Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/1999

Архив

Идея разновозрастного коллектива

О преимуществах разновозрастных детских коллективов рассуждают часто.

Только, к сожалению, обычно о них говорят лишь в связи с воспитанием детей, а не с их обучением. В системе так называемого “дополнительного образования” не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и тур-клубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим, на преемственности поколений...

Думаю, перечислить все варианты обучающих разновозрастных групп и кружков довольно трудно, да и зачем? Они уже давно существуют и развиваются, на смену одним ученикам приходят другие, сохраняя традиции своих предшественников. Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным (для учителей из системы “обязательного образования”) упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

Может быть, это ощущение свободы собственного выбора, занятия не тем, что нужно кому-то, а тем, что нужно тебе? А может, это включение в общее дело, успех которого зависит от вклада каждого из участников? Или это разновозрастная группа, развивающаяся по естественным законам, не умирающая во время выпускного вечера, открытая для общения с внешним миром, ждущая новых сподвижников?

С самого начала хочется обратить внимание на странное с точки зрения взаимоотношений людей вне системы образования название рассматриваемых ниже коллективов: разновозрастные группы. Сразу понятно, что они противопоставляются одновозрастным. Парадоксальным же является то, что естественную социальную структуру (разновозрастную) в педагогике нам приходится рассматривать как нечто особенное, из ряда вон выходящее. Более того, способы работы с детьми и цели образования на сегодня стали настолько приспособленными к таким явно неестественным группам (одновозрастным), что первоначально искусственно созданная структура многими воспринимается как естественная, натуральная. Образовательные программы, стандарты, переводные экзамены, аттестаты зрелости – все это подразумевает не только зависимость накопленных знаний от возраста, но и требует соответствующего построения учебного процесса.

Учителя преподают предметы, так как подразумевается, что одинаковые дети имеют одинаковые шансы усвоить набор знаний. Образованием считается нечто, что можно получить (мы так и говорим: получил образование). В результате учитель занимает довольно странную роль в социуме: передатчика знаний, умений, навыков и “контролирующего прибора”. Сам он при этом может эти же знания никогда и нигде не использовать, даже вовсе не уметь этого делать. Так компьютер может с легкостью выдать правила катания на лошади, но вряд ли будет на ней кататься...

Как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться.
“Педагогика сотрудничества”

 

Чтобы дети не делились на сильных и слабых – откроем двери для новичков!

Вопрос о содержании образования, пожалуй, один из самых сложных и самых важных в современной инновационной педагогике. Образование – это то, что человек способен отдавать другим (определение Милослава Балабана). Причем эта “отдача”, хотя и может происходить в различных формах, является одновременно способом образования и критерием его роста.

Другими словами, обучением и критерием его качества может быть деятельность, нужная или интересная для других. Например, не рисование в альбоме, а оформление витрин или стен школы, не сочинение, а издание школьной газеты или книги, не ответ учителю, а объяснение того же материала тем, кому трудно разобраться в нем самим. Для старших школьников это может быть вполне серьезная работа на рабочих местах в городе, при которой можно развивать и использовать имеющиеся навыки и умения.

Нетрудно заметить, что такой смысл образования: “Я делаю что-то реальное для других, значит, я учусь” – характерен для многих современных гуманистических вариантов развития школы.

Но, пожалуй, единственным на сегодняшний момент направлением, полностью следующим этому содержанию образования, является “Продуктивное образование” – движение, появившееся сначала в Америке как проект “Город как школа”, а позднее распространившееся по всей Европе, включая Россию. Однако им приходится работать в основном со взрослыми учениками (старше 16 лет), имеющими большие трудности в образовании по различным причинам (физическим или социальным).

Для того чтобы разновозрастная группа эффективно работала, она должна быть открытой, иметь постоянный приток новых членов группы, лучше младшего возраста. Ни для кого не секрет, что дети отличаются друг от друга не только по количеству прожитых лет, но и по степени физиологического созревания, умственного развития, социальным навыкам и другим факторам. Поэтому в закрытой разновозрастной группе велика опасность привыкания всеми членами группы к разнообразным возможностям и способностям одних и к постоянному неумению, слабости других. В результате может возникнуть естественное для любой горизонтали деление на сильных и слабых, а про разность в возрасте и важность индивидуальных различий все быстро забывают. Если же группа открытая, каждый имеет потенциальную возможность сменить свою роль, стать из малыша-неумейки старшим и нужным для новенького. Другими словами, только открытая группа обеспечивает максимальную возможность для каждого найти место, где он кому-то нужен.

Образование – это то, что человек способен отдавать другим. Эта отдача является одновременно и способом получения знаний, и критерием его личностного роста.

 

 

Класс, похожий на дружную семью

В рамках этих двух границ в учебных вертикалях возможно применение разнообразных методов и учебных приемов: фронтальная и парная работа, игровые методы, самостоятельная работа и другие.

Научиться способам работы в разновозрастной группе проще всего в семье. Недаром в Англии семейным образованием называют образовательные системы, которые построены на взаимодействии детей разных возрастов. В семье сосуществуют люди разных поколений, причем там все живут, а не готовятся к мифической будущей жизни. И ошибки воспитания там отражаются на самих воспитателях: родители связаны со своими детьми всю жизнь, а не пять – десять лет...

Приведем примеры способов работы учителя в отрытых вертикалях, отмеченные учителями в процессе работы:

1. Младшие эмоционально инициируют работу старших. Детям десятилетнего возраста свойственно более открыто, чем двенадцати-тринадцатилетним, выражать разнообразные положительные эмоции по отношению к учебной деятельности. Они демонстрируют удивление, восторг, заинтересованность, при этом зачастую старшие ребята из подростков с показным безразличием превращаются снова в интересующихся происходящим в школе детей. Безусловно, что при работе в вертикалях учителя могут специально создавать разнообразные ситуации в учебной группе (фронтальная работа, рассказ или лекция, дискуссия и так далее), вовлекая младших в интересную для них деятельность с целью активизации старших учеников.

2. Старшие ребята, демонстрируя увлеченность начатым делом, инициируют работу еще не включенных младших. Это особенно видно в студиях, где есть общее дело, требующее больших эмоциональных и умственных затрат. Усталость и желание бросить начатое дело наступает одновременно у всех ребят, однако старшие (возможно, из-за присутствия все тех же младших) продолжают работать, несмотря на усталость, что заставляет и младших не бросать начатое дело, а у старших повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Общее дело с возложением максимальной ответственности за результат на старших может стать еще одним приемом работы в учебных вертикалях.

3. В разновозрастной группе старшие могут помочь “выпадающим” младшим, что немаловажно для проведения индивидуальной работы со всеми учениками в больших учебных группах. При этом наблюдается двойной эффект: младший получает помощь в важном для него вопросе и ощущает себя комфортно и защищенно, а старший не только помогает учителю, но и имеет возможность утвердиться в собственных знаниях, выявить свои точки непонимания, структурировать собственные представления о мире в общении с другими людьми.

Создание учебных пар старший – младший с обязательной последующей демонстрацией обоим их роста может быть еще одним приемом работы в учебных вертикалях.

4. В процессе работы стали возникать устойчивые разновозрастные группы внутри предметных студий. В этих группах дети разных возрастов легко общаются, помогают друг другу, принимают помощь. Способы работы учителя, приводящие к образованию таких групп, пока трудно вычленить: изначально считалось, что это коллективная деятельность, однако такие группы сложились быстрее всего в студиях, где этот способ не использовался.

5. Учителя отмечают развитие умения ребят быстро приспосабливаться к изменяющимся группам, принятие на себя ответственности за неуспешность других и готовность помочь.

Благодарность за вопрос без ответа

Разноуровневость в вертикали естественна, обязательна, и соответственно никому не обидна.

Но учителю необходимы не только способы работы, при которых используется существующая разноуровневость ребят. Он должен и для себя принимать, что он не учит в разновозрастной группе других, а учится вместе со всеми. Если ему ученик задает вопрос, на который у старшего нет готового ответа, за такой вопрос говорят спасибо: ведь теперь учитель, пытаясь найти ответ, узнает что-то новое. А кто сделал так, чтобы учитель захотел найти это новое? Его ученик, задавший вопрос! К сожалению, нас учили, что учитель, идя на урок, должен “все знать”, что незнание ответов на детские вопросы – недостаток его подготовки, а не ценнейшая возможность учиться вместе со своими учениками, показывая им, как они для него важны.
В ситуации работы с разновозрастной группой позиция учителя по отношению к ученикам существенно изменяется: взрослый должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей.

При этом педагог не должен унижать детей публичной демонстрацией их неумения, незнания. При работе в вертикали педагогу нельзя говорить детям “ты должен” без действительного предварительного принятия ребенком на себя некоторых обязательств перед группой конкретных людей.

В ситуации работы с разновозрастной группой позиция учителя по отношению к ученикам существенно изменяется: взрослый должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей.

 

Что важнее – выучить свой урок или помочь другому?

Мы не хотим работать ни с какими малышами”, – слышали учителя перед тем, как сделать свои школьные группы разновозрастными (два года парк открытых студий работал как горизонталь, а на третий к пятидесяти семиклассникам прибавили двадцать пять пятиклассников). В то же время малыши приходили “на практику”, и было ясно видно, насколько серьезнее и взрослее становились ребята в присутствии младшеклассников. Почему же они так настойчиво убеждали взрослых, что не хотят принимать в свою группу новеньких младших учеников?

Скорее всего причину этого нужно искать в самом социуме, в устоявшихся там нормах. Несмотря на все усилия различных реформаторов образования, для большинства педагогов, учеников и их родителей знаниями до сих пор считается некоторая информация, накопленная в головах детей и сохраняющаяся там длительное время. А учебой – соответственно процесс накопления этих знаний. Их не наживают, не развивают, а получают.

Это убеждение в обществе настолько сильно, что многие воспринимают общение с младшими как ситуацию, отнимающую время, силы и знания у старших, которые якобы вместо того, чтобы потратить это все на себя, то есть “получить новые знания”, вынуждены работать на несмышленых малышей.

Обычно утро начинается так. Дети рассаживаются по собственному желанию, распределившись по возрастам: каждому интереснее со сверстниками...

Учитель начинает общую работу, но замечает, что для младшеклассников она тяжела: они не успевают открывать нужную страницу текста, теряются в общем разговоре, готовы отключиться от работы и начать привлекать к себе внимание другими способами. Старшие же, напротив, чувствуют себя уверенно, готовы работать и не терпят, если им этого не позволяют.

Учитель просит всех сесть таким образом, чтобы образовались пары старший – младший. Казалось бы, невинная просьба вызывает волну возражений: “Зачем? Лучше бы вы просто со старшими поработали!”
Учитель настаивает на своем, все рассаживаются парами. Однако работа идет вяло: нельзя заставить одних людей помогать другим, а других – принимать помощь, и при этом ждать, что люди получат от такого взаимодействия удовольствие. В результате – полное непонимание друг друга между старшими и младшими ребятами, эффект от работы такой группы ниже, чем был бы при работе одновозрастных групп. Оценив ситуацию, учителя предложили иной вариант развития событий. В следующий раз взрослый просто попросил о помощи тех, кому на занятии особенно легко, но предупредил, что старшеклассникам для этого придется увеличить скорость своей работы: “За то же время вы должны не только сообразить сами, что нужно делать, но и показать младшим. Это усложняет вашу работу и под силу не всем”. Причем одному-двум младшим помогает сам учитель, тем самым как бы ставя старших учеников на один уровень с собой. В результате работают очень успешно все ребята.

Ребенок и не скажет сразу, в каком классе он учится: за рабочим столом сидят и пятиклассники, и семиклассники, и десятиклассники. Что проходят – трудно сказать, потому что они просто не обсуждают вопросов, помогают разобраться в трудных местах маленьким, а не “проходят” учебную программу.

 

Для одних занятия становятся интереснее, а для других – серьезнее

Как бы мы ни верили в то, что разновозрастность необходима при свободной образовательной системе, до тех пор пока все наши ученики не увидят ее преимуществ, старшеклассники будут бороться против присутствия младших на “своих” занятиях. Мама и папа, бабушка и дедушка, соседи и друзья – все вокруг задают одни и те же вопросы, ставшие давно своеобразным ритуалом общения со школьниками: “Ты в каком классе учишься? Что вы сейчас проходите? Какие отметки получаешь?” Все эти вопросы теряют смысл при работе детей в открытой разновозрастной группе. В каком классе – да ни в каком, там есть и пятиклассники, и семиклассники, и десятиклассники. Что проходим – трудно сказать, потому что мы скорее обсуждаем вопросы, помогаем разобраться в трудных местах младшим, а не “проходим” материал. “Как, вместо того чтобы идти дальше, вы топчетесь на одном месте? Значит, вы все всего лишь в пятом классе?!” И глаза старших детей меркнут: “Пожалуй, и правда, зачем мне эти малыши? Зачем мне объяснять что-то им, мне надо идти дальше, осваивать программу!”

Противостоять сложившимся в обществе устоям очень трудно. Самым сложным при развитии учебной вертикали внутри системы общего образования оказалось отойти от административного разделения детей по классам. В личных делах они остаются “учениками такого-то класса”. А при работе в вертикали иногда просто необходимо забыть о возрасте, сделав упор на личные качества. Взрослые пытаются показать ребятам ценность самобытной личности, но цифра перед словом “класс” напоминает о том, какую программу они должны пройти. Учителя говорят об ответственности и взаимопомощи, о свободе выбора, а им напоминают об отметках по предметам. Все поздравляют ребят с победами над собственными трудностями, с их достижениями за еще один прожитый год, а им ставят “условия перевода в другой класс”.

И до тех пор пока в официальных бумагах ученики будут числиться в одновозрастных группах, а не являться ответственными равноправными членами разновозрастного коллектива, все усилия по стиранию возрастных барьеров практически бесполезны.

Следующий фактор, тормозящий развитие обучения в вертикали, – боязнь ребят показаться другим и себе недостаточно умными, взрослыми. Часто дети боятся заниматься с младшими только из-за того, что думают: раз старший, должен все уметь и знать лучше младшего. Знакомое чувство, не правда ли? Как часто мы боимся признаться в своих ошибках перед теми, кто считается ниже нас по рангу, предпочитая скорее не общаться с ними вовсе, чем ударить в грязь лицом. Это же чувство свойственно и нашим ученикам. Привыкнув работать и учиться в одновозрастной группе и “оцениваться” в постоянном сравнении с остальными, они пытаются измерить не свой собственный рост, а быть выше остальных. В такой ситуации действительно очень сложно начать работать с кем-то, кто по возрасту вроде бы должен быть ниже, а на самом деле...

Здесь тоже есть лекарство, только действует оно очень медленно. Нужно приучить ребят к тому, что важна не цена, а ценность. Если дать возможность младшим выбирать себе партнеров для занятий, а старшим быть выбранными, постепенно дети начнут принимать друг друга такими, какие есть, а не стараться быть везде и во всем идеальными. Кого-то выберут, потому что он больше всех знает, кого-то – за его доброту, а третьего – потому что он веселый. Трудно тем, кого не выбрали, но тут уж работа для учителя: нужно вместе с ребенком подумать, почему он оказался никому не нужен, и помочь ему.

А еще при рождении образовательной вертикали проявляется, как червячок в яблоке, детская ревность. Учителя не должны забывать об этом, ведь именно из-за неверного поведения взрослых дети начинают ревновать друг к другу. Помогая больше несмышленым малышам, постоянно разделяя ответственность со старшими, учитель обязан помнить об их чувствах, не забывать, что они тоже дети, а значит, ждут заботы и понимания.

Подходит конец очередного занятия, и учитель объявляет: “Сейчас ко мне подойдут только старшеклассники”. Младшим очень интересно, что же там будет происходить, но их просят оставаться на местах. И не важно, о чем пойдет речь. Важно выделить старших, показать всем, что они – другие, раз на них лежит больше ответственности. Даже если между ними будет распределено новое задание, это задание для них станет наградой.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

<br>

Рейтинг@Mail.ru