Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/1999

Архив

Идея учения с увлечением

Во все времена были и есть дети, которые считают, что учиться в школе – скучнейшее занятие. Большинство учатся из-под палки, и если бы школы вообще отменили, от радости прыгали бы до потолка. Наверное, виноваты мы, взрослые: сколько бы ни реформировали, ни обустраивали наши школы, что-то не выходит превратить учение наших детей в увлекательную часть их жизни.
Может быть, о том же думал Симон Львович Соловейчик, когда писал книгу “Учение с увлечением”. Он звал к размышлениям подростков. Но на самом деле эта книга – для всех, потому что в ней говорится о вещах, значимых для каждого человека. Ведь увлекаться учением – значит знать толк в жизни, любить ее и ценить. Что если заново перечитать эту книгу?
И вновь примерить прочитанное к себе. Не столько к своим теперешним ученикам, сколько к своей сегодняшней работе на уроке, к своей профессиональной жизни. Попробуем!

Отрывок из книги

Учителя представляют, как учить детей. Но никто не пишет, что делать человеку, если он попал в заколдованный круг скуки и неумения работать. Некоторые сердились: “Да что тут такого? Какие еще хитрости нужны? Позаниматься как следует, вот и вся хитрость! Безнадежно отстал? А кто виноват?”
Я засел за книги, месяцами ходил в Ленинскую библиотеку, самую богатую библиотеку в нашей стране. Там тысячи книг об учении в школе. Но все они о том же – как учить ребят или как лучше учиться тому, кто хочет учиться лучше. Но что делать человеку, если он не в состоянии сесть за книгу и подумывает о том, чтобы бросить школу, об этом в книгах не написано!
Тогда я стал расспрашивать ученых: нет ли общего правила, по которому можно было бы преодолеть инерцию заколдованного круга?
Один крупный ученый, профессор психологии, сказал мне, что он не слыхал о таких правилах, но что, очевидно, надо найти слабое звено, слабое место в этом круге и на него направить все усилия. Однако этот совет не годился. Если бы все было так просто, то не было бы никакого круга, была бы цепь причин – устрани какой-то один недостаток, поломку в цепи, и все в порядке. А у нас – безвыходное положение! Человек не может заниматься с успехом, пока он не позанимается...

* * *

Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.

* * *

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?
Могут!
Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно. С уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

* * *

Работать на уроке с увлечением – это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни.
Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Вот в чем разница!

* * *

Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: “Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник” – тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя.
У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью – и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его – надо помочь ему создать лучшее представление о себе, “исправить” ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными.
Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние – это один из основных законов человеческой психики.

* * *

Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от того человека, который – мы чувствуем это – верит в нас и любит нас.
Но когда нас хотят унизить, то есть понизить нас в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – представление о самом себе, образ самого себя.
Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.

Размышления читателя

Став учителями, мы старательно избегаем явных проявлений занудства: полет фантазии поощряем, крамолу допускаем, задания стараемся придумывать такие, чтобы даже двоечники с нетерпением ждали новых.
Но в глазах некоторых учеников мы по-прежнему видим космический вакуум. Такого ученика и двойки не слишком огорчают, и пятерки не особенно радуют. Потому что мы для него этакие массовики-затейники. А он для нас? Его внутреннее мироощущение не представляется ли нам безнадежно плоским?
Такого ученика нам учить неинтересно. Перспектива работать с ним нас не увлекает! Стоп! Ведь это же и есть безвыходное положение, заколдованный круг, о котором толковал Симон Львович, обращаясь к старшеклассникам!
Обычно мы считаем, что с чувством долга у нас все в порядке. Поэтому-то и ужасаемся при виде некоторых учеников. Но вчитайтесь: “Не только интересное делать, а все что нужно, делать с интересом”. Сколько еще впереди: нужно что-то менять и в своих учительских установках, и в своем понимании чувства долга. Может быть, тогда-то и появится интерес находить общий язык с теми, с кем сегодня нам работать еще неинтересно. Ведь наш учительский долг и в том, чтобы найти способы помочь тем, кто тяготится несвободой за сделанный другими (т.е. нами, учителями) выбор и на своей шкуре испытал, как утомительно скучно, ничего не делая, развлекаться все уроки напролет.
Оказывается, школа может воспитывать культуру отношения к жизни не только у тех, кто сидит за партой, но и у тех, кто не первый год находится за учительским столом. Девиз “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики” необыкновенно мудр, при всей своей, казалось бы, простоте. Одно дело, когда учителю говорят, что у него прекрасные дети, и совсем другое, если сами детки начинают считать себя прекрасными учениками. Это уже будет настораживать. А если и сам учитель начнет объявлять себя на каждом перекрестке блестящим педагогом?
В математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется. В девизе Симона Львовича от перемены ролей слушающего и говорящего меняется не только результативность, но и смысл. Формулировка оказывается обращенной к нашей с вами интуиции. В этом ее необыкновенная емкость и глубина. В ней можно увидеть как бы квинтэссенцию того, за что несколько поколений читателей столь благодарны С.Л.Соловейчику.

Один молодой человек перешел в девятый класс в новую школу. Вернувшись после первого дня занятий домой, он сказал отцу:
– Это хорошая школа...
– Почему?
– Здесь на перемене мальчишки не только анекдоты друг другу рассказывают, но еще и о математике говорят...
Это действительно была хорошая школа.
Хорошая школа или плохая, определяется не только тем, что говорят учителя, а и тем, о чем говорят ребята, когда они остаются одни.

Отрывок из книги

Способность к передвижению луча внимания – спасительное свойство человека. Если бы внимание было малоподвижно, люди не замечали бы опасностей, угрожающих им со всех сторон, и, возможно, вымерли бы еще до того, как стали разумными людьми. Когда человек идет по джунглям, его внимание должно быстро перекидываться во все стороны – реагировать на каждый шорох. Может, тигр? Может, змея притаилась? Еще ни один рассеянный не вернулся из джунглей домой.
Но в классе, где нет тигров и змей, и за домашними уроками, где ничто не угрожает нашей жизни, зачем такая подвижность внимания? Вроде бы она мешает. Как было бы удобно уставиться в страницу и смотреть не отвлекаясь!
Мы пытаемся сделать что-то подобное и обнаруживаем, что это невозможно. Луч внимания остановить нельзя!

* * *

Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку – как артисту нужна поддержка зала. Поэтому-то в современной школе и собирают в один класс несколько десятков ребят: чтобы ученик, выступая перед ними, мог творить, чувствовать вдохновение и радость. Но именно радостью отвечать перед товарищами мы подчас пренебрегаем.
Мы посматриваем на учителя, следим только за выражением его лица: доволен? недоволен? Чем меньше мы уверены в себе, тем чаще мы смотрим на учителя. Если он хмурится, мы окончательно запутываемся.
А давайте в поисках необходимой поддержки смотреть на кого-нибудь из друзей: довольны ли они?

Размышления читателя

Чтобы ответ любого ученика становился творческим и свободным от косноязычия, нам, учителям, надо учиться как-то по-новому и каждый раз заново учиться уважать отвечающего у доски. У учителей не всегда получается относиться к любым ученикам так же хорошо и трепетно, как к самим себе. Поэтому мы нет-нет да и (пусть даже невзначай) провоцируем ссоры учеников, например, из-за возможности сидеть на первой парте. Или одному соседу за четыре ошибки ставя четверку, а ему самому, бедняжечке, за те же (как ему кажется) четыре – тройку... В результате ученик, заглядывая в тетрадь соседа, видит не следы его творчества, а наше учительское своеволие или даже произвол, в которые трансформируются наши, казалось бы, самые благие намерения.

* * *

Ох уж этот луч внимания! Одна из наших читательниц, всерьез обеспокоенная тем, что ее ученики так любят переписываться на уроке, спросила у них: «Неужели вы пишете в этих записках хоть что-то умное, важное, жизненно необходимое?» Весь класс завопил «нет!».
Наша учительница, как и всякий учитель, конечно, радуется детским успехам в учебе. Порадоваться же их переписке еще не получается.
А ведь как интересно можно было бы использовать ученическую страсть к переписке! Они же друг другу пишут, а не учителю. Это не страшно, что в переписке они пока друг другу интереснее, чем в тетрадях со школьными сочинениями. Нашей читательнице бы этот их инфантильный интерес использовать и, развивая, облагораживать, а не пресекать.
Попробуем же, как советовал Симон Львович, чаще вспоминать, что луч внимания остановить нельзя. Попробуем не сердиться на подвижность ученического внимания, а напротив – поддерживать его природную естественность, своевременно радуясь удачным результатам и оригинальным решениям, возникающим в самых неожиданных для учителя местах, куда заскакивает пытливый и пронырливый луч внимания наших учеников.
Но как же это будет трудно!

Отрывок из книги

Если бы мы попали в мир, где все само собой выходит и нет никаких препятствий, ничто не оказывает сопротивления нашим действиям, – это был бы не мир.

Существуют разные виды поведения людей, попавших в трудное положение.
Довольно часто в этих случаях начинают... фантазировать. Человек ходит по улицам или сидит над тем же учебником химии, а в голове у него сладкие картины. Сюжеты – один лучше другого. Мол, завтра я прихожу в школу, а учительница химии уехала из нашего города. Надолго, на месяц или даже на полгода...
Фантазировать таким образом можно очень долго, часами и сутками. В зависимости от характера одни мечтают о приятном, другие, наоборот, о сладостно-неприятном. Мол, я иду к доске делать опыт, выливаю какую-то жидкость из колбы, и вдруг – взрыв! Я лежу мертвый...
Заметим, что в таких сюжетах убивают непременно самого себя. Кто убит, того и жалко. Ведь все эти фантазии – от жалости к себе.
Другие начинают рассуждать: “А зачем, собственно, мне химия? Чего я там, в школе, не видел?”
И, убеждая себя таким образом, они действительно перестают заниматься делом, а то и вовсе бросают школу из-за какой-то мелочи.
Лисица из басни Крылова не могла дотянуться до винограда, и вот – “зелен виноград...”. В каждом из нас сидит такая “гордая” лисица, и слишком часто, вместо того чтобы добиваться цели, мы отказываемся от нее, уверяя себя, что вовсе и не собирались добиваться цели, обойдемся и так.
И всей нашей жизнью в этом случае руководим не мы сами, а нелепые и пустяковые случаи на пути.
Есть люди, которые ни о чем таком не думают, не фантазируют, ни от чего не отказываются, а просто тоскуют... тоскуют долго-долго... И ничего не предпринимают: ждут, пока дело не обойдется каким-нибудь образом – все равно каким... Например, учительница потеряет терпение, позвонит или даже придет домой, или еще что-нибудь такое случится. Так и живут в тоске и страхе...
У некоторых даже болезнь развивается с ученым названием “дидактофобия” – страх перед школой. Школа кажется постоянным источником неприятностей, больше ничем.
Наконец, некоторые люди в отличие от описанных выше не мечтают, не уговаривают себя, не тоскуют, а действуют. Но как действуют? Каким способом? Опять-таки совершенно фантастическим.
Например, некоторые ребята, когда у них в дневнике появятся нежелательные записи, могут поехать в город, в лес и там закопать дневник, совершенно не думая о последствиях.
Или вдруг человек начинает грубить, нарываться на скандал, хулиганить на уроках.
В психологии такое поведение называется неадекватным.
Адекватный – значит соответствующий.
Неадекватный – несоответствующий. Поведение, не отвечающее реальному положению дел. Оно еще больше запутывает нас. Маленькая неприятность, маленькая вина постепенно превращается в большую, приходится придумывать еще более странные способы выбираться из беды...

* * *

С каждым из нас случается такое: вместо того чтобы разумно и реально действовать, мы уходим в мечту, прячемся от действительности или избираем фантастические, чудовищные способы избежать неприятностей. И нам кажется, что мы сами изобрели их. А на самом деле все эти штуки давно известны, описаны, и мы, таким образом, не можем даже получить того удовольствия, какое имеет великий первооткрыватель.
Все описанные способы сводятся к одному: человек стремится избежать неприятностей, уйти от них, спрятаться.
Но это никогда не приводит к хорошим результатам.
Не стоит слишком бояться неприятностей. Они ведь тоже составляют некоторую часть нашей жизни, они ведь наши, а не чужие, их надо переживать так же, как и радости, открыто. Если бы мы попали в мир, где все само собой выходит и нет никаких препятствий, ничто не оказывает сопротивления нашим действиям, – это был бы не мир.

Размышления читателя

Вспоминаются слова одной учительницы из Твери:
– Каждый день я встаю в семь часов утра и иду на уроки. Бесплатно (нам с декабря не платят зарплату). Первый месяц я надеялась, что это временно и вот-вот заплатят. На второй месяц я, как всегда, проснулась по будильнику в семь часов и вдруг почувствовала себя полной идиоткой: куда и зачем я иду? Но все равно встала и поволоклась в школу. Хотя заплатить за школьный обед мне было уже не по карману…
К тому времени как прошел третий месяц, а зарплату так и не дали, я уже поняла, что из школы не уйду. И еще одну вещь я поняла: уж если работать бесплатно, то это надо делать так, чтоб хотя бы интересно было! Иначе – бессмыслица. За хорошие-то деньги можно обречь себя на такое наказание – тянуть лямку изо дня в день... А тут не платят – да еще скучать?! И потом, если тоскливо и скучно мне, то каково детям на моем уроке?..

Отрывок из книги

Одного ученика спросили: почему танк может идти по глубокому снегу, а собака не может?
Ученик думал-думал, наконец обиженно ответил:
– А собака вообще никакого отношения к физике не имеет!
Это классический пример неумения применять знания на практике, пример формального знания. Ученик знал, что давление равно силе, поделенной на площадь той поверхности, на которую эта сила действует перпендикулярно. И если бы его спросили, почему не проваливается лыжник, он, возможно, ответил бы. Пример с лыжником приведен в учебнике физики. Но танк? Но собака? Про собаку в учебнике ничего не сказано – “это мы не проходили, это нам не задавали...”

* * *

Мы решаем задачу у доски и не можем решить: “Ну думай, думай, думай же!” А что это значит? Что именно надо делать? Учитель только повторяет: “Думай, соображай!”
Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не сказал бы, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, и если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать происходящее в ней.
Научить думать – самая трудная задача учителя.
Научиться думать – самая трудная задача ученика.
Все неприятности в школе, все нежелания (учеников), все плохие отметки – все происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или чаще не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.

* * *

Школа заставляет нас именно думать и тем самым учит думать, потому что научиться думать можно только на практике, только думая над многими научными вопросами. В учебнике географии сказано: “...У поверхности Земли из областей высокого давления воздух направляется к экватору и в умеренные широты (подумайте, почему?)”. Так и написано: “Подумайте, почему?”. Но эти слова можно было бы поставить после любой фразы в любом учебнике: подумайте, почему!

* * *

Каждое понятие, каждое правило можно сравнить с человеком, с которым ты когда-то был знаком и который время от времени появляется в толпе незнакомцев, но каждый раз переодевается: наклеивает усы или бороду или красит волосы. Узнать его очень трудно! Единственный способ справиться с этим “злодеем” состоит в том, чтобы каким-то образом почаще встречать его, и встречать именно в новых, неожиданных ситуациях. Надо на практике привыкнуть к его немыслимому «коварству» и быть готовым к встрече, чтобы вовремя воскликнуть: “А, вот ты кто! Я тебя знаю!”

Размышления читателя

С.Л.Соловейчик, обращаясь к читателям-школьникам с идеей научиться думать, поступил очень мудро. Проще пареной репы переложить ответственность на другого, а самому ничего не делать. И Симон Львович чутко понимал пагубность этого пути, даже если по объективным причинам доля нашей ответственности по сравнению с ответственностью тех, других, невелика.
Конечно, это наша, учительская, вина, если ребята оказались невнимательными, неработоспособными, невоспитанными, если они не научились думать про собаку на снегу. Их, видимо, неправильно учили. Но говорить об этом – чаще всего бесполезно. И тогда Симон Львович начал разговор с самими школьниками.
Утопия! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!
Но быстро приобретенная популярность книги доказала дальновидность замысла Симона Львовича.
И вот теперь, будучи уже сами учителями, мы снова натыкаемся на живописный пример собаки на снегу. Неужели мы с вами, дорогие читатели, свалим вину за неумение думать на самого школьника? Или обратим взгляд на самих себя?
Ученик, отвечая у доски, запутался и уже ничего не понимает. “Думай, соображай!”– по привычке говорим мы. А почему бы нам самим не подумать о том, как ему реально помочь? Трудно? Еще как трудно! Так уж ли мы сами умеем искать выход из подобных затруднительных и для учеников, и для учителей ситуаций? Или мечтаем в это время о мороженом?..
Став учителями, и даже неплохими, мы все же нет-нет да и позволяем себе поблажку и начинаем учить неправильно. Как и учителям прежних лет, нам порой лень давать вместо простых готовых рецептов сложные задачи с трудоемким поиском истины. “Школа заставляет нас именно думать и тем самым учит...” – эти слова верны только для школьника или они верны в глазах читателя любого возраста и любой профессии? Нас – это о ком? О наших детях или о нас, когда мы были детьми? Или о нас самих – таких, какие мы есть здесь, сегодня, сейчас?

Мария Ганькина,
Светлана Евграфова,
Вячеслав Букатов

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru