|
Это первый из пяти номеров, составленных из
статей о педагогических идеях.
Десятилетие назад подобный сборник показался бы
заполненным экзотикой. Сегодня знакомого для
наших читателей в нем куда больше, чем
неизвестного.
Конечно, наш выбор неполон, произволен,
разнороден. Одни материалы – самые общие, другие
на их фоне покажутся чересчур конкретными. Одни
проверены десятилетиями, другие более чем
спорны. Одни представлены апологетически, вторые
критически, третьи скорее звучат как
рассуждения. Какие-то из них тяготеют к
магистральным линиям, другие – к более
обособленным. Но мы и не старались выбрать
главное или составить удобный для пользователя
справочник. Наша задача скромнее: предложить
поле обсуждения, именно за счет
разномасштабности и разнородности материала
угадать измерения самого понятия о
педагогических идеях в сегодняшней России.
А то, что объединяет темы сборника между собой,
что намечает их общность и перекличку, – это
признание свободы и сотрудничества нормой
взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Свобода и сотрудничество – и дальняя цель, и
исходный пункт. Тот идеал, который именно потому
и обретает плоть, что то и дело просвечивает,
действует в обыденной жизни.
Не забудем и об основе всего новаторского
движения в России – о принципе учения без
исключения. Он представляет собой едва ли не
главный фундамент живых педагогических практик.
На нем они – важнейшее, необходимейшее ядро
любой постройки.
Сам принцип общедоступного образования сегодня
все более размывается. И живое в школе давят
теперь мудро, без шума, без идейных дискуссий, как
бы домашним образом, как бы по совокупности
случайных причин.
Впрочем, материалы этих номеров незлободневны;
скорее идилличны. Но от воспоминаний об
идиллическом взгляде на вещи удобно
оттолкнуться в драматическую эпоху. Обдумать,
что же произошло с биографиями педагогических
открытий за прошедшее десятилетие.
Мы не первые на земле живем, и до нас люди жили, и
всегда казалось, что время невыгодно для
воспитания. “Как вырастить хороших людей в
дурных обстоятельствах?” – это старинная
проблема, и всегда одни люди решали ее, а другие
находили оправдательные причины для объяснения
бесчестности и недоброты выросших своих детей:
мир виноват. Но в одном и том же мире есть хорошие
школы и плохие, хорошие семьи и дурные, хорошие
дети и ужасные.
Попытаемся понять, что же происходит между нами и
нашими детьми, когда мы их воспитываем, и какую
силу имеют различные наши педагогические
действия, что возможно в воспитании и что
невозможно, что из чего получается.
...эту педагогику никто не изобретал, ее просто
увидели те учителя, кто обнаружил, что главный
корень всех их поисков и находок –
сотрудничество с детьми.
...иногда ребенок теряется и не может сделать
выбор: как поступить, что важнее? Чтобы помочь ему
в трудных жизненных ситуациях, и существуют
правила педагогической поддержки.
...толстовская педагогика с ранних лет приучает
детей к пониманию самых сложных явлений:
человеческих чувств, взаимоотношений,
предназначения человека, смерти, бессмертия. С
первого занятия маленький человек начинает
выстраивать собственный жизненный путь.
...в этой школе можно играть днями, неделями и даже
месяцами, можно быть совершенно свободным от
любых идеологических, религиозных или моральных
запретов, и вся полувековая история Саммерхилла
говорит, что хорошими детей делает вовсе не
нравственное воспитание, а...
...здесь все дети сами решают, чему, где и как они
будут учиться, и делают это очень серьезно, с
большим удовольствием. А учителю выпадает
радостная роль исследователя, наблюдающего за
раскрытием детской души и откликающегося на
просьбу ребенка: “Помоги мне это сделать”.
...в школе-парке дети действительно чувствуют
себя как в настоящем парке. Полная свобода
передвижений, и никакого диктата расписания!
Захотел – пошел на студию словесности, захотел –
двинулся в сторону спортзала.
...оценка – инструмент обоюдоострый. Она может и
ранить детей, и объединить их, и даже повысить
интерес к предмету, как это произошло у одной
учительницы, которая не побоялась ввести в своем
классе оценку за дружбу.
|
|
|