Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/1999

Архив

Идея школы Монтессори


Мы стараемся не задевать личность ребенка, не унижать его, указывая на недостатки и ошибки. Мы создаем в классе атмосферу труда и целеустремления, общей доброжелательности и тем вовлекаем детей в труд. От этого они сами становятся умнее и добрее.
“Педагогика сотрудничества”

Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленного действия.
Наблюдения за естественным поведением детей позволили Марии Монтессори выделить особые периоды восприимчивости, большинство из которых протекает только в детстве. Она называет их “сенситивные фазы развития”. Например, сенситивный период развития языка у большинства людей заканчивается уже к 5–6 годам.
К периодам особой восприимчивости Монтессори относила также и стремление ребенка 2–4 лет к порядку. Для малыша важно просыпаться утром и видеть, что все вещи лежат на своих местах. Он стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды.
К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.
Когда окружающее пространство позволяет ребенку созидательно действовать, то разрозненные вспышки детской энергии соединяются, и возникает как бы “новый ребенок”. Этот психологический феномен Монтессори называла нормализацией. Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребенка. Это не конечный результат воспитания, хотя нормализованные дети демонстрируют восхитительные с точки зрения взрослых человеческие качества. Это только начало.
В одной из российских школ Монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада – школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори-педагога. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Для Монтессори-учителя характерно отступить на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается прежде всего на одну просьбу ученика: “Помоги мне это сделать самому”.
Если педагоги стремятся к освобождению детей и хотят увидеть естественные проявления их наклонностей, то это не означает, что им следует сесть в углу классной комнаты и просто наблюдать происходящее. Прежде чем пустить детей в класс, Монтессори-учитель подготавливает специальную среду, в которой он будет наблюдать детей, и специальные предметы для их свободной деятельности.
У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимулами, и освобождение его духа приходит само собой, естественным путем, без каких-либо взрослых вмешательств и специальных педагогических приемов.
Но каждый культурный предмет, придуманный человеком, имеет точное назначение и требует определенного обращения. В группе Монтессори-детского сада или школьного класса на полках стоят десятки предметов, которые в состоянии презентовать только профессиональный Монтессори-педагог, потому что в большинство из них вложен именно дидактический смысл. В точности каждой демонстрации, осмысленности отдельного движения руки, понимании того, что может произойти в душе ребенка, когда он прикоснется к чаше с водой, книге, листу бумаги, заключено мастерство Монтессори-учителя.

Ракушка на ладони

Мария Монтессори называла свой метод методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори ставила в основу педагогической антропологии.

Полная тишина. Пятнадцать детей сидят на полу в центре класса. Из рук в руки бережно передается пятнистая океанская ракушка, довольно крупная, но помещающаяся в детских ладонях. Максим еле дождался. Ему мало просто повертеть в руках диковину. Непременно надо понюхать. Даже лизнул тихонько. Сморщился – вроде соленая даже? А как же, раз из океана. Наконец учитель ставит ракушку в центр круга. Долго молчавшим детям не терпится поговорить.
Первая, конечно, Саня.
– Мне хочется сказать, на что похожа ракушка! Иногда – на верхушки гор, на рот кита, на границу.
– А я думаю – еще это пещера, спина кошки и улитка, – подхватывает Юрик. – Ой, смотрите, как интересно! Если столько вещей сразу похожи на ракушку, значит, она – как весь мир!
Знал ли Юрик о философии всеединства? Конечно же нет. Просто разговор происходил при изучении уникального предмета, разработанного для учеников Монтессори-школ. Называется он “космическое воспитание”. При ближайшем рассмотрении может показаться, что речь идет о звездах и планетах. Это не совсем так. Греческий корень “косм” означает “порядок”. Следовательно, “космос” с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. И задача школьного предмета с таким названием – сохранение и развитие у ребенка целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями. Дети 5–10 лет, обучающиеся в начальной Монтессори-школе, проявляют особый интерес к деятельности такого рода, потому что на этот возраст приходится сенситивный период (период особенной чувствительности) восприятия взаимосвязей в окружающем мире у ребенка, связанный с потребностью вырваться из хаоса накопленных первичных представлений о мироздании. Мария Монтессори называет ребенка этого возраста ребенком-исследователем, потому что ему уже мало знать название вещи и ее назначение. Теперь его чаще интересуют более глобальные вопросы. Откуда все взялось, что было в самом начале? Вот главные вопросы этого возраста.
Монтессори говорит о двух направлениях развития личности ребенка посредством этого предмета, объединении познаний ведущих наук о мире (астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физики, химии и др.) для создания у малыша единого образа мира и “развитии его индивидуальности, его скрытой энергии, достижении более ясного разума, более сильного характера и новых, более свободных форм сознания”. (М.Монтессори. Космическое воспитание.) Через соединение этих двух начал ребенок достигнет понимания, что каждый может внести вклад в существование всех, сумеет осознать собственное предназначение и будет стремиться к его реализации.
Многолетние наблюдения за свободно и самостоятельно развивающимися детьми привели Монтессори-педагогов к мысли о необходимости двух тематических плоскостей предмета “космическое воспитание”:
горизонталь – ежегодно повторяющиеся изменения в природе и жизни людей, связанные со сменой времен года;
вертикаль – устремление детской души ввысь, постижение неизвестного мира от его крохотных частичек до создания единой огромной картины. Атомы и Вселенная – противоположные конечные точки этой вертикали.
Начало года всегда связано с желанием детей добывать информацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств. Они стремятся проводить опыты с различными телами и веществами, узнавая их свойства. Для учителя это прекрасная возможность помочь детям задуматься о первоосновах мира (земле, воде, огне, воздухе) через изучение конкретных тел и веществ. Интерес к неживой природе достаточно быстро сменяется интересом к изучению растений, животных и человека, их строения, процессов развития и размножения.
От исследования очевидного детский взор часто обращается к вопросу: чем человек отличается от животного? И тогда перед ребенком открываются глубины человеческой культуры. География и история тесно переплетаются в сфере его интересов. Тогда-то впервые малыш ощущает принадлежность к своему народу и человечеству в целом. Специально спроектированный педагогами дидактический Монтессори-материал по истории и географии как раз направлен на то, чтобы дети сумели спонтанно составить представление о протяженности культурного времени и заполненности его героями и событиями, попытались бы найти там и свое место. То же относится и к ощущению пространства.
“Космическое воспитание” – интегрированный предмет. Монтессори-учитель сознательно строит развивающую среду так, чтобы знание ребенок мог добывать разными способами. Так и появляются в учебном пространстве сборники стихов, легенд и преданий наравне с учебниками и энциклопедиями. Создатели развивающей среды намеренно соединяют методы истории и физики, образы литературы и живописи. Что для взрослого совершенно немыслимо, для ребенка абсолютно органично, ведь, например, слон для него – млекопитающее и добродушный толстяк из сказки одновременно.
Подобное смешение методов естественно-научных и гуманитарных дисциплин, как ни странно, помогает ребенку самому понять в дальнейшем их различие. Потом, когда он сам решит, что его больше интересует, он сделает выбор в пользу той или иной группы дисциплин. Но сначала ему хочется попробовать себя сразу во всем. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыты по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии в 11 классе. Ему уже сейчас, в 5–10 лет, это безумно интересно. И он не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биология, астрономия, история. Потому что в один и тот же день его одинаково занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Поэтому “космическое воспитание” включает основы всех наук о мире и человеке.
Кроме работы с конкретным дидактическим материалом, дети рисуют, раскрашивают, изготовляют модели исследуемых объектов, осуществляют опыты в настоящей маленькой лаборатории, изучают и создают самостоятельно научные и художественные тексты, работают индивидуально и в группах. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из основных идей курса – личное проживание образовательных смыслов. Потому что только то знание принимается ребенком как лично значимое, в котором отражается он сам.

Один день в “Муравейнике”

Человеку, без сомнения, необходимо укрепить свои внутренние силы, понять, как он должен вести себя по отношению к окружающим, и осознать, как живут другие люди. Человеку также никогда нельзя прекращать направлять свои мысли все выше: это позволяет расти его душе. Но эти принципы нельзя передать путем их преподавания, они должны превратиться в собственное достояние посредством длительного и глубокого переживания.
Мария МОНТЕССОРИ

Все Монтессори-школы мира похожи друг на друга. Окружающая ребенка среда, учебное пространство смоделированы взрослыми на основании возрастных потребностей учеников. В комнатах малышей обязательно стоят классические Монтессори-материалы, а у старших – много книг и лабораторного оборудования. Большую часть учебного времени занимает свободная, самостоятельная работа детей. Причем заниматься можно где угодно – за столом, в кресле и даже на полу. Когда в первый раз откроешь дверь Монтессори-класса, впечатление, будто крохотные муравьишки всецело заняты своими спешными делами. Не случайно и классы в школе – не привычные всем “А” и “Б”, а “Пчелы” и “Муравьи”. Название выражает реальную суть вещей: монтессорианские дети все время в движении, в работе, всегда заняты реализацией своих замыслов. Как муравьи.
Занятия начинаются в 9 часов утра. Но уже за полчаса до начала школа наполняется детьми, они оживленно болтают с приятелями, радостно здороваются с учителем. Потому что не испытывают всем нам с детства знакомого утреннего страха: вдруг меня спросят, а я забыл. Домашних заданий, уроков, дневников и отметок нет. Даже рюкзачки набиты не тяжелыми учебниками, а всякими интересными вещами. Кто-то принес для всех новую энциклопедию, кто-то – игрушку, а кто-то – банку с живыми лягушками. Все это тут же рассматривается со всех сторон. А учитель предлагает владельцу лягушек сделать сегодня о них доклад. Так реальная жизнь ребенка становится частью учебного процесса.
Каждое утро занятия начинаются общим кругом, который взрослые называют рефлексивным, потому что он дает ребенку возможность научиться осмысливать свои поступки, фрагменты своей и чужой жизни. Кто я? Какой я? Что я люблю? Что я делаю, когда мне обидно? Что мне понравилось во вчерашнем спектакле? Говорят по кругу. Учитель говорит после всех. Возможность видеть во время обсуждения глаза друга раскрепощает детей. Потому что каждый знает – что бы ты ни говорил, тебя обязательно выслушают. Так ежедневно дети учатся чувствовать не только себя. Так спонтанно формируется уважение к чужой точке зрения.
После 15-минутного утреннего круга начинается то, что Монтессори-учителя называют свободной работой. Свободные занятия детей по собственному выбору по базовым предметам начальной школы – языку, математике, литературе, окружающему миру (в Монтессори-школе этот предмет называется “космическое воспитание”) – это основная часть учебного процесса. Мальчуган лет восьми пристроился с книжкой, растянувшись на животе в уютном уголке для чтения, пока его друг за своим рабочим столиком справляется с задачами на движение. Двое ребят ушли в другую комнату, чтобы почитать стихи со сцены. Посреди класса на симпатичном голубом коврике девочка сортирует карточки, распределяя животных по классам. А в мастерской мальчик лепит посуду времен древних славян. Рядом с десятилетним мальчиком, спрягающим глаголы, может сидеть семилетняя девчушка и писать сочинение для школьного журнала. Разновозрастные классы обязательны в Монтессори-школе. Каждый ребенок, оказываясь одновременно и старшим, и младшим, учится сотрудничать с другими не только в игре, но и в интеллектуальных поисках.
У каждого ребенка есть свой план работы. В начале недели он получает чистый бланк, разделенный на 5 частей – по числу дней. Все дети каждый день занимаются языком, математикой, читают книги. Количество и темп работы каждый ребенок определяет для себя сам, планируя их заранее. В конце каждого рабочего дня учитель просматривает планы.
Кроме того, у каждого ребенка есть рабочие тетради по всем предметам, специально разработанные педагогами школы с учетом специфики Монтессори-образования. Каждая страница тетради устроена так, что можно заниматься совершенно самостоятельно, демонстрируя лишь результаты своей работы.
После прогулки рабочий день продолжается. Наступает время совместных занятий – ребята одного года обучения собираются вместе, чтобы начать “погружение” в какой-то предмет.
Но жизнь в Монтессори-школе – это не только свободное освоение академических предметов. Это еще и выпуск газеты и журнала, рисование, музицирование на флейте, танцы по вечерам и общие творческие дела, называемые проектами. Вся школа, маленькие и большие, участвуют в этом. Проект – это не просто развлечение, отдых. Это важная часть учебного процесса. Потому что каждый может продемонстрировать, чему научился. Я могу оформить билеты, потому что научился красиво писать. Я узнал столько интересного о змеях, поэтому подготовлю доклад. И главное, проект – это еще одна возможность почувствовать собственную ценность в группе, внести свой вклад в общее дело. Проекты сильно отличаются от праздников, которые нам устраивали в детстве. Потому что здесь ребенок – хозяин и автор, а не зритель.
При этом важен бывает часто не результат, а именно процесс, в котором и формируются дружеские, доброжелательные и ответственные отношения взрослых и детей. Именно поэтому каждый ребенок в такой школе, каким бы замкнутым и неуспешным он ни казался, обязательно находит свою нишу. У него есть главная возможность – ощущать себя не просто учеником, но растущим, счастливым, свободным и добрым человеком.

Свободная школа глазами детей

С рождения ребенок имеет некую мощь внутри себя. Мы должны видеть не просто ребенка, а Бога в нем. Мы должны уважать в нем законы творения. Мы не должны думать, что можем сотворить ребенка. Секрет воспитания – в распознавании и наблюдении божественного в человеке. Мы должны помогать и сотрудничать, продолжать божественную работу, а не подменять ее собой.
Мария МОНТЕССОРИ

Наша школа совсем не такая, как другие, как, например, школа моего брата. Там всегда задают, что надо делать, а у нас есть свободная работа. Свободная работа – это не то, что уроки. Ты можешь делать все что хочешь. Но это не значит – давай бездельничай, потому что есть свободная, но все-таки работа. И в школу ты приходишь учиться. Так здесь ребенок приучается к свободе.
Когда человек приходит к нам, чтобы ему привыкнуть, на полках стоят специальные материалы на разные темы. Ты работаешь с этим материалом, и становится легко. У нас ученик учится не от учителя, а сам от себя. Когда тебе кажется, что ты все понимаешь без материала, ты работаешь с ним последний, контрольный раз. Делаешь его и думаешь: могу ли я сделать это без материала с ребятами, в тетради, не запутаюсь ли? Если все ответы положительные, значит, материал помог тебе и ты можешь работать без него.

Петухова Юля, 9 лет

В нашей школе учатся свободные люди, которые думают не чужой головой, а своей. Делают что хотят, но при этом думают о последствиях. Если ученику нашей школы сказать: “Давай прыгай в колодец!” – скорее всего он не сделает этого. Потому что подумает сначала.

Артозеев Сережа, 10 лет

В других школах дети должны долго сидеть смирно, пока учитель объясняет. И часто бывает, что даже не надо думать, а просто запоминать и рассказывать. А здесь можно ходить везде и искать информацию самому в разных источниках. Все равно что муравей ползает и добывает себе пищу.
И еще у нас всегда можно советоваться с другими и помогать. И ты не просто запоминаешь, а понимаешь, что это означает. Так легче.
Здесь я понял, что нельзя сравнивать себя с другими – лучше я или хуже. Мой брат умеет рисовать, зато я хорошо играю в футбол. Каждый человек много чего сможет, ему всего лишь надо потренироваться.
Если исчезнет наш утренний круг, проекты, газета или прекратятся сочинения, это я сразу замечу. Мне будет плохо без них. Ведь на круге мы смотрим друг другу в глаза, а не в затылок. И не говорим наспех: “Привет!”, а: “Здравствуй, как хорошо, что ты пришел!”
В сочинениях мы записываем свои мысли, а в проектах – осуществляем их. Это как волшебный сон. Вот ты живешь в XX веке, а когда начинается греческий проект, ты вдруг становишься спартанцем. А я вообще больше люблю узнавать все не по книгам, а через действие. И потом уже сравнивать текст и то, что я представлял. Даже если не очень сходится, я радуюсь, потому что придумал это сам.
А в газете описывается вся наша жизнь. Если человек захочет узнать о свободной школе, он откроет папку с нашими газетами и прочтет, что думали дети.

Елена ЛИТВЯК,
Елена ХИЛТУНЕН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru