|
Если принять, что жизнь школы, как и
жизнь человека, пронизана духом творческой
непредсказуемости, то какие бы строгие планы и
программы ни придумывались, они всегда во сто
крат беднее, чем развертывающаяся жизнь. Иногда
очень хочется захлопнуть все методички и
рекомендации, все нарушить и жить с детьми, как
живется, как учительская интуиция подсказывает.
Стараешься помочь конкретному ребенку
справиться с его конкретными проблемами.
Думаешь: отметкой лучше потом отмечу его успех, а
пока не стану ловить на незнании. Урок
превращается в диалог. Все пытаются понять друг
друга и взаимодополнить. Понимающий диалог
начинается с попытки разобраться в явлении
природы, числе, геометрической формуле,
историческом событии, художественном
произведении. Но в этой общей для всего класса
попытке пусть будет услышан неповторимый голос
каждого участника. Говорят, что кто не участвует
в диалоге – беднеет. Это относится и к учителю, и
к ученикам, потому что педагогика – это и есть
вовлечение детей в круг образования учителя. Так
что взрослым в школе, о которой мы мечтаем,
придется думать не о том, как развить детей, а
скорее о том, как развить себя. Например,
перечитать тех философов, которые напоминают нам
о диалектической сущности жизни и наших вечных
споров об искусстве воспитания детей.
...Считается,
что для воспитания необходимо понимать
возрастные особенности детей. Несомненно. Но
чтобы понять особенности чего-то, нужно прежде
представить себе общее устройство этого
"чего-то". Всматриваясь только в детей, детей
не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а человека.
Человека в человеке.
...но однажды наступает момент, когда человек
говорит себе: “Все. Я так больше не могу”. С этого
ощущения невозможности прежней жизни и
начинается развитие.
...на
уроках-диалогах понятия и представления каждый
раз рождаются, вылепливаются заново. Это
происходит благодаря разности взглядов на один и
тот же предмет, подобно тому, как Эйнштейн и Бор в
дискуссии создавали понятие атома.
...движение
в этом образовательном пространстве
непредсказуемо, так как маршрут прокладывает сам
ребенок. А учитель идет за ним, формулируя то, что
открыто на их общем пути.
...эту
идею искали лучшие мыслители – и, как им
казалось, находили. Находили – и вновь
закрепощали ею своих учеников. И все-таки эта
идея – самая обнадеживающая для современного
образования, но чтобы она принесла плоды, нужно,
чтобы ее восприняли не только учителя – но и
власть.
...ребенок
растет, его интересы меняются, значит, и школ в
его жизни должно быть как минимум три: теплая, как
мамины руки, школа для малышей, стремительная и
экзотическая подростковая школа и наполненная
поисками смысла жизни школа для
старшеклассников.
...только
в диалоге, когда предмет открывается с разных,
часто противоречивых, сторон, ребенок чувствует
себя уютно. Он не боится противоречий, потому что
умеет превращать их в прекрасное целое. И для
того чтобы произошла наконец долгожданная
встреча ребенка и культуры, надо всего лишь
позволить ему разговаривать с ней на своем языке.
...идея
была простой: дать ребятам возможность учиться у
настоящих мастеров реальному делу. Основное
время учебы они стали проводить в городе,
знакомясь с разными специальностями и
возвращаясь в родную школу, чтобы
проанализировать, чему научились.
|
|
|