Идея авторской школы
Для
педагогики сотрудничества не нужно никаких
особых условий – каждый может начать
осуществлять ее в своем собственном классе, если
он учитель, в своей собственной школе, если он
директор.
“Педагогика сотрудничества”
Идея авторской
школы очень похожа на идею авторской песни, когда
люди начинают сочинять стихи для себя и потом
петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не
претендуя на то, чтобы их песни были признаны
вершиной песенного искусства или исполнялись в
больших залах большими певцами. Так и авторская
школа: это школа учителей, которую придумали сами
учителя для себя, своих учеников. Авторы школ, как
правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все
школы в стране или в мире становились такими, они
даже не претендуют на то, чтобы их опыт
распространялся: они придумали школу для себя, и
этого достаточно. Хотя сама педагогика
развивается такими авторскими школами, которые
со временем становятся идеалом для других.
Колония Макаренко – это авторская школа, школа
Сухомлинского – авторская, Дом ребенка Корчака
– авторский. Неповторимые школы, которые стали
примером для многих.
В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели
сделать что-то подобное твоему, надо обязательно
сделать то, чего до тебя не существовало.
…Все произошло в середине восьмидесятых годов.
Начиналось движение клубов творческой
педагогики «Эврика», центром всего была
матвеевская «Учительская газета». Мы хотели
поддержать инициативу учителей, директоров. Ведь
это было время, когда просто собраться вместе без
разрешения начальства означало чуть ли не вызов
власти.
А уж о том, чтобы школы были не едиными, не
одинаковыми, – об этом и думать было нельзя.
Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными
они быть не могли ни в коем случае.
А в школьном отделе «Учительской газеты» (это
была самая большая комната в редакции) каждый
месяц собирались молодые и не очень молодые, но
очень радикально настроенные учителя и спорили о
том, какой быть школе. Конечно, в основном ругали
советскую школу, советскую и единообразную.
Ругали за авторитарность учителя, за то, что
ребенок не развивается. Было шумно, весело, и
голова кружилась оттого, что можно вот так,
запросто прийти во всесоюзную газету и не только
говорить крамольные вещи, но и писать об этом и
даже организовывать большие акции в поддержку
образовательных диссидентов.
Мне очень нравилось придумывать новые формы и
создавать то, что сейчас бы назвали «проектами».
Сначала мы придумали, что у учителей может быть
свой клуб. И это была смелая идея, потому что
учителям разрешалось собираться в методические
объединения или на педагогические чтения, или в
лучшем случае на конференции. Но понятия «клуб»
не существовало. Да и какой в клубе толк? Просто
собраться и разговаривать?
А почему бы и нет?
Тогда с любыми идеями шли к В.Матвееву – главному
редактору. Он сказал, что это будет интересно и
читателям, и придумал название для клуба –
«Эврика». И в газете появились отчеты о собраниях
эвриканцев то в газете, то в Доме пионеров на
обсуждении идеи дидактического театра, то в
подмосковном Пущине на обсуждении идеи «школы
будущего».
Начались огромные эвриканские сборы (это слово
пришло из коммунарства. Так коммунары называли
свои встречи – «сборы», и по наследству это
перешло и к эвриканцам).
Молодые учителя из Москвы и из других городов
стали организовывать свои клубы «Эврика», их
было больше пятисот по всему Союзу. Если
полистать подшивку тогдашней «Учительской», то
можно восстановить хронику этих сборов и этого
движения.
И вот в 1987 году, когда уже провели Дни творческих
уроков в Москве, и «Уроки-диалоги» в Харькове, и
«Урок-панораму» в Куйбышеве, появилась идея
собрать творческих директоров школ, конечно,
молодых. Тогда казалось, что интересные идеи
могут приходить в голову только молодым. Мы
обсуждали эту идею и между собой в школьном
отделе газеты, и со всеми, кто приходил тогда к
нам. И вот однажды пришел очень молодой директор
школы из Красноярска, математик Исак Фрумин, и мы
с ним долго разговаривали о школе, о том, как
можно этот заржавевший корабль единой
политехнической развернуть по-другому. И.Фрумин
был начинающим директором, и мне очень нравилось,
что такие умные и современные ребята становились
директорами. Конечно, мы обсудили идею сбора
директоров. Исак предложил собирать не самих
директоров, а проекты школ.
Это было решающим моментом. Оказывается, можно
придумывать новое не только в рамках учебного
предмета или урока, оказывается, вся школа может
быть придумана.
Полный переворот! Я могу придумать школу, и она
будет не похожа ни на какую другую! Я сам могу
придумать школу!
После этого идея конкурса пришла уже легко:
конечно, если есть такие проекты, между ними
можно устроить что-то вроде соревнования. В
разговорах возникло словосочетание «авторская
школа».
Решили, что конкурс «Авторская школа «Эврика»
будет из трех частей: заочный тур – заявки и
описание проекта, авторская дискуссия с
предполагаемыми экспертами и, наконец, финал –
моделирование авторских проектов.
…Прошло уже двенадцать лет, а конкурс «Авторская
школа «Эврика» проводится и будет проводиться
еще сто лет точно по таким же правилам: заочный
тур, авторская дискуссия с экспертами и
моделирование проектов. Могут возникать любые
другие модели экспертизы или оценки
образовательных проектов, любые другие конкурсы
или соревнования, но конкурс «Авторская школа
«Эврика» будет проходить именно так. Почему?
Потому что этот конкурс – сам по себе авторская
школа, авторский проект. И он прошел путь от идеи
к традиции. Это дорогого стоит. Самая большая
трагедия российского образования в том, что не
успевают укореняться инновации. Они сметаются
новыми придумками, не доживая до того, чтобы
стать традицией. За прошедшие годы нам удалось
столько наработать и напридумывать, что теперь
перед нами совершенно особая задача: придать
устойчивую форму всем этим изобретениям.
Наступили годы становления форм, они сменили
годы реформ.
Плохо ли, хорошо ли, но время реформ завершилось.
Что успели, то успели, чего не успели – стоит
только сожалеть. Но время, отведенное на
образовательные реформы, прошло.
Если сказать по-детски: кто не реформировался, я
не виноват.
Теперь надо кропотливо и очень скрупулезно
оформлять перемены. Для этого и нужны традиции.
Выращивание традиций, трепетное отношение к
тому, что сложилось в результате действий многих
людей, – именно в этом необратимость перемен.
И для меня, как и для многих товарищей, «Авторская
школа «Эврика» – это источник и начало
современной авторской школы. То место, от
которого пошла современная авторская школа,
поэтому оно останется таким, каким было создано
изначально, как римский Колизей или Кремль.
Путь к традиции. Игра в сподвижников
Учителя
создают авторские школы для себя и своих
учеников и вовсе не претендуют, чтобы все школы в
стране становились именно такими. Но идеи
наполняют пространство, им становится тесно...
- С конкурсом и с
клубами «Эврика» понятно, скажет читатель, а что
такое собственно авторская школа?
Говорят, об этом написаны диссертации и даже есть
такая глава в педагогической энциклопедии. Есть
даже образцовые описания авторских школ. Не знаю.
Не читал ни того, ни другого, ни третьего. И не
потому, что «глупостей не чтец, а пуще
образцовых», а потому, что само понятие
«авторская школа» еще не сформировалось, не
устоялось, и чем больше будет на эту тему разных
суждений, тем лучше.
Например, Татьяна Ковалева, одна из первых
эвриканок, талантливый педагог и ученый,
хранительница традиций не только «Эврики», но и
коммунарства, и методологического сообщества,
рассказывает такую историю. На международной
конференции, кажется в Финляндии, она сделала
доклад об авторской школе. Западные ученые и
педагоги обомлели:
– Как, у вас в России учителя сами могут
придумать себе школу?
– Могут. И эта школа будет авторской.
– И что, эти учителя могут дать такой школе все
основания, разработать все предметы? Как она
будет управляться? Все это могут сделать сами
учителя?
Татьяна Ковалева, как стойкий оловянный
солдатик, стояла на своем:
– Могут.
– Да у вас учителя просто гении! – Западные
коллеги были повержены.
На самом деле в этом весь смысл авторской школы:
не просто по-другому устроенный учебный план, с
большим количеством часов на математику,
например, или на языки. Другое мировоззрение,
другой дух и уклад школы, другое (не более
глубокое, а другое) содержание образования.
И на самом деле поразила наших коллег не
способность русских в одиночку выполнять работу
сотен ученых – к этому уже все привыкли. Поразило
другое: уверенность в том, что школа может стать
другой сама по себе, а не вследствие глобальных
изменений в системе образования.
В этом все дело: парадокс авторской школы в том и
состоит, что невозможно построить совершенно
другую школу внутри практически не меняющейся
системы образования. Так не бывает!
Помните шутку о социализме в отдельно взятом
микрорайоне? Это что-то похожее.
Но в советском учителе слишком долго
накапливалась невостребованная творческая
энергия, слишком долго, поколение за поколением,
советский учитель мечтал о счастливой
возможности сделать что-то свое, не бубнить по
плану урока пустые банальности из утвержденного
Минпросом учебника, а сказать свое слово детям. И
эта энергия искала свой выход. Мы ничего не
придумали, мы просто открыли эту возможность.
При этом хочу поделиться интересной
закономерностью: на первый конкурс «Авторская
школа «Эврика» в 1987 году пришло около 300 заявок. В
этом году мы проводим уже девятый конкурс
«Авторская школа» – пришло 286 заявок. Каждый год
примерно одно и то же количество школ решается
объявить свой авторский проект. Это
поразительно: в России сформировалось
устойчивое инновационное сообщество. Оно,
правда, пока не стало сетью, и слишком много
времени упущено, и это уже опасно, что сообщество
никак не оформлено и не имеет поддержки, но об
этом чуть позже.
Авторство стало для российского образования
нормальным и устойчивым. Правда, намерение стать
авторской школой – это только намерение, и на
самом деле авторских школ не так много. В
реальности. Но в головах учителей живет образ
своей авторской школы.
…Хотите поиграть?
Наверное, это будет первая педагогическая игра
через газету. Нет, никаких ответов на вопросы
присылать не нужно. Просто представьте себе, что
вы лидер проекта авторской школы. А может быть,
вам, читатель, и представлять ничего не нужно,
может быть, вы и на самом деле увлечены
собственной идеей школы. Тогда представьте себе
другое: у вас есть счастливая возможность взять
себе в соавторы любого деятеля культуры или
сказочного персонажа, или политика, или героя
литературного произведения, кого угодно из
живших, живущих или придуманных. Кого бы вы
пригласили к себе в партнеры?
Не торопитесь, подумайте, только ни с кем не
советуйтесь. Возьмите лист бумаги и просто
напишите список из трех имен.
Я очень люблю играть в эту игру с участниками
эвриканских семинаров. У меня хранятся десятки,
если не сотни листов с предложениями учителей по
возможным составам педагогических команд.
Учителя из Краснодара, Ижевска, Анапы, Сочи,
Железногорска, Красноярска, Екатеринбурга,
Усть-Илимска, Томска, Владивостока,
Южно-Сахалинска, Брянска, Улан-Удэ и многих,
многих городов России. И еще: листочки со
списками возможных партнеров по проектам
авторских школ учителей Англии, США, Израиля и
Голландии.
Пока я все это рассказывал, вам наверняка уже
пришли в голову какие-то имена ваших
сподвижников. Записали?
Давайте сравним с тем, что у меня уже есть.
Вот самый последний список из Владивостока.
Татьяна: Ф.М. Достоевский, Лобачевский,
А.Д.Сахаров.
Галина: К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, Поварнин.
Светлана: Карамзин, Афанасьев, Баба Яга.
Наталья: Мамардашвили, Выготский,
Г.П.Щедровицкий.
Ирина: Алексий II, Маркес, Чаплин.
Светлана: Пушкин, Выготский, Давыдов–Эльконин,
Б.Гейтц.
Николай Петрович: Коменский, Выготский, Библер.
В
этом весь смысл авторской школы: не просто
по-другому устроенный учебный план, а другое
мировоззрение, другой дух и уклад.
Обрывки черновиков для будущих энциклопедий
Полный
переворот! Я могу придумать школу, и она не будет
похожа ни на какую другую! Я сам могу придумать
школу!
“Авторская школа” – понятие по нынешним
временам широко известное. За десять лет
существования идеи вариантов таких школ
набралось столько, что хватило бы на целую
энциклопедию: школа диалога культур В.Библера,
школа-лаборатория Е.Ереминой, школа искусств
Д.Лебедева...
Но тогда, в восемьдесят восьмом, все только
начиналось, и каждый новый автор, придумавший
свою школу, воспринимался как первооткрыватель.
Что, если перелистать старые номера
“Учительской газеты” и вспомнить тех самых
первых, кто представил на конкурс свои проекты и
сумел воплотить в жизнь то, что в те годы казалось
немыслимой дерзостью?
Школа Дмитрия Лебедева
Здесь основа – изобразительное искусство. В
рисунке и труд, и наука, и ремесло. Ученик
проходит путь от замысла, от идеи к материальной
вещи. Лебедевцы обнаружили, что внутри человека
есть центры удовольствия, центры “рая” и центры
“ада”,
отрицательных и положительных эмоций. Для
учителей этой школы было жизненно важно все
так устроить, чтобы ассоциативные связи
закрепились во время учебы эмоционально,
связывались удовольствием. Прежде чем учитель
начнет учить детей, он заразит учеников
любопытством, желанием узнавать. И только тогда
от рисунка они шагнут к письму, счету, чтению,
размышлению.
Труд, искусство и наука пересекаются и дополняют
друг друга. Знания желанны, если их требует
практика, и знания реальны, если они проверяются
практикой. Все ученики школы Лебедева сначала со
страхом садятся за мольберт, а заканчивают
занятие с ликованием: я могу! Это главное в
авторской школе Лебедева – ты творец, ты можешь
создать произведение, а значит, тебе доступна
радость созидания.
Школа диалога культур Владимира Библера
В эту школу ребенок приходит не просто
послушать умные рассуждения. У него есть свои
вопросы к культуре.
Земля круглая или плоская? Арифметика в
современной школе всего лишь часть математики
или через нее можно погрузиться в средневековый
слой культуры? Обо всем этом идет ежедневный
учебный диалог.
Школа Евгении Ереминой
Эта авторская школа держится на лаборатории,
клубе и классе. Идея в том, что дети активно и
деятельно осваивают новое. Они сами планируют,
задают программу своих действий со взрослыми, а
сталкиваясь с трудностями, совместно
преодолевают их. Этому помогает атмосфера
свободы и доброжелательности, которой здесь
очень дорожат.
Школа Николая Гузика
Большая школа-комплекс. Кроме обычных занятий,
здесь масса технических кружков, спортивных
секций, театр и маленькая фабрика. И дети живут по
принципу природосообразности, то есть все
соответствует их возрасту и природным задаткам,
даже темп и направление обучения.
Школа Светланы Нанчевой (Болгария)
“Мир есть единственный предмет изучения, и
надо изучать его так, чтобы он не расплывался в
представлении ребенка”, – говорил Луначарский.
Может быть, именно поэтому в школе Светланы
Нанчевой второклассники читают не учебники, а
энциклопедии, по которым учатся читать, писать,
рисовать и петь. И предмет-то у них, в сущности,
один – информационная культура, поэтому они
умеют быстро находить нужную информацию в разных
источниках и размышлять над ней. А вместо
огромных классов – учебные группы по 9–12
человек, с которыми работает не один учитель, а
целая команда – родители, студенты, гиды музеев и
научные работники.
Школа Анатолия Пазухина
Школа находится в маленьком поселке Гурзуф.
Говорят, ей покровительствует добрый гений.
Гений Пушкина, который ранним августовским утром
1820 года спустился с борта брига “Мегрелия” на
гурзуфский берег. В этой школе все начинается с
Пушкина и все главное происходит вокруг
библиотеки. К примеру, школа выписывает 150
наименований газет и журналов: и ученики, и
учителя сами заказывают, какие им нужны. Здесь
два читальных зала и книжный музей, где собраны
старинные тома, которые не в каждой библиотеке
крупного города найдешь. Некоторые называют эту
школу школой любования, созерцания прекрасного.
Дети здесь умеют видеть и листок, и ветви, и
гнездо птицы – всю многомерность природы. При
этом каждый решает сам, что ему больше подходит –
студия балета, автомастерская или пушкинский
клуб.
Школа Сергея Марьясина
Главное в авторской школе Сергея Марьясина –
творческие программы, что-то похожее на
коллективные творческие дела по методике
И.П.Иванова. К настоящему учению, считают учителя
этой школы, можно прийти, начав заботиться о
ком-нибудь или о чем-нибудь. Становится понятно,
для чего учиться.
Кто-то прочтет и скажет: как наивно! Они были
романтиками – первые авторы новых школ.
По-разному сложились их судьбы. Кто-то написал
книги и защитил диссертации, кто-то
директорствует, а кого-то уже нет. Но стоит
произнести: “А помнишь авторскую школу в
Асанове? в Ижевске? в Сочи?..” – и сердце
учительское забьется, и всплывут молодые и
дорогие лица.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|