представили свою периодику школа при воспитательной колонии и реабилитационный центр для детей с нарушением речи.
Для участников конкурса проводятся мастер-классы, дискуссионные клубы, встречи с профессиональными журналистами и, конечно, торжественная церемония награждения лауреатов.
В составе жюри – писатель, ректор Государственного Литературного института им. М.Горького Сергей Есин, публицист, поэт и телеведущий Дмитрий Быков, художественный руководитель детско-юношеского тележурнала «Ералаш» Борис Грачевский, директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, поэт-песенник Юрий Энтин и другие известные, авторитетные люди.

Накануне финальных мероприятий конкурса в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие председатель оргкомитета, директор столичного культурологического лицея №1310 Татьяна Михайлова, начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Владимир Радзин, руководитель Молодежного центра Союза журналистов России Людмила Жуковская, продюсер дирекции детского вещания ОАО «Первый телеканал» Александр Школьник.
Открывая пресс-конференцию, Татьяна Михайлова подчеркнула, что это конкурс не юных журналистских дарований, а школьных изданий во всем многообразии их жанров – от традиционных газет-многотиражек, альманахов и сборников до выпускных альбомов, информационных бюллетеней, календарей и проспектов.
Словом, на празднике детской прессы будут представлены все виды печатной продукции, которые попадают под категорию «периодическое массовое издание» и отвечают определенным полиграфическим требованиям.
По словам Татьяны Михайловой, конкурс призван содействовать развитию школьного издательского дела, популяризации лучших школьных проектов, а его конечным результатом должно стать создание реестра современных школьных СМИ.
Так, за эти годы удалось собрать библиотеку школьной прессы, которая представляет собой летопись школы.

В своих выступлениях участники пресс-конференции уделили большое внимание своеобразию школьных СМИ, их отличию от большой прессы, которое состоит прежде всего в том, что такого тесного контакта между издателями, авторами и читательской аудиторией нет ни у каких других изданий, поэтому ниша, которую занимает школьная пресса в масс-медиа, поистине уникальна. По мнению Владимира Радзина, школьные СМИ дают возможность детям донести свою точку зрения до родителей, педагогов, сверстников и даже до руководителей местных органов образования. В то же время школьное издание, являясь неотъемлемой частью социума, не остается в стороне от тех проблем и забот, которые переживает вся страна или данный регион, город, село, район.
«Школьные СМИ – это мощный стимул к самореализации подростков, – считает Людмила Жуковская, – поскольку они дают возможность каждому ученику попробовать свои силы в разных ипостасях: верстальщика, корреспондента, редактора и просто читателя».
Людмила Жуковская особо отметила роль альманахов – сборников литературных произведений учащихся – как средства самовыражения для одаренных детей.

Александр Школьник, по инициативе которого в начале 90-х годов была создана Лига юных журналистов России, убежден, что ученическая пресса – это мощный фактор социализации детей и подростков, а значит, это без преувеличения дело государственной важности, и в этом контексте совершенно непонятна и непростительна безразличная позиция Министерства образования и науки по отношению к школьным СМИ.
В качестве антитезы Александр Школьник рассказал об опыте западных стран – Франции, Германии, в которых поддержка школьной прессы осуществляется на государственном уровне, что позволяет образовательным учреждениям выпускать не только печатную продукцию, но даже телепрограммы.
В России, как говорится, не благодаря, а вопреки школьный самиздат растет и ширится: сегодня, по данным организаторов конкурса, каждая третья школа выпускает свое издание, используя самые разные технические средства – от современных до дедовских (ротапринт) и доморощенных (принтер).
Кстати, Гран-при конкурса – оборудование для школьных мини-типографий от генерального спонсора мероприятия – компании «NISSA offitec».
По свидетельству Татьяны Михайловой, лауреаты прошлого года из Томска благодаря такой ценной награде создали у себя в городе центр поддержки школьной прессы, объединив 17 школьных изданий, в том числе областных.
Как заявил Владимир Радзин, в рамках программы модернизации образования г. Москвы постепенно все столичные школы будут оснащены оборудованием для издания собственной периодики. Для этих целей планируется использовать внебюджетные источники.
Представителям других регионов об этом можно только мечтать. Не случайно чаще всего юные корреспонденты – гости конкурса – задавали организаторам вопрос о том, как выжить школьным СМИ в нынешней экономической ситуации.
По свидетельству Татьяны Михайловой, мониторинг школьных изданий показал, что одни из них финансируются по статье «канцелярские расходы», другие сумели привлечь спонсоров, наконец, представители третьей, самой уникальной и малочисленной категории распространяются по подписке, продаются в розницу и даже публикуют платную рекламу.
По убеждению специалистов, школьные издания являются перспективными рекламоносителями, потому что у них есть целевая аудитория.
А заработанные средства можно потратить на гонорары начинающим корреспондентам, хотя полная самоокупаемость – задача непосильная для школьных изданий.
Поэтому сторонняя поддержка – частная или государственная – является для них насущной необходимостью.
Как выяснилось в ходе пресс-конференции, юнкоров школьной прессы ничуть не меньше их взрослых коллег волнует проблема цензуры.
Ведь если газета или журнал издаются на средства школьной администрации, то начинающие акулы пера поневоле ангажируются теми, кто заказывает музыку.
«От цензуры никуда не уйти, учитесь бороться с ней с детства, – посоветовал Александр Школьник своим юным коллегам и товарищам по несчастью. – В любом издании, даже школьном, существует своя корпоративная этика, действуют некие правила игры. Надо искать точки соприкосновения. А можно уйти в оппозицию, издавать свой листок».
По мнению Людмилы Жуковской, подобные издания уступают официальным по качеству полиграфии, зато выигрывают по содержанию: они затрагивают актуальные, острые темы, оперативно откликаются на события в школе и за ее пределами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru