Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

О.Маховская, Ю.Василькина
Думай как ребенок, поступай как взрослый
М.: Эксмо, 2012


Авторы – практикующие психологи, выслушавшие за свою профессиональную жизнь не одну тысячу родительских жалоб. Пятнадцать самых распространенных и отчаянных можно увидеть в оглавлении. Как справляться с детской истерикой? Как реагировать на двойки? На ребенка жалуются в школе. Ребенок ревнует к младшему брату или сестре. Что делать с детской агрессией? Детская ложь, воровство, безмерное увлечение компьютером... Об этих проблемах многие семьи знают не понаслышке. Вариаций – множество, но авторы убеждены, что основная причина одна: «Дети так себя ведут, потому что им не хватает любви!.. Все неврозы и страхи, потому что нет уверенности, что тебя любят. Все жалобы родителей тоже оттого, что они не уверены, что их любят собственные дети!»
Что если и правда посмотреть под этим углом зрения на проблемные ситуации? Ребенок падает на землю, злится, орет благим матом, плачет навзрыд. Маме стыдно перед окружающими, она чувствует бессилие, раздражение и... готова на ответную агрессию. Но гораздо продуктивнее понять, в чем причина подобного поведения ребенка: в конфликте между «хочу» и «надо», в нереализованной потребности? Авторы предлагают оценить ситуацию глазами ребенка. Например, реплику «Как противно на тебя смотреть!» ребенок понимает так: «Мы тебя не любим, ты противный». Понимая это, проще выбирать правильную линию поведения: сохранять спокойствие, показать, что мы понимаем чувства ребенка, не бросать одного, не наказывать за истерику. На конкретных примерах показаны причины инцидентов, правильные и неправильные стратегии поведения родителей.

Н.Э.Гусинский, Ю.И.Турчанинова
Введение в философию образования
М.: Логос, 2003

Под понятием «философия образования», как пишут авторы в предисловии, «уживаются самые разные взгляды на образование и способы его приобретения, разные взгляды на человека и его развитие, разные взгляды на жизнь и ее смысл». В книге представлен более или менее полный обзор проблем, обсуждаемых в мировом образовательном сообществе, показан диапазон существующих позиций.
Чтобы осознанно относиться к своей деятельности, педагог непременно должен сформулировать для себя, что он считает ценным, приемлемым, допустимым; определить собственный подход к основным педагогическим идеям. Ключевое слово здесь «осознанно», оно предполагает, что у учителя есть право на собственное мнение и выбор, на собственное профессиональное мировоззрение.
Первая часть, в которой рассматриваются понятия «контекст», «среда», «развитие», «поведение», «личность», «познание», «понимание», «творчество»... позволяет наполнить смыслом слова, постоянно мелькающие в педагогической литературе, проследить эволюцию этих смыслов, узнать, как их трактовали разные педагоги и психологи.
Освоившемуся с междисциплинарным контекстом читателю авторы предлагают задуматься о том, как происходит умственное и нравственное развитие ребенка – философские школы очень по-разному представляют эти процессы. Ведь только на основе собственного видения того, как развивается ребенок, мы можем выстраивать собственную образовательную стратегию, воплощать те или иные педагогические программы, технологии, идеи и подходы. Их обзор дан во второй части книги.
Но это, конечно, имеет смысл, если есть право и возможность относиться к своей профессиональной деятельности осознанно. Если...