Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/1999

Архив

Бесценный опыт быть хорошим...

Воспитание желаний

Заставляя школьника сесть за уроки, мы упрекаем его: “Безвольный! У тебя совсем нет воли!” На самом деле у него нет не воли, а веры, уверенности в том, что его усилия к чему-то приведут. Волевое усилие в этом случае практически невозможно – хоть кричи, хоть бей, хоть сам плачь, хоть доведи до слез ребенка. Надо увеличить его веру в результат, в успех уговорами или помощью.

Воля как произведение

Можно составить такую формулу: ВОЛЯ=ЧУВСТВО х УВЕРЕННОСТЬ.
Школа наказывает за невыученные уроки плохими отметками. Но когда ребенок не верит в справедливость отметок (“Учи не учи, больше тройки не поставят”), то он перестает заниматься – и не потому, что он лентяй, а потому, что это противно человеческой природе: уверенность, равная нулю, уничтожает возможность волевого усилия.
Чтобы ум и умственные способности развивались, ребенок должен верить в успех своих занятий или хотя бы в справедливость учителя.
Но та же формула подсказывает и другой путь: чувство, интерес к учению. Если у ребенка не хватает воли, мы стараемся вызвать интерес, и чем больше он будет, тем легче садиться за уроки. В раннем подростковом возрасте, примерно в четвертых – седьмых классах дети могут учиться только по интересу, и ничем другим их учиться не заставишь. Но как раз в это время интересы их находятся обычно очень далеко от учения...
Когда есть интерес, воля растет как бы сама собой, так что ее трудно назвать волей. Это самый верный способ учиться: учение с интересом, с любовью к науке. Это же и самый верный способ работать. И самый верный способ жить: жить с увлечением.

Упрощение формулы

Большинство из нас думает, что человек действует примерно по такой схеме: ГЛУПОЕ ЖЕЛАНИЕ – УМНОЕ СОЗНАНИЕ – СИЛЬНАЯ ВОЛЯ – ДОБРЫЙ ПОСТУПОК. Поэтому почти все внимание педагогика сосредотачивала на сознании и воле.
На самом деле сознанию очень трудно бороться с желанием, это борьба глиняного горшка с чугунным, как сказал в прошлом веке один из психологов. Да и многие ли из нас обладают достаточной волей, чтобы победить сильные свои желания? Нет, это ненадежно. Действительно надежное поведение выглядит гораздо проще: ДОБРОЕ ЖЕЛАНИЕ – ДОБРЫЙ ПОСТУПОК.
В нашем представлении желания – это лишь одно из душевных движений человека. Есть воля, есть ум, есть чувства, есть еще что-то, и есть желания, которые непонятно откуда берутся, и потому непонятно, как их изучать и как на них воздействовать.
На самом деле желания – не одно из проявлений личности, желания и есть сама личность, потому что личности нет вне направленности на что-то.
Воспитание желаний – это не воспитание чего-то отдельного, не пресечение капризов, не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребенка.

Подавление и высветление

Внутренний мир человека целенаправлен. Это его основное свойство, скрытое от большинства людей. Нам кажется, будто мы такие, какие мы есть, а на самом деле мы такие, какими мы стали от движения к целям, иногда даже и не осознанным нами. Целеустремленность не черта внутреннего мира, а сам внутренний мир – он и есть устремление к цели. Именно эти цели, явные или тайные, и определяют, что для ребенка значащее в мире, а что не имеет значения; что ему интересно, а что нет; что вызывает чувства, а что нет.
Из этого следует, что мы не можем повлиять на ребенка, не меняя его целей. Все воспитание – это целеуправление, целенаправление. Мы управляем не ребенком, а его целями. Мы достигаем или не достигаем успеха в строгой зависимости от того, становятся ли наши цели целями детей. Убеждением ли, соблазном ли, примером ли, внушением ли, просвещением ли, отношением ли своим влияем мы на цели ребенка и подростка, но другой возможности воспитывать не существует. Так – получается, а так – нет.
Все, что есть в ребенке, возникает в результате двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка.
Воспитывая, мы держим под контролем лишь свои действия, направленные на ребенка, и удивляемся, отчего иногда у нас получается, а иногда нет. Да потому, что мы не учитываем внутреннее движение, не умеем влиять на него, не умеем создавать его, пробуждать.
Сознательно мы действуем на ближайший к нам конец тоннеля, а невольно – интонациями, прикосновениями, манерами – мы в то же самое время действуем на тот дальний конец, вызываем неподвластные нам душевные движения, добрые или злые чувства.
Здесь самая глубокая тайна воспитания. Оттого люди в массе своей в норме добры, правдивы и красивы, что в душе человека, на “кухне желаний”, постоянно горит свет – живет дух, живет желание добра, правды и красоты, которое сливается с каждым конечным желанием и освещает, а можно сказать – освящает его.
Не пресс, а свет! Не подавление, а высветление. Не мысль борется с дурным желанием, нет, само желание высветляется высоким стремлением к бесконечному и в таком высветленном виде поступает в сознание.
Вот выбор, который мы все делаем, воспитывая наших детей: подавление конечных желаний или возвышение их желаниями бесконечными?

* * *

Душа – это желание, система желаний, или, можно сказать (и говорится в психологии), система отношений. А чувство – это не что-то “рядом”, не что-то сопровождающее желание, нет, чувство – это сила желания. Подобно тому как рука ощущает теплое, горячее, обжигающее, так и внутренним чувством я ощущаю лишь то, что касается меня, вызывает желание-да или желание-нет той или иной силы.
В этом и заключается таинственная цельность души: вера и надежда порождают желание, а чувство – ощущение его силы. Нет отдельно желания, отдельно чувства. Чувство – характеристика желания. Воспитывать чувства – значит воспитывать желания, и наоборот. Культура чувств и культура желаний – одно и то же.
Все чувства – любовь или нелюбовь, но именно прекраснейшее из них называется чувством. У любви свои ступени: интерес, увлечение, любовь, страсть. А у нелюбви – раздражение, отвращение, ненависть, страх.
От любви все добро в мире.
От страха все зло. Говорят: лень – мать всех пороков. А кто отец их? Страх. Где страх, там самые дурные чувства и свойства, там излишняя осторожность, неприятие нового, чужого, там скрытность, лживость, трусость, подлость, подозрительность, зависть, жадность, коварство, предательство, наглость. Чуть поскребите любое дурное чувство, любое дурное свойство человека, и выглянет его основа – страх.
Но именно потому, что любовь и страх – антиподы, только любовью можно победить страх – эта мысль была известна очень давно. Любовь – единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков.

Тайна собеседника

Общение возможно лишь с тем человеком, от которого не исходит опасность. Чтобы ребенок общался со мной, я должен не вызывать у него ни малейшего чувства опасности, он должен полностью доверять мне – вот и все.
Общение с ребенком обычно держится на совместной тайне, на каком-то воспоминании, на памяти о том, как когда-то, в какое-то мгновение было хорошо, как вместе пережили одно и то же и объединились в этом переживании. Общая тайна связывает взрослого и ребенка, обостряет чувство безопасности. Вся детская дружба на этом держится: “А ты никому не скажешь? Ты умеешь молчать? Ты надежный товарищ?” И все детские ссоры и несчастья, все детское горе, как правило, описываются одним словом – предательство… Нарушение тайны!

* * *

Интимнейшая тайна воспитания! Когда ребенок попадает к хорошему учителю, то он поворачивается к нему лучшей своей стороной. При долгом общении эти лучшие его свойства закрепляются, становятся прочными, и он сам превращается в лучшего человека, наподобие своего учителя. И сам он начинает видеть людей лучшими. Так распространяется добро в мире. Неуклюже сказано: “опыт быть хорошим”; но это бесценный опыт. Только так люди становятся лучше.
Известный наш физиолог академик Ухтомский утверждал, что в жизни действует непреложный закон заслуженного собеседника: каждый человек встречает в своей жизни именно таких людей, каких он сам заслуживает. К благородному человеку все поворачиваются благородной стороной души, вокруг дурного все дурны. Рядом с хитрым все начинают хитрить, рядом с добрым и все отчасти добреют. Сам Ухтомский считал, что он избалован в жизни: он встречал только прекрасных людей. “И совсем неверно будет сказать, – пишет ученый, – что я видел их удивительными и прекрасными, а они не были такими. Нет, они именно были удивительными и прекрасными, только это все было скрыто от глаз других людей и толпы”.
Люди удивительны и прекрасны – вот истинная правда о них. Но эта правда скрыта даже от них самих, потому что не каждому встречается в жизни тот великий собеседник, для которого мы обернемся лучшими нашими сторонами.
Увидеть человека прекрасным – значит и сделать его реально прекрасным. Тут нет хитрости, нет обмана, это происходит на каждом шагу, и каждый это знает.

Аксиома границы

Идея уважения к человеку появилась в V веке до нашей эры, идея уважения к маленькому человеку, к ребенку, родилась лишь в конце XVIII века в произведениях Жан Жака Руссо, впервые сказавшего, что детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Двадцать три века разделяют две эти великие идеи! Удивительно ли, что идея уважения к ребенку еще так слабо воплощена в жизнь? Но воспитание идет только до тех пор, пока между воспитателем и воспитанником правда во всем, и устанавливает эти отношения правды и справедливости взрослый.
Человек – это его достоинство. В сердцевине представления о себе – совесть человека. Даже самые трудные дети сердятся, возмущаются, когда им говорят: “Бессовестный!” Это слово задевает всех – оно задевает неотделимую от совести личность. Совесть – стремление к правде, и пока я чувствую связь с правдой, я человек. Разрушить представление сына о себе как достойном человеке – значит убить в нем совесть. Превратить ребенка в ничтожество, в ничто.
Но попробуйте сделать человека из ничтожества!
Разлитая в мире правда, эта основа человеческого духа, это утверждение о достоинстве человека, утверждение границы между добром и злом, живет в людях в виде совести.

* * *

Неразличение добра и зла – это самый распространенный и потому самый коварный, опасный вид оправдания зла. Когда Пушкину нужно было одной строкой описать ужасные времена, он сказал:
Добро и зло, все стало тенью.
Тень. Все стало нравственной тенью. Люди не только “добру и злу внимают равнодушно”, но равнодушны ко всему, что делается, – добро ли, зло, им безразлично, как оно называется и как к нему относиться.
Признание правды – границы между добром и злом – единственная аксиома духовности, нравственности, педагогики. На ней держится все человеческое в человеке.

* * *

Правда-совесть попадает в человека не от генов и не от воспитания: если бы совесть зависела от воспитания, то огромное число людей и понятия бы не имело о ней.
Ребенок получает совесть не с молоком матери, а с языком матери. В речи, в родном языке содержатся все важнейшие представления о добре и зле, эти представления и понятия становятся собственным сознанием ребенка точно так же, как и язык. Ведь его язык – это его собственный язык, и законы, в языке содержащиеся, становятся его собственными законами – совестью.
Тем и различаются между собой педагоги. Одни убеждены в том, что у каждого ребенка есть совесть. Другие пытаются изобрести такие формы воспитания, чтобы можно было обойтись без совести – без совести воспитанника и без совести воспитателя. Совесть кажется им чем-то ненадежным, потому что она появляется в ребенке без нас и не поддается контролю и подчинению.
Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть; “воспитание совести” – так по-русски не говорят, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело – воспитывать совестливость.

Из книг С.Соловейчика
“Педагогика для всех”,
“Час ученичества”, “Вечная радость”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru