Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/1999

Архив

Идея опорного сигнала

Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью. Педагогика сотрудничества предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению.
“Педагогика сотрудничества”

В конце восьмидесятых вряд ли можно было встретить человека, который на вопрос: “Знаете ли вы имя самого знаменитого в вашей стране учителя?” – не назвал бы имя Виктора Федоровича Шаталова. И сразу прибавили бы: “Он изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных сигналов, учит всех без отбора, и его ученики знают математику на “хорошо” и “отлично”. Но работать ему не дают. Еле-еле разрешили эксперимент”.

В те годы всем педагогам-новаторам приходилось туго.

– Я думаю, что все мое упорство не столько от воспитания, сколько от убежденности. Она дает силы неимоверные, – говорил тогда Виктор Федорович Шаталов.

Он выстоял, потому что имел гордое сердце, а не крепкие кулаки. И нам, учителям нынешним, подарил чудесную методику, как теперь сказали бы, технологию преподавания наук, которой можно овладеть и с ее помощью успешно преподавать детям многие школьные дисциплины.

В чем же смысл метода Шаталова?

Очень просто: надо таким образом организовать учение детей, чтобы каждый элемент преподавания был нацелен на привитие трудолюбия, самостоятельности, абсолютной честности, внутреннего достоинства.

Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и легкость, с которой дети с ней справляются. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами.

Оказывается, математическую формулу можно выводить, словно исполнять увертюру к знаменитой опере. На доске после каждого объяснения появляется чудесная картина, составленная из замысловатых парабол, иксов и игреков, которая называется волшебными словами “опорный сигнал”, “опорный конспект” или “компакт”. Все это завораживает и запечатлевается в памяти на всю жизнь.

На одном из учительских семинаров В.Шаталова спросили:

– Виктор Федорович, если бы была принята ваша методика, то школа могла бы перейти на нее в массовом порядке?

Шаталов:
– Я в этом уверен. Нам для этого понадобилось бы не более трех лет.
Это было десятилетие назад. Как видим, не так-то много учителей работают сегодня по методу Шаталова. Но, может быть, это и не столь важно. Ведь его успех окрылил многих российских учителей и вдохновил на творческое отношение к своей профессии. Идея опорного сигнала, такая точная и ясная в своей сути, оказалась одной из основополагающих идей педагогики сотрудничества. Опорный сигнал – этот маленький точный знак – стал знаком объединения взрослых и детей в час познания, в час открытия мира.

Ньютон ли придумал яблоки?

В голову почему-то приходят кулинарные сравнения. Идея дидактического бутерброда: на одном уроке осваивать несколько учебных тем. Получается учебный бутерброд.

Если съесть отдельно хлеб, отдельно масло, отдельно колбасу, то калорийность будет та же, зато не так вкусно.

А что делать, если повторение наскучивает, превращаясь в зубрежку? Однообразие надоедает. Но ведь оно может быть устным и письменным, групповым и индивидуальным, игровым и творческим.

Что делает повторение особенно аппетитным – это вкус учебного успеха. Если ученики видят результат, чувствуют свой прогресс, то у них начинает работать внутренний мотивационный мотор, который не нуждается во внешнем принуждении. Когда ученики входят во вкус, увлекаются, их иногда и остановить трудно.

Но как подвести ученика к успеху, облегчив его учебный труд? Тут надо подумать о мнемонике, которая и призвана помочь ученической памяти и пониманию. Один из главных ее инструментов – опоры. Зрительные, звуковые, смысловые.

Забавное правило, неожиданная ассоциация, помогающая усвоить трудную концепцию. Таблица на стене, схема на доске, рисунок в книге. Даже привычная структура урока помогает. Она может стать для детей смысловой опорой, ведущей их в знакомой последовательности через сложную тему.

Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных.

Кто придумал опорные сигналы? У нас это название связано с именем Шаталова. Но опоры существовали задолго до нашей цивилизации. Письменность – это система графических опорных сигналов, хотя и до появления письменности люди ими пользовались, возьмите хотя бы наскальные рисунки.

Животные тоже имеют свои опоры, потому что и они обладают памятью. “Так природа захотела. Почему? Не наше дело”, – поется в песне Окуджавы. Но для педагога это именно его дело – понять природу человеческой памяти, творчества, духа. На этой дороге Шаталов сделал важный шаг.

Он не придумывал опорные сигналы, так же как Ньютон не придумывал земного тяготения. Яблоки падали с яблонь и до Ньютона, но согласно легенде он был первый, кто заметил это падение и сумел его объяснить.

Учителя использовали опорные сигналы с незапамятных времен, заимствуя их друг у друга или изобретая заново. Шаталов задумался об их роли и стал применять опоры систематически. Каждую учебную тему он перевел на экономный язык опор. Они умещаются на одной страничке. Ученикам несложно их воспроизвести и развернуть в полный рассказ, учителю нетрудно проверить.

Сегодня он объяснил новый материал по опорам, завтра дети напишут их за 5–10 минут. Результат: столбик оценок и регулярное активное повторение в азарте игры-самоконтроля.

Опоры облегчают повторение, а повторение закрепляет опоры. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству. Насколько отлаженная учебная система эффективнее случайных находок? Сравните прялку и прядильную машину. Принцип один, зато скорость работы и качество продукта отличаются разительно.

Но и случайными находками не стоит пренебрегать. Я преподаю анатомию и физиологию в университете – сложный предмет для серьезных студентов. В хорошем американском университете преподаватель может задавать наперед нужные главы, а на занятиях лишь отвечать на вопросы и проводить тесты. Студенты сами все выучат!

Мое дело, однако, не только объяснить сложные моменты курса, но и подсказать, как легче их запомнить. Например, студенты должны знать пять классов иммуноглобулинов – Г, М, Е, А, Д. Их можно выстроить и в другой последовательности: Д-Е-М-А-Г – первые пять букв слова “демагог”.

При этом слове студенты улыбаются.

Все знают, кто такой демагог, а если кто-то не знает, то я объясняю. Это и есть опорный сигнал. Его легко запомнить и трудно позабыть. После этой странички и вы, читатель, будете знать пять классов иммуноглобулинов. Надо лишь вспомнить всех демагогов, чьи голоса убаюкивали нас в последние десятилетия.

Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных.

Ну и как их поделить?

Вот несколько примеров опорных сигналов, придуманных учителями для самых разных школьных предметов

Первая глава книги Софьи Николаевны Лысенковой “Когда легко учиться” называется “Опора мысли, опора действия”. Учительница рассказывает о том, как трудно бывает порой включить каждого ребенка в активную деятельность на всех уроках, и о том, как ей помогают достичь этого опорные схемы.

“Опорные схемы, или просто опоры, – говорит Софья Николаевна, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка”. И предупреждает: опорные схемы должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты на стене. К ним нельзя привыкать.

Вот, например, как идет работа в такой опорной таблице по математике в конце первого класса.

Эта опорная схема помогает создать образ математического действия при решении простых задач на умножение – деление.

Учитель объясняет детям, что не все предметы, о которых говорится в задаче, можно нарисовать. Поэтому будем их изображать галочками, как на схеме.

1. Таня купила 5 тетрадей, по 2 руб. каждая. Сколько стоит покупка?

2. 12 яблок разложены поровну на 3 тарелки. Сколько яблок на каждой тарелке?

3. 10 тетрадей раздали ученикам, по 2 тетради каждому. Сколько учеников получили тетради?

Работа с опорной схемой проходит при обязательном комментированном управлении. Об этом приеме Софья Николаевна Лысенкова рассказывала в телепередаче, писала в своей книжке, неоднократно объясняла его на лекциях. То есть разговор об этом методическом приеме – отдельный.

Дети быстро определяют вид задачи по схеме, учитель записывает на доске. Еще раз схема-доказательство – и любые сомнения исчезают...

А вот еще один опорный сигнал С.Н.Лысенковой. Попробуйте озвучить его самостоятельно.

Слова-ключи на зашифрованных дорожках

Виктор Федорович Шаталов различает понятия опорный сигнал, опорный конспект и компакт, так что если строго следовать его методу, то необходимо понять разницу и представить, чем лучше пользоваться при объяснении той или иной темы.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.

Физика-7
Опорный сигнал В.Шаталова

 

wpe195.jpg (2206 bytes)Физика-7
Опорный сигнал В.Шаталова

Шагом марш!

Электромагнитное поле распространяется и приводит в направленное движение электроны почти одновременно во всем проводнике. Как по команде:

– Первая полурота... Равнение напра-во... Шагом... арш!

Было видно, как от наклонного леса штыков отделилась правильная линия и равномерно закачалась в воздухе”.
(А.Куприн, “Поединок”)

Команда офицера со скоростью звука пролетает всю линию солдат в какие-нибудь доли секунды. Человек не улавливает этой скорости, и кажется, будто вся линия штыков приходит в движение одновременно. Каждый же отдельный солдат, подчиняясь команде, начинает шагать со своей собственной скоростью, соразмеряя ее с общим темпом церемониального марша.
(М.Блудов, “Беседы по физике”)

Есть направление!

Опыт с гальванометром и источником тока при измерении полярности последнего доказывает, что электрический ток имеет направление. Но какое?

В прошлом столетии опыты одних экспериментаторов указывали на движение положительных зарядов, других – на движение отрицательных, третьих – на движение и тех и других зарядов одновременно. Для единообразия было принято условное направление тока от + к –. Спустя некоторое время выяснилось, что в металлах движутся отрицательные заряды, т.е. направление тока противоположно условному. Но ранее условно избранное направление стало привычным, и изменения привели бы к большим материальным затратам на выпуск новых изданий книг и учебных пособий. Поэтому целесообразно иметь в виду и то и другое направление.

Логический вывод формулы электрического тока на основании электронных представлений. Обозначения: е – заряд электрона, n – концентрация электронов в единице объема данного вещества, S – площадь сечения проводника, v – направленная скорость электронов.

Произведением S на v определяется объем смещения в одну секунду, произведением n на Sv – количество электронов, прошедших через поперечное сечение проводника в одну секунду. А по определению – это сила тока.
(В.Шаталов. “Опорные сигналы по физике-7”)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки – “озвучки”, как говорят учителя.

Информатика-8
Опорный конспект М.Шовмана (Тбилиси)

Допустим, вам нужно объяснить товарищу, как проехать к вам домой. Это может выглядеть следующим образом: “Выйти из школы, спуститься в метро, проехать две остановки, выйти из метро и в доме с синими балконами в первом подъезде найти квартиру номер шесть”.
Итак, прозвучал алгоритм движения к дому. Новому понятию, приведенному на примере, следует дать определение (0:), оно изображено в виде дорожки, которую мы выложили своему другу на пути к дому. На плиточках написаны первые буквы ключевых слов определения: алгоритм – это есть предписание Исполнителю, в котором понятно и точно описана последовательность действий, ведущих к достижению поставленной цели или решению задачи. (В конце дорожки расположена мишень, символизирующая цель, и буква З).

Дорожка – это алгоритм (а если говорить строго – его художественный образ). Какими же свойствами он должен обладать, чтобы привести нас к цели или решению задачи? Обратимся вновь к нашему примеру. Что нужно, чтобы прийти в дом? Очевидно, в первую очередь нужен сам ДОМ – с этих букв начинаются названия трех фундаментальных свойств алгоритма: дискретность, определенность, массовость.

Однако ДОМ – это еще не все, что нужно, чтобы в него прийти. Нужно еще пройти через КПП (что это такое – можно спросить у класса, мальчики обычно знают, что КПП – это контрольно-пропускной пункт). В нашем случае это еще три свойства алгоритма. Эти свойства – конечность, понятность, правильность...

КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении опорных сигналов.

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ?
Дело это не простое. Но есть основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Вот они.
* Лаконичность (300–400 печатных знаков).
* Структурность (4–5 связок, логических блоков).
* Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
* Унификация печатных знаков.
* Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.
* Ассоциативность.
* Доступность воспроизведения.
* Цветовая наглядность и образность.

 

Сидит ворон на дубу-у...

Имя Дмитрия Ерофеевича Огороднова знают многие учителя музыки в нашей стране. О нем писал и С.Соловейчик. В основе его системы обучения пению, системы эстетического развития лежит парадоксальная мысль: человек слышит голосом. Людей без слуха нет, есть лишь люди, не обученные петь, не умеющие моделировать звук своим голосовым аппаратом. По Огороднову учат не только и не столько петь и слушать, а переживать музыку:

– Голосом вырази свою доброту.

– Затаи улыбку, не размыкая губ.

– Рисуя тембром образ, образуешь голос.

С помощью алгоритма учитель и ученики могут выполнить сто заданий. Сто вариантов опорной схемы, сто комбинаций опорных сигналов. В основе опоры – звук “у”. Пропевать сигналы можно по-разному. Указка движется от одного опорного сигнала к следующему, варианты усложняются, маршрут указки меняется – результат потрясающий! Дети поют изысканно!

А начинается все в первом классе. Ребята учатся петь то, что кричит новорожденный малыш:

– У-а, у-а, у-а!

Значит, самый простой звук – “у”. Начинать учиться петь надо с него.
– Будем учиться петь звук “у”.

Сидит ворон на дубу,
У-у-у, у-у-у!
И играет во трубу,
У-у-у, у-у-у!

Учитель поет “от автора”, а дети – “от ворона”. И ничего у ребят не получается. Звук идет глухой, невыразительный. Очень трудно петь самый простой звук! Первоклассники не знают, почему, а мы знаем! Чтобы спеть “у”, надо опустить подбородок, с первого раза это сделать невозможно. Мешает челюстная мышца – самая сильная, самая закрепощенная, предназначенная для жевания, а не для пения. Попробуй ее опусти – не дается! А еще – первые “у-у” надо спеть кратко, а последнюю “у” – протяжно, выделить сильную долю и слабую.

Так вот же он, опорный сигнал:

Учитель рисует его на доске и пропевает. А затем ведется разговор с ребятами, который мы воспроизводим слово в слово.

Учитель: Ребята, скажите, как я пел маленькие буквы, нарисованные тонкими линиями?

Дети: Тихо пели и коротко.

У.: Правильно, над ними еще точки, чтобы помнить – тихо и коротко. А третья буква?

Д.: Она большая и линии толще. Ее нужно петь громче.

У.: А зачем у нее двойной подбородок?

Д.: Чтобы мы тоже опускали подбородок.

У.: А чем еще отличается третья “у”?

Д.: Она вся разная.

У.: Линия меняет толщину...

Д.: Там, где толще, там и петь надо толще!

У.: Умницы! Звук усиливается, углубляется. Для этого и надо опускать подбородок.

Д.: А еще буква вся вытянутая – значит петь ее надо протяжно.

У.: Все правильно. А теперь давайте споем!

Василий КОЛЬЧЕНКО
Елена ХИЛТУНЕН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru