РУБРИКИ
№ 49/1999
ССЫЛКИ 
Это первый из пяти номеров, составленных из статей о педагогических идеях.
Десятилетие назад подобный сборник показался бы заполненным экзотикой. Сегодня знакомого для наших читателей в нем куда больше, чем неизвестного.
Конечно, наш выбор неполон, произволен, разнороден. Одни материалы – самые общие, другие на их фоне покажутся чересчур конкретными. Одни проверены десятилетиями, другие более чем спорны. Одни представлены апологетически, вторые критически, третьи скорее звучат как рассуждения. Какие-то из них тяготеют к магистральным линиям, другие – к более обособленным. Но мы и не старались выбрать главное или составить удобный для пользователя справочник. Наша задача скромнее: предложить поле обсуждения, именно за счет разномасштабности и разнородности материала угадать измерения самого понятия о педагогических идеях в сегодняшней России.
А то, что объединяет темы сборника между собой, что намечает их общность и перекличку, – это признание свободы и сотрудничества нормой взаимоотношений между взрослыми и детьми. Свобода и сотрудничество – и дальняя цель, и исходный пункт. Тот идеал, который именно потому и обретает плоть, что то и дело просвечивает, действует в обыденной жизни.
Не забудем и об основе всего новаторского движения в России – о принципе учения без исключения. Он представляет собой едва ли не главный фундамент живых педагогических практик.
На нем они – важнейшее, необходимейшее ядро любой постройки.
Сам принцип общедоступного образования сегодня все более размывается. И живое в школе давят теперь мудро, без шума, без идейных дискуссий, как бы домашним образом, как бы по совокупности случайных причин.
Впрочем, материалы этих номеров незлободневны; скорее идилличны. Но от воспоминаний об идиллическом взгляде на вещи удобно оттолкнуться в драматическую эпоху. Обдумать, что же произошло с биографиями педагогических открытий за прошедшее десятилетие.
Мы не первые на земле живем, и до нас люди жили, и всегда казалось, что время невыгодно для воспитания. “Как вырастить хороших людей в дурных обстоятельствах?” – это старинная проблема, и всегда одни люди решали ее, а другие находили оправдательные причины для объяснения бесчестности и недоброты выросших своих детей: мир виноват. Но в одном и том же мире есть хорошие школы и плохие, хорошие семьи и дурные, хорошие дети и ужасные.
Попытаемся понять, что же происходит между нами и нашими детьми, когда мы их воспитываем, и какую силу имеют различные наши педагогические действия, что возможно в воспитании и что невозможно, что из чего получается.
...эту педагогику никто не изобретал, ее просто увидели те учителя, кто обнаружил, что главный корень всех их поисков и находок – сотрудничество с детьми.
  • ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
  • ...иногда ребенок теряется и не может сделать выбор: как поступить, что важнее? Чтобы помочь ему в трудных жизненных ситуациях, и существуют правила педагогической поддержки.
    ...толстовская педагогика с ранних лет приучает детей к пониманию самых сложных явлений: человеческих чувств, взаимоотношений, предназначения человека, смерти, бессмертия. С первого занятия маленький человек начинает выстраивать собственный жизненный путь.
    ...в этой школе можно играть днями, неделями и даже месяцами, можно быть совершенно свободным от любых идеологических, религиозных или моральных запретов, и вся полувековая история Саммерхилла говорит, что хорошими детей делает вовсе не нравственное воспитание, а...
    ...здесь все дети сами решают, чему, где и как они будут учиться, и делают это очень серьезно, с большим удовольствием. А учителю выпадает радостная роль исследователя, наблюдающего за раскрытием детской души и откликающегося на просьбу ребенка: “Помоги мне это сделать”.
    ...в школе-парке дети действительно чувствуют себя как в настоящем парке. Полная свобода передвижений, и никакого диктата расписания! Захотел – пошел на студию словесности, захотел – двинулся в сторону спортзала.
    ...оценка – инструмент обоюдоострый. Она может и ранить детей, и объединить их, и даже повысить интерес к предмету, как это произошло у одной учительницы, которая не побоялась ввести в своем классе оценку за дружбу.
    ГЛАВНАЯ 
    СТРАНИЦА 
    издательского 
    дома 
    "ПЕРВОЕ 
    СЕНТЯБРЯ" 

    ПОИСК 
    ПО СЕРВЕРУ 

    www.yandex.ru


    РЕКЛАМОДАТЕЛЮ 
    НАШИ 
    КООРДИНАТЫ 

    РЕДКОЛЛЕГИЯ 


    Рейтинг@Mail.ru

    © "Первое сентября

    главный редактор
    Елена БИРЮКОВА
    заместитель главного редактора
    Сергей ЛЕБЕДЕВ

    Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4; тел.: +7 (499) 249-31-38;
    вопросы по сайту: periodical@1sept.ru
    Издательский дом "Первое сентября"
    Рейтинг@Mail.ru
    Рейтинг@Mail.ru