Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Проблемы в образовании есть. Но не те, которые вас волнуют...

Чиновники готовы прислушиваться к мнению родителей.
Правда, похоже, только в том случае, если родители будут смотреть на школу их глазами

23 апреля в Москве состоялось необычное родительское собрание. Местом его проведения стала не школа и не класс, а один из залов выставочного комплекса «Сокольники», где с 22-го по 26 апреля проходит традиционный образовательный форум. Прийти на собрание мог любой посетитель выставки. Однако собрались в основном учителя, директора школ. «Мы родители по совместительству», – говорили они.
Со стороны администрации на собрании были директор Департамента государственной политики в образовании Исаак КАЛИНА, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО) Эдуард НИКИТИН и заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский.
Впрочем, разговор получился не сугубо профессиональным благодаря вопросам, поступившим на «горячую линию» от посетителей сайта www.7ya.ru .

– Сегодня родители разбираются во многих проблемах лучше нас, учителей, – открыл собрание директор Департамента государственной политики в образовании Исаак Калина. – И они могли бы выступить советчиками, инициаторами определенных изменений в системе образования.
Обсуждение подтвердило правоту Исаака Калины. Правда, попутно выяснилось, что родители недолюбливают чиновников и не очень-то им доверяют.
Собрание началось с вопроса, вполне традиционного для «горячей линии»:
– Почему школа по-прежнему пичкает детей бессвязными фактами, почему нет стройной концепции образования?
– Действительно, сегодня все связи нарушены, – признал Исаак Калина. – Одно и то же понятие, например, «вектор», в учебниках по физике и математике трактуется совершенно по-разному. Физики не учитывают математических знаний школьников, и наоборот. Поэтому министерство вместе с учеными РАН и РАО разрабатывает новые подходы к стандартам общего образования. Их концепция будет построена с учетом межпредметных связей.
– Учебники вообще невозможно читать, – пожаловался следующий участник «горячей линии». – Они пишутся академическими учеными для академических ученых, но только глупых и маленьких, а не для людей, еще не освоивших научные методы.
– Не надо рассматривать учебник как пособие для самообразования или книгу для увлекательного чтения, – возразил Исаак Калина. – Содержание учебника становится понятным только после объяснений педагога, после серьезной проработки на уроке.
В то же время Исаак Калина признал, что среди учебников очень много неудачных. Но не потому, что их пишут академики. А потому, что это делают за них аспиранты.
– Поэтому приказом министра А.Фурсенко ужесточается процедура экспертизы учебной литературы, – рассказал Калина. – Для присуждения грифа «Рекомендовано» учебник должен будет пройти трехлетнюю апробацию не менее чем в семи регионах и получить положительные отзывы учителей, родителей и старшеклассников.
– Будет ли обязательным предмет «Основы православной культуры?» – задали очередной вопрос по «горячей линии».
– Речь идет о преподавании истории религий, – сразу уточнил Исаак Калина. – Этот предмет относится в региональному и школьному компонентам БУПа. Он необходим, потому что очень многие исторические события и культурные явления будут непонятны без знания основ религии.
На этом предсказуемые вопросы закончились и начались неожиданные. Один из них задала директор оренбургской гимназии № 4 Татьяна Шабардина:
– Признаете ли вы фундаментальное расхождение между интересами учителя, школы и государственной политикой в сфере образования? Я имею в виду поправки в Закон «Об образовании» и 122-й Закон.
– Госполитика в сфере образования не может и не должна отвечать только интересам учительского сообщества, – резко ответил Исаак Калина. – Заказчики этой политики – государство и общество в лице родителей. А педагогическое сообщество является исполнителем. Не всегда мы, учителя, понимаем эту разницу.
– Ни один учитель или родитель не обращался ко мне с жалобами на 122-й закон, – заявил ректор АПКиПРО Эдуард Никитин. – Вся критика по этому поводу звучит в основном в узком профессиональном кругу. 122-й закон – общесистемный, он не влияет непосредственным образом на судьбы педагогов.
– После передачи ПТУ в ведение субъектов РФ их стали закрывать, – ответила Никитину Ирина Магомедова из Красно-
ярска, преподаватель ПТУ и мать троих детей. – Сокращаются планы приема учащихся. Все это – прямое следствие 122-го закона.
Ректор АПКиПРО предпочел не отвечать Ирине Магомедовой.
– Дело не только в несовершенстве законов, – сказал Павел Максименко из Москвы. – Они нарушаются сплошь и рядом!
– Бороться с этим призвана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, – ответил Исаак Калина. – Сегодня она очень серьезно проверяет образовательные учреждения всех уровней в разных регионах. Но беда в том, что родители проявляют пассивность в решении проблем образования, занимают сугубо потребительскую позицию. Поэтому необходимо создавать управляющие (попечительские, родительские) советы школ, которые разделят с педагогическим коллективом права и обязанности по управлению образовательным учреждением.
– Вступительный взнос в некоторые столичные школы колеблется от 500 до 1000 долларов, – поступило сообщение на «горячую линию. – Такая ситуация характерна для многих городов России. А чиновникам от образования невыгодно искать выход из создавшейся ситуации.
– Надо устраивать детей не в те школы, которые подальше и подороже, а в те, где к ним будут относиться хорошо, – не мудрствуя лукаво посоветовал Исаак Калина. – И не за деньги, а совершенно бескорыстно.
– Нельзя спокойно смотреть в глаза учителю и воспитателю, работающим за такую малую зарплату, – высказался анонимный участник «горячей линии».
В ответ руководители ведомства пообещали, что педагогам удвоят зарплату на год раньше, чем другим бюджетникам, – в 2007-м.
Было бы странно, если бы родительское собрание с участием руководителей системы образования обошлось без вопросов о ЕГЭ. Эта тема одинаково волнует родителей из Оренбурга, где эксперимент по ЕГЭ идет с 2002 года (не без усилий И. Калины, долгое время возглавлявшего управление образования Оренбургской области), и жителей Иркутской области, где ЕГЭ не проводился еще ни разу.
Исаак Калина рассказал, что в настоящее время разрабатывается законопроект о ЕГЭ. Он предусматривает, что выпускник сможет выбирать форму итоговой аттестации по ряду предметов. Пока еще не определено, по каким предметам ЕГЭ будет обязательным. Бесспорно, это будет русский язык, который сдается во все без исключения вузы. Насчет «царицы наук» – математики ведутся споры. Но до 2008 года ЕГЭ остается экспериментом, участие в котором добровольно.

– Дороги чиновников и родителей пересекаются, и нам надо идти рука об руку, вместе и вперед, – сказал, завершая собрание, Эдуард Никитин.
Однако у многих наверняка осталось ощущение, что эти дороги пересеклись ненадолго и снова разошлись в разные стороны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru