|
В школе сотрудничества жизнь наполнена
множеством событий, авторы которых и взрослые, и
дети – все, кто каждый день переступает ее порог.
Дети обожают быть вместе – значит, надо дать им
эту возможность. Они больше всего любят играть и
выдумывать, поэтому должно быть творчество
всегда и во всем. Двадцать четыре часа в сутки. Не
как декларация, а как образ жизни. А взрослые, как
известно, любят планировать. Их хлебом не корми –
дай заняться проектной деятельностью. Если дети
и взрослые будут планировать свою жизнь вместе,
то и тем и другим захочется помогать друг другу и
заботиться о том, чтобы общие планы
осуществились.
Понятно, что способности у всех людей, и
маленьких, и больших, разные, и в нашей школе
сотрудничества никто не будет упорствовать в
своих умениях формировать и развивать других.
Доверимся природе, потому что, как говорил
Селестен Френе, никто – ни учитель, ни директор,
ни академик – не знает всего на свете, а то, что
знает, – это не истина в последней инстанции. Во
всяком случае, дети не будут делиться на сильных
и слабых. Любого в школу сотрудничества примут и
не сочтут, что этот ребенок не для нас. Пришел –
оставайся. Только спросят, в каком классе хочет
учиться: в шестом? в девятом? И возраст будет не в
счет. Потому что любой класс похож на дружную
семью, где всем уютно – и старшим, и младшим.
Думаете, учиться так будет труднее? Наоборот! В
крайнем случае поможет метод работы по опорным
сигналам, ключевым словам и другим опорам для
мысли. И если у кого-то из учеников мысль будет
замирать при встрече с трудностью познания, то
все опоры ему очень пригодятся. Учение пойдет
хорошо, если каждому будет казаться, что это
легкое и увлекательное дело.
В
большинстве своем взрослые понимают слово
“невозможно”. Однако благоразумнейшие люди
буквально теряют разум, когда дело касается
воспитания детей. Они, как маленькие, перестают
понимать значение слова “невозможно”, не
принимают его смысла, чуть не плачут – как так?
Запреты природы им понятны, запреты педагогики
оскорбляют их. Как так? Я директор, я все могу, мне
подчиняются тысячи людей, а с этим семилетним
мальчишкой я не могу справиться? Не может этого
быть!
...чаще всего повод для изобретения новых идей
подают сами дети, ставя учителя в тупик. И
начинается мучительный поиск: что я делаю не так?
Что мы все делаем не так?
...представьте себе: дети и взрослые собираются
вместе, придумывают, например, как один день
прожить, словно в Древней Греции, а потом все это
осуществляют и обсуждают, что получилось хорошо,
что плохо и что надо предусмотреть в следующий
раз.
...если в школе есть настоящая типография, вокруг
которой крутится детская и взрослая жизнь, а
представители всех классов раз в неделю
собираются на школьный совет для принятия важных
решений, здесь наверняка знают, что такое
свободная педагогика Селестена Френе.
...дети и в самом деле не хотят, чтобы их считали
маленькими. Особенно когда приходят в школу.
Поэтому их надо учить не играючи, а серьезно, с
чувством ответственности. Общаться с детьми на
равных, проявлять доверие, поручать взрослые
дела, возлагать на них обязанности, обращаться к
ним за сочувствием и сопереживанием.
“...дети, – пишет Софья Николаевна Лысенкова, –
любят учиться, но важно уточнить: дети любят
учиться хо-ро-шо. Весь секрет в том, как сделать,
чтобы детям всегда казалось, что им легко и что у
них все обязательно хорошо получится.
Оказывается, секрет прост: надо забегать вперед,
как говорится, заранее подстилать себе соломку”.
...любому человеку, если он мучается над решением
жизненной задачи, нужна поддержка – какой-то
знак, опорный сигнал. Тем более такие сигналы
нужны детям. Виктор Федорович Шаталов предлагает
принципы, которыми можно воспользоваться, чтобы
составить опорные конспекты, содержащие
подобные сигналы для конкретных уроков и задач.
...эти учебники в первый момент пугают множеством
чертежей, схем, таблиц, но уже в следующий – этим
же увлекают.
|
|
|