Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/1999

Архив

Идея школы Дальтон-план

Сотрудничество проявляется и в том, что каждый выбирает задачи по своему вкусу, творчество каждого ребенка получает признание и оценку; наконец, в том, что каждый на самом деле, а не на словах уважаем.
“Педагогика сотрудничества”

Когда восемнадцатилетняя Хелен Паркхерст переступила порог ватерсвилльской школы, она еще не подозревала, что придумает необыкновенный способ учения детей. Просто слишком быстро ей стало скучно учить местных ребятишек так, как ее саму учили в детстве. И тогда она стала привлекать ребят к организации учения. Собирала их в кружок и договаривалась, что они будут делать в течение недели. Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой.
Так постепенно прорастала идея школы Дальтон-план (Дальтон – это местечко, где в 1920 году была организована первая школа, целиком работающая в русле идей Хелен Паркхерст). Теперь такие школы разбросаны по всему миру: в Голландии, Англии, Америке (а с начала девяностых годов и в России) родители отдают туда своих детей, если хотят вырастить их независимыми, коммуникативными и самостоятельными. Потому что среди главных ценностей Дальтон-учителей – свобода, самостоятельность и сотрудничество.
Дальтон-план – странное явление в педагогическом мире. Его приверженцы упорно настаивают: это не система, подлежащая тиражированию. Это просто образ жизни, в котором и ребенок, и взрослый совместно выстраивают свои образы личности и мира. И при этом есть то, что явно можно распространять, – система заданий, конструктивное сотрудничество, расстановка мебели в классе, наконец.

Свободный ребенок любит правила

“Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания”.
Хелен Паркхерст

Пункт первый: свобода

Дальтон-педагогика выращивает свободных людей, говорят учителя. Потому что человек, умеющий выбирать и отвечающий за свой выбор, совершенно свободен. Как же это осуществить в реальных рамках начальной и средней школы? Да очень просто – пусть ребенок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать. Какой ужас, это же анархия какая-то! – схватятся за голову осторожные взрослые. Конечно, анархия, если нет никаких границ.
Правила и границы, обеспечивающие свободу, – очень важная часть Дальтон-педагогики. Именно они помогают ребенку ощущать ответственность за свою работу, за уровень внутриклассных взаимоотношений, за сохранность учебных материалов. С помощью правил ребенок учится контролировать и собственное поведение.
Понятно, что лучше всего для этих целей подходят правила, выработанные совместно всеми членами школьного сообщества, потому что ребенок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых он сам принимал участие, и яростно отвергает похожие установления, если не признает их своими.
Свободный ребенок любит правила – странный парадокс. Но именно ощущение рамок, которые ты сам для себя установил, и дают это чувство свободы. А кроме того, и безопасности, потому что это четкие границы твоего мира. Таких правил может быть несколько – правило планирования и отчета, правило уважения чужой работы, правило ожидания (в Дальтон-школах возле стола учителя можно заметить симпатичную лавочку – это “скамья терпеливого ожидания” для тех, кто уже закончил свою работу и хочет показать ее учителю). Правил не должно быть много, главное условие – их лаконичность, понятность и обязательность соблюдения всеми членами школьного сообщества, включая учителей и директора. Только тогда ребенок воспримет их не как посягательство на свою свободу, а как приглашение к освоению нового для него пространства человеческих взаимоотношений. И малыш станет радостно учиться этой свободой распоряжаться.
Например, обсудив с учителем объем и сроки предполагаемой работы, решит, сколько времени он потратит на разработку ее частей, какими материалами он будет пользоваться и где он их достанет. Различные учебные материалы стоят в заранее определенных местах и всегда после использования возвращаются на место, чем значительно облегчается поиск источников информации. Если ученик пользуется каким-нибудь прибором или пособием первый раз, учитель обязательно проинструктирует его четко, кратко и понятно.
Возможность пользоваться разными источниками в разное время предполагает не только свободу интеллектуального, но и реального продвижения в пространстве класса. Ученики вовсе не сидят целый день за партой, а могут заниматься выбранным делом в самых неожиданных местах и в самых немыслимых положениях: читать толстую энциклопедию по химии, растянувшись на полу, или зарисовывать в лаборатории части тела лягушки, устроившись на подоконнике, поближе к свету. В процессе выполнения заданий кому-то, может быть, придется просидеть пару дней в библиотеке или школьном компьютерном центре, обратиться за советом к приятелю, соседу по дому, учителю старшеклассников.
Когда работа построена таким образом, учителю не приходится следить, чтобы мальчишка увиливал от нее. Все происходит наоборот: увлеченный самостоятельно распланированной работой, чувствующий ответственность за ее выполнение, ребенок так погружается в нее, что часто прихватывает и лишнее время, которое может быть потрачено на что-нибудь другое. И тогда учитель ведет себя явно неподобающим образом – он позволяет погружаться в тему так глубоко, как этого хочет ученик, и не разбивает его школьную жизнь на разрозненные осколки академических предметов. Так ребеночек и плавает в учебном пространстве, не запутываясь в нем, потому что у него есть план, придуманный им самим или в соавторстве со взрослым, и потому что рядом есть друзья, с которыми всегда можно посоветоваться.

Пункт второй: сотрудничество

Поступив в школу, ребенок почти сразу понимает, что он не один здесь. Вокруг него масса людей, маленьких и больших, каждый из которых играет свою роль. Но вот какую? Если ребенку не помочь разобраться на начальных этапах, он потратит на это довольно много времени, пользуясь известными ему архаичными способами: подерется и выяснит, кто здесь главный, потом научится делиться и договариваться. Или не научится – как сложатся обстоятельства. Учителя Дальтон-школы обязательно управляют этими процессами, превращая их в часть образовательной программы. Обучение здесь построено так, что с самых первых дней малыш оказывается не просто окруженным толпой одноклассников или ребят постарше, он вступает с ними в разнообразные конструктивные отношения (сначала при поддержке учителя, а потом и самостоятельно). Получив задание, ребенок может выполнять его один, в паре или группе. Так он учится оказывать помощь другим, понимает, что все люди могут совершать ошибки и это не причина для стресса, а часть процесса обучения. Теперь он с легкостью признает, что человек (в том числе учитель и он сам) может чего-то не знать, однако это не умаляет его личных достоинств, тем более если он может легко найти необходимую информацию.
Научение разным способам ее поиска – одна из важных частей Дальтон-образования. И тут сотрудничество снова предоставляет больше возможностей, чем одиночный поиск. Потому что можно просто взять книжку с полки или воспользоваться компьютером, а можно найти решение проблемы в процессе обсуждения или совместных экспериментов. Конечно, для такого рода работы парты, стоящие в затылок друг другу, – не лучший вариант расположения мебели. Советоваться удобнее в кружочке, значит, ученические столы стоят группами по четыре, но при этом для тех, кто все же хочет работать в одиночестве, обязательно оставляют несколько отдельных парт вдоль окна или у стены.
Работая в группе, каждый старается не только занять в ней определенное положение, но и вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Дети учатся ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными конкретной группой ребят. В зависимости от возраста участников растет также и коллективный контроль и ответственность за результаты работы всей группы.
Постепенно ребенок привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Все, что имеет отношение к его классу, где ему так хорошо (а потом и ко всей школе), важно для него, поэтому он с огромным энтузиазмом дежурит после занятий, потому что прозаическое вытирание пыли превращается для него в реальную ответственность, а значит, самостоятельность и взрослость, которые так для него ценны.

Пункт третий: самостоятельность

Активной групповой работе предшествует своеобразный тренинг самостоятельной поисковой деятельности, в который включаются все дети, как только они научились читать и писать.
В любой Дальтон-школе огромная библиотека со множеством энциклопедий, словарей, подборкой произведений художественной литературы, подшивками журналов и информационный центр с картотеками и компьютерами – важная часть образовательного процесса. Второклассник, пятиклассник, девятиклассник могут в любое время прийти сюда, чтобы легко найти нужную информацию, но сначала на специальных общих занятиях все дети учатся ориентироваться в море карточек и текстов. Учебник в подобной системе – книга из разряда прочих, которой также надо уметь самостоятельно пользоваться. Ребенок использует учебник, выполняя конкретные задания, обобщая полученную из других источников информацию, проверяя себя.
Принцип самопроверки здесь один из важнейших.
Большая часть книжек, тетрадок, специальных пособий и карточек устроены таким образом, чтобы ребенок в процессе работы мог проверять себя сам. Впрочем, окончательный результат он всегда показывает учителю, вместе с которым обсуждает и вырабатывает дальнейшую стратегию действий.

Желтый понедельник

Свободный ребенок любит правила – странный парадокс. Но именно ощущение рамок, которые ты сам для себя установил, и дают это чувство свободы. А кроме того, и безопасности, потому что это четкие границы твоего мира.

Этот странный листочек лежит в парте у каждого: понедельник – желтая клеточка, вторник – оранжевая, среда – красная и так далее. Внутри записаны задания на день по всем предметам. Задание на неделю появляется в жизни ребенка в четвертом классе, до этого он пробует свои силы, планируя работу на день или половину недели. Недельные задания распределяются обычно в четверг, а проверяются в среду утром, чтобы во второй половине дня учителя могли бы после обсуждения подготовить следующую серию заданий. Получив их, ребенок может начать работать сразу и закончить все в пятницу, а может, наоборот, только в понедельник приступить к работе, а до этого просто почитать или поиграть. Не важно, в какое время он примется за работу, главное, чтобы она была выполнена к сроку и качественно.
Цвета в плане как раз и помогают учителю определить, какую часть работы в какой день осуществлял ребенок.
В его плане обязательно отводится место также для групповых или фронтальных занятий типа чтения одной книжки для всех с последующей дискуссией. Также отмечаются все занятия, которые будут происходить в течение недели за стенами школы.
Разрабатывая тему в течение недели, ребенок занимается разными вещами. Младшие ребята много раскрашивают, клеят, мастерят модели, читают, пересказывают друг другу и обсуждают вместе проблемы текста, пишут резюме, сочиняют. У ребят постарше в планах появляется новая работа типа поиска необходимых материалов в картотеке или составления информационных карточек по изученным вопросам, высказывание и обоснование собственного мнения.
Вот план ученика 2”Б” класса 1080-й московской школы – первой Дальтон-школы в России. Пока это только ежедневные задания, но ребенок уже постепенно пробует свои силы в недельном планировании. Он четко представляет себе, чем будет заниматься во вторник или, скажем, в четверг. Чтение – “Федорино горе” К.Чуковского – полчаса, выразительное чтение, сочинение вопросов. Русский язык – упражнения на перенос слов (примерно 25 минут). Математика – чтение и запись чисел в пределах сотни. И по труду не забудет доделать тележку, начатую в понедельник.
В плане шестиклассника появятся, конечно, уже более серьезные слова – “фонетика”, “лексика”, “морфологический разбор”, но принцип составления плана будет тот же.
В плане обязательно указывается предполагаемое время выполнения работы. Разумеется, может случиться так, что ребенок, отвлекшись чем-то или думая, что у него еще достаточно времени, провозится с материалом гораздо дольше или, наоборот, сделает все быстро. Так часто бывает
на первых порах, пока еще чувство времени развито слишком
слабо. Тогда при следующем
планировании взрослый с
ребенком откорректирует временные рамки, а пока малыш потренируется замечать бег времени с помощью специальных упражнений или, если он совсем маленький, научится пользоваться часами, которые висят в каждом классе.
Потому что чем старше становится ребенок, тем чаще учитель предлагает ему все-таки придерживаться определенных временных рамок при выполнении задания, потому что часто от них зависит его качество.

“Возьмите задание на следующий месяц!”

В течение одного учебного дня в Дальтон-школе ребенок слушает объяснения учителя, предназначенные всей группе, участвует в групповых обсуждениях, тренируя свои коммуникативные способности. Но все же главные учебные часы – это часы свободной работы над специальными дальтоновскими заданиями, которые составляет учитель или старшие ученики. Время такой работы в разных классах различно – от 5 до 10 часов в неделю в зависимости от возраста и степени самостоятельности ребят.
В начале каждого нового учебного цикла (четверти, семестра, триместра) учителя, работающие с одним возрастом, собираются вместе, чтобы обсудить, над какими предметами будет проводиться работа в течение всего времени. Так же обсуждается и распределяется время, предназначенное для классных фронтальных объяснений и самостоятельной работы учеников. Обычно одна четвертая часть всех уроков в неделю выделяется для проведения классных Дальтон-занятий (например, обучение навыкам работы с картотекой), в течение дня примерно треть всего времени предназначена для самостоятельных занятий, когда каждый ученик решает, над каким предметом и с каким учителем он будет работать.
Вместе со своими учениками педагог обсуждает, какие формы работы и проверки будут наиболее эффективными, а затем принимается за составление конкретных заданий.
Ребенок впервые получает подобное задание перед окончанием первого класса. Оно, как правило, состоит из работы по трем основным предметам, а во втором классе могут добавиться задания по природоведению, написанию сочинения или диктанта. На такую работу отводится примерно два часа в день с учетом помощи учителя при распределении работы, приобретении чувства времени, самопроверке. По окончании учитель вместе с ребенком обязательно обсуждает результаты его работы. Третьеклассники получают уже работу на полнедели и тренируются (сначала также вместе с учителем) распределять ее по разным дням.
Задания старшеклассников могут быть уже рассчитаны на выполнение их в течение нескольких недель или месяца.
Содержание заданий зависит от особенностей конкретно изучаемого предмета, но материал, включаемый в задание, обязательно должен быть пригоден для самостоятельной проработки. В начале работы каждый ученик обязательно получает специальный лист заданий, в котором четко прописаны темы, рекомендуемые источники информации, вопросы и задания, дата окончания работы, способ ее проверки и оценивания. Также прописывается, к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью.
Все вопросы четко сформулированы, что не требует дополнительных разъяснений учителя. Каждое задание предполагает освоение достаточного объема информации. Но существует ее уровневая дифференциация, для того чтобы ребенок мог выбрать работу по силам. Формы работы самые разнообразные: упражнения, переводы, составление вопросов к тексту, рисование схем, написание сочинения и т.д. При этом обязательно учитываются непосредственные интересы ребенка, чтобы сделать занятия еще более привлекательными для него.
Листы с заданиями часто собираются в специальные тетрадки, которые постепенно заполняются учениками. Учитель просматривает их по мере готовности и выражает свое отношение к уровню работы. Это может быть обычное словесное обсуждение, эмоционально окрашенное, если требуется вдохновить неуверенного в себе ребенка, или, наоборот, констатация факта выполненной работы в варианте зачет – незачет. Если работа выполнена недостаточно качественно или остались непонятыми какие-то существенные вещи, учитель в процессе обсуждения с ребенком его работы предлагает ему потренироваться еще и прийти сдать ее попозже. При этом взрослый не старается подчеркивать ошибки красным карандашом и специально концентрировать на них внимание ребенка. Он спокойно объясняет, в чем тот ошибся, а чаще предлагает найти ошибку самому и исправить ее. И ошибки больше не пугают малыша, потому что он знает, как с ними справиться.

Трудно ли быть учителем в такой школе?

Дальтон-учитель никогда не скажет: “Ты сделал неправильно!”, а обязательно: “Почему ты это сделал так?”

Наверное, очень, если взрослый привык быть в центре внимания. Потому что учитель в Дальтон-школе не главный источник информации, не контролер и даже не носитель социальных норм. Он часть образовательной среды, окружающей ребенка. Учитель так устраивает свой класс, чтобы большую часть работы дети могли осуществлять без его участия, а он был бы необходим лишь на начальных этапах, когда ребята еще только учатся самостоятельному поиску и ориентации в информационном пространстве.
Учитель здесь не лектор, а помощник и организатор. Он подскажет, как и к кому обратиться за помощью, вдохновит на трудную для ребенка работу, напомнит иногда о правилах, принятых в классе. Именно напомнит, потому что дети сами чувствуют ответственность за поддержание порядка и рабочей атмосферы, ведь и они, а не только взрослый, авторы законов собственной жизни. Однако это не значит, что какими-то установленными правилами малыш может пренебречь или попытаться выторговать для себя особые условия. Взрослый однозначен в выполнении правил и договоренностей: если это касается всех, значит, это касается всех. Особенно это относится к выполнению различных социальных норм.
Но при этом учитель в такой школе – человек чрезвычайно гибкий. Он знает, кому нужно позволить отклониться от выбранного образовательного маршрута, а с кого потребовать внимательности и ответственности. Но и требовать он будет весьма странным образом. Дальтон-учитель никогда не скажет: “Ты сделал это неправильно!”, а обязательно: “Почему ты это сделал так?”
Свобода, самостоятельность и сотрудничество – эти три принципа Дальтон-педагогики – распространяются не только на детей, но и на взрослых. Свобода учителя выражается здесь в возможности вместе со своими учениками, а не по чиновничьим указаниям решать, что изучать и как. Делать ли это в школьных стенах, или в расположенной неподалеку настоящей лаборатории. Писать ли в качестве отчета о пройденном контрольную, или придумывать тесты, а может быть, поставить спектакль. А самостоятельность – это бесконечное придумывание разнообразных дальтоновских заданий и экскурсий, наблюдение и анализ детского развития.
Понятно, что если таким был всего лишь один учитель в школе, ему было бы очень трудно. Поэтому сотрудничество взрослых здесь не пустой звук. Это и короткие летучки, на которых учителя могут решать конкретные проблемы конкретных детей, и совместная разработка примерных планов работы на ближайшее время. Но главное, конечно, не в этом. Главное, что каждый взрослый принимает на себя ответственность за происходящее в стенах школы и старается беречь ее особую атмосферу. Именно поэтому и чувствуют себя здесь комфортно и маленькие, и большие, свободные дети и свободные взрослые.

Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru