УЧЕБНИКИ N 84
Ирина АЛХАЗАШВИЛИ,
учитель истории ЦО № 548
«Царицыно», г. Москва
Один урок истории
По поводу статьи Александра Тарасова
"Еще раз о компетентности. И не только"
С интересом ознакомилась со статьей
А.Тарасова в № 22 газеты «Первое сентября» от 29.03.
2005 г. (приложение «Учебники»). Я и есть «один из
преподавателей известной московской школы»,
которого упоминает автор. Что можно сказать в
ответ? Наверное, эта статья лишний раз
доказывает, насколько неоднозначной стала для
нашего общества история Великой Отечественной
войны, как много в ней белых пятен. К сожалению,
многое сегодня уже невозможно доказать
наверняка, существуют разные версии событий, и
подтверждение можно найти практически всему, но
кое в чем автору хотелось бы возразить.
Автор пишет: «…при Хрущеве или Брежневе, положим,
тоже в школьных учебниках при освещении Великой
Отечественной царствовал «позитив» (и куда более
зубодробительный, чем сегодня), но вот ни
фашистских партий, ни скинхедов, ни книг,
пропагандирующих фашизм, что-то не было.
Интересно, почему бы это?» А разве уважаемому
А.Тарасову непонятно, почему? Или он забыл, что в
то время в нашей стране существовало
тоталитарное государство, каравшее за любое
проявление инакомыслия, даже если оно было ближе
к правде? Деятельность фашистских партий и
скинхедов сегодня – это издержки демократии, с
которыми, безусловно, необходимо бороться и
желательно при помощи государства, которое этих
самых скинхедов не оправдывало бы и не
выгораживало, но объяснять их отсутствие в
советские времена наличием исключительного
позитива в школе по меньшей мере некорректно.
Если же автор советское государство
тоталитарным не считает, то нам с ним не о чем
спорить. Далее А.Тарасов указывает, что
сотрудничество с оккупантами объяснялось только
страхом смертной казни. («Что заставляло
советских граждан сотрудничать с гитлеровцами?»
Интересно, почему только «что», а не «кто»? – ведь
человека, назначенного оккупантами старостой,
если он от назначения отказывался, как правило,
расстреливали). Да, конечно, были и такие, кто шел
на это сотрудничество из страха смерти. Были и
такие, кто шел на него ради материальной выгоды
или пайка (это подлецы, безусловно, по моему
мнению). Но, опять же, сегодня не секрет, что
многие пошли на сотрудничество с немцами от
отчаяния, в надежде хотя бы таким образом
избавить свою страну от большевизма. Чего еще
можно было ожидать от жителей Прибалтики и
других западных областей, только недавно
познавших все ужасы коллективизации, от донских
казаков, еще помнивших гражданскую и
расказачивание, от тех, кто помнил немецкую
оккупацию периода Первой мировой войны и не
сразу осознал разницу между теми немцами и
этими… Не секрет, что в этой войне Советский Союз
дал не только множество примеров жертвенного
патриотизма, но и небывало высокий для России
процент коллаборационистов. Что, всех купили за
«пачку печенья и банку варенья», как
Мальчиша-плохиша?! Слишком просто бы все было,
если б только так… Конечно, нельзя говорить
только о фактах такого рода, но и прятать их от
старших школьников по меньшей мере нечестно.
Если это развитые, приученные думать
самостоятельно дети, то, познакомившись на
уроках с разными фактами, они вполне в состоянии
сами сделать выводы. Могу успокоить уважаемого
автора – выводы вполне корректные. Очень
распространена следующая точка зрения: «сам бы
скорее всего ушел в партизаны, но и тех, кто
сотрудничал, огульно обвинять не буду, т.к.
ситуации были очень разные».
Далее. Как профессиональный историк, я никогда не
позволила бы себе в публичном выступлении
упоминать непроверенные факты, не имеющие под
собой никаких доказательств, поэтому пусть
уважаемый автор позволит не принять критику,
высказанную в мой адрес. Что касается
А.Матросова, с вопросом о том, был ли он в штрафном
подразделении, подошли как-то ученики. Сама
сначала высказала сомнения именно потому, что
комсомолец и Герой Советского Союза. Но потом
нашла информацию, которая действительно
знакомит и с такой версией
(http://www.auditorium.ru/books/277/kon.pdf). Не верить уважаемым
людям, писателям-фронтовикам В.Астафьеву и
В.Кондратьеву, у меня нет оснований. Уж во всяком
случае, к этим свидетельствам доверия поболее,
чем к официальной пропаганде. О том, как порой
«делались» герои, – см. воспоминания одного из
ветеранов (Михайлова Б.М.) на сайте iremember.ru
(http://www.iremember.ru/infantry/mikhailovbm/mikhailov_r3.htm):
«В этой сложной ситуации дерзкая и смелая идея
пришла в одну политотдельскую голову, пожелавшую
остаться инкогнито: “А почему бы нашей дивизии
не заиметь собственного Александра Матросова?”
Найти претендента на столь почетное место было
нетрудно, ибо от пехоты полка остались “рожки да
ножки”. Из “достоверно убитых” были отобраны:
коммунист – командир отделения сержант Афанасий
Смышляев и комсомолец – рядовой Федор Щелкунов.
Дивизионные борзописцы сочинили легенду, по
мотивам которой художники создали
душещипательный рисунок, повествующий о том, как
коммунист и комсомолец, обвязав себя гранатами, с
патриотическими возгласами бросаются под танк.
Этот рисунок позже был переведен в красочную
картину, которая уже после войны долго висела в
нашем дивизионном клубе в Рымникул-Сэрате в
Румынии.
Через несколько дней листовка (боевой листок)
появилась в наших окопах. Казалось бы, все
“шито-крыто”, но первые комментарии к листовке
прозвучали уже на следующий день из немецких
рупоров: и Смышляев, и Щелкунов оказались
живы-здоровы! Политработники дивизии не
сдавались и объявили все “вражеской
пропагандой”. Солдаты в присутствии офицеров
молчали».
Это тоже «вражеская пропаганда»? Или все-таки
свидетельство очевидца? Так что давайте все-таки
насчет Матросова не будем чересчур категоричны…
По поводу З.Космодемьянской. Тут также
существуют различные версии. Одной из них –
традиционной (о предателе Клубкове) пользуется
А.Тарасов, но есть и другие, тоже вполне вероятные
(http://nebohod.narod.ru/kosmodemianska.htm; http://hronos.km.ru/biograf/kosmodem.html).
Аргументы типа «Клубков-де сам признался на
следствии», на мой взгляд, надо воспринимать
некритически. Слава Богу, о методах, которыми
подчас добывались нужные показания, теперь
известно хорошо. Или мы и о деятельности,
например, Бухарина должны судить по материалам III
Московского процесса 1938 г.? Тоже ведь «сам
признался»! Увы, как было на самом деле, мы не
узнаем теперь уже никогда, а детей можно и,
считаю, нужно познакомить со всей доступной
нынче информацией.
Что касается пассажа о Муссолини, то здесь,
вероятно, какие-то проблемы с расшифровкой
стенограммы, поскольку имелось в виду не то, на
что как на ошибку указывает А.Тарасов, а то, что
советская и фашистская тоталитарные идеологии
были во многом схожи. Именно в этом контексте и
можно говорить детям о том, что Муссолини перешел
от социалистических идей к фашизму, партия
Гитлера называлась национал-социалистической и
т.д. Ну и позвольте уже как оскорбление
воспринять то, что «учителя черпают свои
познания о войне именно из той профашистской
литературы, обилием которой на наших прилавках
так обеспокоены участники «круглого стола». У
меня есть даже предположение, какой именно
«источник» прорабатывает она со своими
учениками: антисемитский интернет-ресурс
“Ревизионизм Холокоста”». Ни с такого рода
литературой, ни с упомянутым ресурсом даже не
знакома, не говоря уже о том, чтобы
«прорабатывать его со своими учениками». Так что
фашистскую пропаганду мы не только не
транслируем, но и действительно разоблачаем и,
судя по всему, небезуспешно, если был в моей
практике ученик, увлекавшийся идеями скинхедов и
наконец их оставивший.
Ну а что касается малого количества часов,
выделенных на историю, то тут абсолютно согласна
с автором: это преступно. Ситуация даже хуже, чем
представляется автору. У меня в профильных
математических классах на втором концентре на
всю Великую Отечественную войну выделен один (!)
час. Где уж тут «прорабатывать антисемитский
интернет-ресурс», тут, дай Бог, хотя бы по
возможности полно ответить на возникающие в
большом количестве у молодого поколения вопросы,
касающиеся одного из самых сложных периодов
нашей истории!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|