Бесценный опыт быть хорошим...
Воспитание желаний
Заставляя школьника сесть за уроки, мы
упрекаем его: “Безвольный! У тебя совсем нет воли!”
На самом деле у него нет не воли, а веры,
уверенности в том, что его усилия к чему-то
приведут. Волевое усилие в этом случае
практически невозможно – хоть кричи, хоть бей,
хоть сам плачь, хоть доведи до слез ребенка. Надо
увеличить его веру в результат, в успех уговорами
или помощью.
Воля как произведение
Можно составить такую формулу: ВОЛЯ=ЧУВСТВО
х УВЕРЕННОСТЬ.
Школа наказывает за невыученные уроки плохими
отметками. Но когда ребенок не верит в
справедливость отметок (“Учи не учи, больше
тройки не поставят”), то он перестает заниматься
– и не потому, что он лентяй, а потому, что это
противно человеческой природе: уверенность,
равная нулю, уничтожает возможность волевого
усилия.
Чтобы ум и умственные способности развивались,
ребенок должен верить в успех своих занятий или
хотя бы в справедливость учителя.
Но та же формула подсказывает и другой путь:
чувство, интерес к учению. Если у ребенка не
хватает воли, мы стараемся вызвать интерес, и чем
больше он будет, тем легче садиться за уроки. В
раннем подростковом возрасте, примерно в
четвертых – седьмых классах дети могут учиться
только по интересу, и ничем другим их учиться не
заставишь. Но как раз в это время интересы их
находятся обычно очень далеко от учения...
Когда есть интерес, воля растет как бы сама собой,
так что ее трудно назвать волей. Это самый верный
способ учиться: учение с интересом, с любовью к
науке. Это же и самый верный способ работать. И
самый верный способ жить: жить с увлечением.
Упрощение формулы
Большинство из нас думает, что человек
действует примерно по такой схеме: ГЛУПОЕ
ЖЕЛАНИЕ – УМНОЕ СОЗНАНИЕ – СИЛЬНАЯ ВОЛЯ –
ДОБРЫЙ ПОСТУПОК. Поэтому почти все внимание
педагогика сосредотачивала на сознании и воле.
На самом деле сознанию очень трудно бороться с
желанием, это борьба глиняного горшка с чугунным,
как сказал в прошлом веке один из психологов. Да и
многие ли из нас обладают достаточной волей,
чтобы победить сильные свои желания? Нет, это
ненадежно. Действительно надежное поведение
выглядит гораздо проще: ДОБРОЕ ЖЕЛАНИЕ – ДОБРЫЙ
ПОСТУПОК.
В нашем представлении желания – это лишь одно из
душевных движений человека. Есть воля, есть ум,
есть чувства, есть еще что-то, и есть желания,
которые непонятно откуда берутся, и потому
непонятно, как их изучать и как на них
воздействовать.
На самом деле желания – не одно из проявлений
личности, желания и есть сама личность, потому
что личности нет вне направленности на что-то.
Воспитание желаний – это не воспитание чего-то
отдельного, не пресечение капризов, не обуздание
разрушительной энергии, а воспитание всей
личности ребенка.
Подавление и высветление
Внутренний мир человека целенаправлен.
Это его основное свойство, скрытое от
большинства людей. Нам кажется, будто мы такие,
какие мы есть, а на самом деле мы такие, какими мы
стали от движения к целям, иногда даже и не
осознанным нами. Целеустремленность не черта
внутреннего мира, а сам внутренний мир – он и
есть устремление к цели. Именно эти цели, явные
или тайные, и определяют, что для ребенка
значащее в мире, а что не имеет значения; что ему
интересно, а что нет; что вызывает чувства, а что
нет.
Из этого следует, что мы не можем повлиять на
ребенка, не меняя его целей. Все воспитание – это
целеуправление, целенаправление. Мы управляем не
ребенком, а его целями. Мы достигаем или не
достигаем успеха в строгой зависимости от того,
становятся ли наши цели целями детей. Убеждением
ли, соблазном ли, примером ли, внушением ли,
просвещением ли, отношением ли своим влияем мы на
цели ребенка и подростка, но другой возможности
воспитывать не существует. Так – получается, а
так – нет.
Все, что есть в ребенке, возникает в результате
двух встречных движений – изнутри ребенка к миру
и от мира внутрь ребенка.
Воспитывая, мы держим под контролем лишь свои
действия, направленные на ребенка, и удивляемся,
отчего иногда у нас получается, а иногда нет. Да
потому, что мы не учитываем внутреннее движение,
не умеем влиять на него, не умеем создавать его,
пробуждать.
Сознательно мы действуем на ближайший к нам
конец тоннеля, а невольно – интонациями,
прикосновениями, манерами – мы в то же самое
время действуем на тот дальний конец, вызываем
неподвластные нам душевные движения, добрые или
злые чувства.
Здесь самая глубокая тайна воспитания. Оттого
люди в массе своей в норме добры, правдивы и
красивы, что в душе человека, на “кухне желаний”,
постоянно горит свет – живет дух, живет желание
добра, правды и красоты, которое сливается с
каждым конечным желанием и освещает, а можно
сказать – освящает его.
Не пресс, а свет! Не подавление, а высветление. Не
мысль борется с дурным желанием, нет, само
желание высветляется высоким стремлением к
бесконечному и в таком высветленном виде
поступает в сознание.
Вот выбор, который мы все делаем, воспитывая
наших детей: подавление конечных желаний или
возвышение их желаниями бесконечными?
* * *
Душа – это желание, система желаний, или,
можно сказать (и говорится в психологии), система
отношений. А чувство – это не что-то “рядом”, не
что-то сопровождающее желание, нет, чувство – это
сила желания. Подобно тому как рука ощущает
теплое, горячее, обжигающее, так и внутренним
чувством я ощущаю лишь то, что касается меня,
вызывает желание-да или желание-нет той или иной
силы.
В этом и заключается таинственная цельность души:
вера и надежда порождают желание, а чувство –
ощущение его силы. Нет отдельно желания, отдельно
чувства. Чувство – характеристика желания.
Воспитывать чувства – значит воспитывать
желания, и наоборот. Культура чувств и культура
желаний – одно и то же.
Все чувства – любовь или нелюбовь, но именно
прекраснейшее из них называется чувством. У
любви свои ступени: интерес, увлечение, любовь,
страсть. А у нелюбви – раздражение, отвращение,
ненависть, страх.
От любви все добро в мире.
От страха все зло. Говорят: лень – мать всех
пороков. А кто отец их? Страх. Где страх, там самые
дурные чувства и свойства, там излишняя
осторожность, неприятие нового, чужого, там
скрытность, лживость, трусость, подлость,
подозрительность, зависть, жадность, коварство,
предательство, наглость. Чуть поскребите любое
дурное чувство, любое дурное свойство человека, и
выглянет его основа – страх.
Но именно потому, что любовь и страх – антиподы,
только любовью можно победить страх – эта мысль
была известна очень давно. Любовь – единственное
педагогическое средство против невольного
детского страха перед жизнью и, следовательно,
против возможных пороков.
Тайна собеседника
Общение возможно лишь с тем человеком,
от которого не исходит опасность. Чтобы ребенок
общался со мной, я должен не вызывать у него ни
малейшего чувства опасности, он должен полностью
доверять мне – вот и все.
Общение с ребенком обычно держится на совместной
тайне, на каком-то воспоминании, на памяти о том,
как когда-то, в какое-то мгновение было хорошо,
как вместе пережили одно и то же и объединились в
этом переживании. Общая тайна связывает
взрослого и ребенка, обостряет чувство
безопасности. Вся детская дружба на этом
держится: “А ты никому не скажешь? Ты умеешь
молчать? Ты надежный товарищ?” И все детские
ссоры и несчастья, все детское горе, как правило,
описываются одним словом – предательство…
Нарушение тайны!
* * *
Интимнейшая тайна воспитания! Когда
ребенок попадает к хорошему учителю, то он
поворачивается к нему лучшей своей стороной. При
долгом общении эти лучшие его свойства
закрепляются, становятся прочными, и он сам
превращается в лучшего человека, наподобие
своего учителя. И сам он начинает видеть людей
лучшими. Так распространяется добро в мире.
Неуклюже сказано: “опыт быть хорошим”; но это
бесценный опыт. Только так люди становятся лучше.
Известный наш физиолог академик Ухтомский
утверждал, что в жизни действует непреложный
закон заслуженного собеседника: каждый человек
встречает в своей жизни именно таких людей, каких
он сам заслуживает. К благородному человеку все
поворачиваются благородной стороной души,
вокруг дурного все дурны. Рядом с хитрым все
начинают хитрить, рядом с добрым и все отчасти
добреют. Сам Ухтомский считал, что он избалован в
жизни: он встречал только прекрасных людей. “И
совсем неверно будет сказать, – пишет ученый, –
что я видел их удивительными и прекрасными, а они
не были такими. Нет, они именно были
удивительными и прекрасными, только это все было
скрыто от глаз других людей и толпы”.
Люди удивительны и прекрасны – вот истинная
правда о них. Но эта правда скрыта даже от них
самих, потому что не каждому встречается в жизни
тот великий собеседник, для которого мы
обернемся лучшими нашими сторонами.
Увидеть человека прекрасным – значит и сделать
его реально прекрасным. Тут нет хитрости, нет
обмана, это происходит на каждом шагу, и каждый
это знает.
Аксиома границы
Идея уважения к человеку появилась в V
веке до нашей эры, идея уважения к маленькому
человеку, к ребенку, родилась лишь в конце XVIII
века в произведениях Жан Жака Руссо, впервые
сказавшего, что детство – это не подготовка к
жизни, а сама жизнь. Двадцать три века разделяют
две эти великие идеи! Удивительно ли, что идея
уважения к ребенку еще так слабо воплощена в
жизнь? Но воспитание идет только до тех пор, пока
между воспитателем и воспитанником правда во
всем, и устанавливает эти отношения правды и
справедливости взрослый.
Человек – это его достоинство. В сердцевине
представления о себе – совесть человека. Даже
самые трудные дети сердятся, возмущаются, когда
им говорят: “Бессовестный!” Это слово задевает
всех – оно задевает неотделимую от совести
личность. Совесть – стремление к правде, и пока я
чувствую связь с правдой, я человек. Разрушить
представление сына о себе как достойном человеке
– значит убить в нем совесть. Превратить ребенка
в ничтожество, в ничто.
Но попробуйте сделать человека из ничтожества!
Разлитая в мире правда, эта основа человеческого
духа, это утверждение о достоинстве человека,
утверждение границы между добром и злом, живет в
людях в виде совести.
* * *
Неразличение добра и зла – это самый
распространенный и потому самый коварный,
опасный вид оправдания зла. Когда Пушкину нужно
было одной строкой описать ужасные времена, он
сказал:
Добро и зло, все стало тенью.
Тень. Все стало нравственной тенью. Люди не
только “добру и злу внимают равнодушно”, но
равнодушны ко всему, что делается, – добро ли, зло,
им безразлично, как оно называется и как к нему
относиться.
Признание правды – границы между добром и злом –
единственная аксиома духовности, нравственности,
педагогики. На ней держится все человеческое в
человеке.
* * *
Правда-совесть попадает в человека не от
генов и не от воспитания: если бы совесть
зависела от воспитания, то огромное число людей и
понятия бы не имело о ней.
Ребенок получает совесть не с молоком матери, а с
языком матери. В речи, в родном языке содержатся
все важнейшие представления о добре и зле, эти
представления и понятия становятся собственным
сознанием ребенка точно так же, как и язык. Ведь
его язык – это его собственный язык, и законы, в
языке содержащиеся, становятся его собственными
законами – совестью.
Тем и различаются между собой педагоги. Одни
убеждены в том, что у каждого ребенка есть
совесть. Другие пытаются изобрести такие формы
воспитания, чтобы можно было обойтись без
совести – без совести воспитанника и без совести
воспитателя. Совесть кажется им чем-то
ненадежным, потому что она появляется в ребенке
без нас и не поддается контролю и подчинению.
Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать
совесть; “воспитание совести” – так по-русски
не говорят, совесть сама возникает в душе ребенка.
Наше дело – воспитывать совестливость.
Из книг С.Соловейчика
“Педагогика для всех”,
“Час ученичества”, “Вечная радость”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|