|
Существует словосочетание “авторская
школа”. Оно пошло с конца восьмидесятых, когда
отдельным педагогам разрешили создавать школы
сообразно их собственным взглядам и замыслам. Но
школа сотрудничества вряд ли может уложиться в
идею одного автора, потому что она устроена по
законам всей нашей многообразной жизни. Вы
скажете: но ведь люди разные, и у каждого свои
представления о добре и зле. Это и хорошо. Сначала
позволим всем самоопределиться, так организуем,
чтобы можно было попробовать себя и в том, и в
этом. Но заставлять учиться и самоопределяться
не будем. Как в школе у Михаила Петровича
Щетинина: хочешь остаться – поживи сперва пару
недель, сделай выбор, а потом решай окончательно.
В школе сотрудничества нет обычного лоскутного
расписания: звонок – математика, звонок – физика
или география. От такого голова идет кругом и
почти невозможно представить предмет изучения в
его целостности, во всех связях. А вот если целый
день или даже месяц заниматься чем-то одним
(например, математикой), с перерывами на
физкультуру или рисование – другое дело. Ясно,
что никакое погружение в предмет не получится,
если дети с самого начала, с первых школьных лет
не будут видеть результат своего труда. Причем не
игрушечный и не учебный, а самый серьезный. Дети у
Сухомлинского, например, уже к 10–12 годам видели
первые плодоносящие деревья, выращенные их
собственными руками.
Кем бы ни становились люди в смысле
профессиональном, прежде всего ты человек и лишь
во вторую очередь – ученый, предприниматель,
юрист или управленец. Важнее количества ошибок в
диктанте твой взгляд на мир, твое отношение к
жизни, к людям – близким и далеким.
Заставляя школьника сесть за уроки, мы
упрекаем его: “Безвольный! У тебя совсем нет воли!”
На самом деле у него нет не воли, а веры,
уверенности в том, что его усилия к чему-то
приведут. Волевое усилие в этом случае
практически невозможно – хоть кричи, хоть бей,
хоть сам плачь, хоть доведи до слез ребенка. Надо
увеличить его веру в результат, в успех уговорами
или помощью
...когда у педагогов появилась возможность
придумывать свои школы и впервые стал
проводиться их конкурс, на свет появились сотни
необыкновенных идей. Некоторые из них сегодня
кажутся наивными, некоторые взяты на вооружение,
а до каких-то нам всем еще предстоит дорасти.
...возле учительского стола стоит симпатичная
лавочка – “скамья терпеливого ожидания” для
тех, кто хочет показать учителю сделанную работу.
И если ребенок ошибся, Дальтон-учитель никогда не
скажет: “Ты сделал это неправильно!”, а
обязательно: “Почему ты это сделал так?”
...идея безусловного уважения личности
воспитанника обросла в этой школе удивительным
укладом, незаметно и совершенно чудесно
воздействующим на ребенка. Здесь его никто не
воспитывает специально, ему лишь помогают
построить свой образ личности – ведь это школа
самоопределения.
...выбрав школу-общину, ты выбираешь и ее ценности:
устремленность к цели и любовь к ближнему,
взаимопомощь и уважение к памяти предков. И уже
никогда не сможешь ударить, обидеть, оскорбить.
...пусть взрослые попробуют прочитать пять книжек
одновременно. Все путается, ничего не вспомнить!
Почему же детям суждено мучиться столько лет,
перескакивая с предмета на предмет? Не лучше ли
позволить им погрузиться в одну книжку с головой?
...перед уроком учитель здоровается с каждым
ребенком за руку. А потом они вместе поют, читают
стихи, играют на флейтах, озвучивая красивую
легенду, рассказанную взрослым.
...в каком бы месте ни находился ученик Павлышской
средней школы, вокруг него всегда были деревья.
Они радовали, вдохновляли, заставляли
задуматься. Не какие-то особенные методы
воспитания, а именно философия сада лежала в
основе педагогики Сухомлинского. И ее простые
слова: терпение и вера, любовь, волшебство.
|
|
|