|
Самое удивительное в природе – ее
изменчивость. Сейчас небо голубое, а через пять
минут уже нахмурилось. Так и человек. Есть даже
целая теория об исторически изменчивом детском
характере и гипотеза о современном кризисе
детства. Может, этот кризис и возник оттого, что
детям разного возраста для счастливой жизни
необходимо разное, а мы это плохо учитывали? Если
осуществится мечта о школе сотрудничества, то,
надеемся, этот кризис их минует. Потому что у нас
самые маленькие будут учиться дома – первые
знания лучше всего получать из маминых рук.
Говорят же: “впитал с молоком матери”.
А в комнаты для 5–7-летних мы поставим, кроме
большого спортивного комплекса с лесенками и
перекладинами, по которым можно будет забираться
до самого потолка (детям необходимо движение),
множество низких полок.
Там разложим специальные дидактические
материалы, с помощью которых можно многому
научиться самостоятельно, даже не умея читать и
писать. Младшие ведь очень похожи на настоящих
исследователей. Им все на свете интересно.
А вот средние... Тут, вероятно, придется
превратить нашу школу в клуб, потому что именно
общение, приближающееся по типу к клубному,
становится ведущей деятельностью подростка. Это
время общих сборов и обсуждений, лесных походов и
испытаний, когда большая жизнь сама входит в
класс.
Впрочем, как бы ни была она устроена, все будут
всегда чуть-чуть завидовать старшеклассникам.
Они особые люди, чувствуют себя взрослыми и
строят планы на будущее. Можно сказать, создают
свой будущий образ. В этом поиске – путь к
развитию. Тут главное – позволить им принимать
самостоятельные решения и в то же время быть
рядом, оставаться друзьями.
Так у нас и будет...
Детьми приходится управлять, и мы должны учить их,
передавать им некий опыт нашей жизни. Но мы
иногда думаем, будто управлять и учить – это и
значит воспитывать.
Глагол “воспитывать” объединяет три разных
действия: управлять, учить и общаться.
...каждое понятие, правило, формула в чем-то
подобны человеку, которого ты когда-то знал и
который время от времени прячется от тебя,
сливаясь с толпой незнакомцев... И все же способ
распознать “злодея” есть. И это только один из
ряда волшебных способов сделать изучение любого
предмета интересным, увлекательным, желанным.
...когда ребенок учится кататься на велосипеде, он
не достает с полки письменное руководство, а
просто садится за руль. Конечно, сначала он
падает, но в конце концов едет. Такие знания и
есть самые живые, они останутся с нами на всю
жизнь.
...когда дети сами выбирают себе задание по силам,
в классе исчезают первые и последние ученики: все
сильны в меру своих сил! И оказывается, это лучший
рецепт, чтобы вселить в детей уверенность и
желание учиться.
...если соединить однажды школу и клуб, может
получиться удивительная педагогическая система,
живущая по самым главным законам – законам жизни.
...когда семья превращает свой дом в школу,
родители сами становятся и учителями, и
методистами, и директорами. А дети? Они остаются
детьми – и это самое главное.
...когда в одной группе учатся дети разного
возраста, все это напоминает одну большую семью.
И если дать возможность младшим выбирать себе
партнеров для занятий, а старшим быть выбранными,
они начнут получать новые знания и опыт не только
от учителя, но и от общения друг с другом...
...он старался стать взрослым, который не забыл
собственное детство, старался увидеть мир
глазами ребенка. Любой малыш был для Корчака
самостоятельной личностью, имеющей право на
уважение.
|
|
|