УЧЕБНИКИ N 84
Чудеса инженерной мысли

Низовский А.Ю.
Сто великих чудес инженерной мысли.
М.: Вече, 2005
Книга Андрея Низовского пригодится как
на уроках физики, так и на уроках истории. Она
начинается с инженерных творений, опередивших
свое время. К их числу отнесено, например,
изобретение пороха, появившегося в древнем Китае
еще в VII веке. Это изобретение стало побочным
эффектом от поисков китайскими алхимиками
эликсира бессмертия. Книга, в которой алхимик
Сунь Сымяо впервые привел рецепт пороха, так и
называлась: «Сочинение о пилюлях бессмертия». Но
свое боевое применение в Китае порох нашел
только в X веке – до этого его использовали
только для фейерверков. Сначала для стрельбы
использовали бамбуковые трубки. Из них вылетала
струя горящего пороха, способная нанести ожоги
противнику. Первое же примитивное бамбуковое
ружье китайцы изобрели в 1259 году. К числу других
явлений, во многом опередивших свое время, можно
отнести и римские дороги, мало уступавшие
современным шоссе, и «волшебные зеркала»,
изобретенные в Китае еще в V веке. Эти зеркала из
бронзы под ярким солнечным светом позволяли
видеть иероглифы, выгравированные на оборотной
стороне. Поэтому по-китайски их название –
«зеркало, пропускающее свет». Их секрет раскрыли
в Европе только в середине прошлого века. Есть
тут и рассказ о китайских же «волшебных
повозках», безошибочно ориентировавшихся по
сторонам света 1600 лет назад, т.е. являвшихся
самыми первыми в мире гомеостатами. Конечно, в
книге есть изобретения и более поздних эпох. В
ней рассказывается о самых знаменитых дорогах,
железных и шоссейных, мостах, плотинах, каналах,
небоскребах, телевизионных башнях, арках и
некоторых других нетрадиционных памятниках
вроде наших Царь-колокола и Царь-пушки. Мало кто
знает, что Царь-колоколов было два. Нынешний
Царь-колокол, весящий более 200 тонн, имел своего
предшественника, большой благовестный колокол
Успенского собора, который отлил мастер
Александр Григорьев. Он был поднят на Ивановскую
колокольню в царствование Алексея Михайловича,
но в 1701 году, во время сильного пожара, упал и
разбился. Тогда в царствование Анны Иоанновны
решили отлить новый колокол, в полтора раза
тяжелее. Колокол отливали Иван Маторин и его сын
Михаил. Первая попытка была неудачной, литейные
печи спровоцировали пожар. В ходе дальнейших
работ Маторин-старший умер, и отливку завершил 25
ноября 1735 года его сын, причем сам процесс
отливки занял всего 1 час 12 минут. Однако уже
законченный колокол оставался в яме вплоть до 1737
года, когда загорелись деревянные леса над ним, и
в ходе тушения пожара, когда на раскаленный
колокол лили холодную воду, от него откололся
кусок в 11,5 тонны. Колокол так и остался в яме, и
только в 1836 году архитектор Август Монферран
поместил его на постамент и положил рядом язык
длиной 4,2 метра, причем, как кажется, язык был от
первого колокола, погибшего в 1701 году. А
Царь-пушка, весящая более 39 тонн и имеющая калибр
890 мм, отлитая мастером Андреем Чоховым в 1586 году,
знаменита тем, что… непригодна для стрельбы,
поскольку у нее слишком тонкие стенки для тех
пороховых зарядов, которые необходимо в нее
помещать. Так что это лишь памятник литейного
дела, но не боевое оружие. Также интересна
история знаменитой Эйфелевой башни. Ведь
первоначально, когда в 1886 году был объявлен
конкурс на лучший архитектурный проект к
парижской Всемирной выставке 1889 года, проект
металлической башни высотой почти 305 метров,
разработанный инженером Гюставом Эйфелем, не
имел еще никакого практического значения и
должен был лишь стать символом новой
индустриальной эпохи. Только в середине XX века
башня стала гигантской радио- и телевизионной
антенной. Так произведения чистого искусства
могут со временем приносить пользу и в чисто
практическом плане. Кстати, после выставки башню
собирались демонтировать. И спасло ее только
изобретение радио. Есть в книге и печальные
примеры, в частности Байкало-Амурская
магистраль. Она создавалась как дублер Транссиба
на случай войны с Китаем, имеет самые длинные в
мире скальные тоннели, но, завершенная лишь в 2001
году, она оказалась никому не нужна. Один
Северо-Муйский тоннель строили 25 лет на глубине
1000 метров. Он обошелся в 50 человеческих жизней и в
500 миллионов долларов. Реальная же эксплуатация
БАМа, по самым оптимистическим прогнозам, не
начнется ранее 2025 года. Пока же магистраль
приносит по 3 млрд долларов в год убытков, по ней
проходит лишь 8 поездов в сутки, а бюджет стройки
втрое превысил расчетный.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|