Вы можете представить себе школу, где учителя и ученики каждый
день учат и учатся с удовольствием? Где старшие с готовностью
становятся на позицию ученика, чтобы научиться чему-нибудь у младших?
Это не выдумка и не мечта. Такая школа есть. А называется она «Летняя
школа Русского репортера». Какие секретные педагогические
методы помогли создать эту школу? Попробуем разобраться в этом вместе
с ее организаторами и участниками.
Что питает душу?
Что дает людям ощущение невыразимой ценности существования,
укрепляя и поддерживая стремление жить деятельно и плодотворно?
Педагогическая наука еще не придумала для этого названия. Но в «Летней
школе Русского репортера», в ее атмосфере - это точно есть. Иначе
участники не писали бы о ней так, как Виктория Микиша на своей
страничке «ВКонтакте»: «У меня сносит голову от красоты этого мира!
Летняя школа! Ребята! Как же я скучаю! Это вода, в которую ныряешь и
наслаждаешься каждой каплей!»
Как же возникает такая атмосфера? Из чего? Или – из кого?
«Люди здесь все удивительные»
...Летняя школа – это несколько десятков мастерских (в этом
году – 28), открывающихся в палаточном лагере для школьников и
студентов. Чтобы попасть сюда, надо выбрать конкретную мастерскую и
пройти вступительные испытания, которые определят, насколько серьезен
твой интерес к заявленной тематике. Эссе, небольшое исследование,
съемка видеоролика – успешное пройденное испытание становится залогом
точности выбора, будь это «робототехника» или центр полевых
исследований. Именно поэтому преподаватели всегда видят на лекциях
живые глаза, а сами лекции быстро переформатируются в интерактивное
общение.
Кто преподает в мастерских? Волонтеры. В летней школе не платят
зарплату, наоборот, участники, преподаватели и даже дирекция платят
взносы, которые идут на закупку продуктов, необходимых материалов, на
электричество и воду.
Чтобы минимизировать финансовые барьеры на пути попадания в школу,
размер взносов плавающий – от 150 до 600 рублей в день. А вот сколько
платить – каждый решает сам. Так что преподавать в летней школе
приезжают только те, кто готов бескорыстно заниматься с ребятами,
исключительно из интереса к делу образования.
«Люди здесь удивительные, – рассказывает участник и преподаватель
летней школы Дмитрий Славин. – В каждом что-то есть. Если же человек
показался неинтересным, скорее всего дело в тебе. У нас была одним из
руководителей девушка. Не улыбается, говорит резковато, деньги со всех
собирает, на моих лекциях ее или нет, или сидит угрюмо. Ну и ладно,
думаю, не бывает же так, чтобы все нравились. А вечером вдруг в
какой-то момент она стала показывать свои видеоролики. Я чуть со стула
не упал. Талантище! Танцует вместе с моржами, дрессировщик. Люди так
танцевать не умеют, как ее моржи».
Итак, первый секрет школы – в особенностях отбора и привлечения
участников. Здесь собираются люди, для которых на первом месте
возможность реализовать свой интерес к познанию, проектированию или
сочинительству. А непосредственность восприятия, романтика и оптимизм
юных встречаются с опытом, знаниями и профессионализмом взрослых. Эта
разность потенциалов электризует общую атмосферу до такой степени, что
в ней начинают искрить новые идеи, инициативы, вопросы. Ребята и
взрослые заряжаются друг от друга.
Как отметил Юрий Романов, один из директоров школы (а всего их три),
каждый здесь находит людей, которые становятся в чем-то примером: какие
необычные вещи можно придумать, или как доступно можно объяснить
придуманное тобой, или как признавать свои ошибки и реагировать на
ошибки других. «Здесь волей-неволей хочется становиться лучше, –
сказала одна из участниц школы. – У тебя просто нет выбора: чтобы быть
в этой среде своим и быть на равных – тебе надо становиться лучше».
Место встречи
Прошлая школа проходила на территории бывшего пионерлагеря,
принадлежащего Объединенному институту ядерных исследований (ОИЯИ). Это
недалеко от Дубны, в лесу, на берегу Волги. А рядом знаменитый
институт, аналог европейского CERN, где делается настоящая современная
наука и откуда в летнюю школу приезжают ученые.
Но место – это не только территория. Это заложенные основателями школы
традиции, принципы, уклад, которые создают воздух, побуждающий к
познанию и самораскрытию.
Один из главных принципов школы – отдавать и получать знания: все учат,
и все учатся. Дмитрий Славин: «В ЛШ очень быстро настраиваешься на
волну. Если тебе есть что рассказать, то это уже не удержишь внутри. В
какой-то момент обнаружил себя в полвторого ночи за чтением лекции о
беременности и естественных родах перед внимающими каждое мое слово
пятью молодыми барышнями. Это, пожалуй, уже перебор, решил я и пошел
спать».
Второй принцип – свобода в выборе форматов и способов учения. На
лекциях разрешается сидеть или лежать, если участнику так удобнее
слушать. Лекция может проходить по расписанию, а может начаться
спонтанно и в самом неожиданном месте. Так, еще один из директоров
школы, Григорий Тарасевич, начал рассказывать о теории когнитивного
диссонанса за совместной чисткой картошки!
Еще один принцип – общение на равных. Критические суждения, сомнения в
обоснованности тезисов преподавателя в летней школе обычное явление:
так же как и удивительно доброжелательное отношение друг к другу.
Критикуют идеи, но не людей.
Да разве это лекции?!
«Летняя школа Русского репортера» – это настоящая педагогика
событийности. Форматы разные: узкотематические и «золотые лекции» (на
темы важные и нужные всем), семинары, полевые исследования, акции,
проекты «Медиаполигон», «24 часа» и другие. За один день участник может
попробовать себя во множестве дел: интервью с сельским священником или
дискуссия о том, с чего лучше начинать писать журналистский текст, а
лекция о происхождении слова известного психотерапевта Александра
Сосланда может закончиться его неожиданным предложением поиграть в
лапту. Можно мастерить скамейки собственной конструкции для
интеллектуальной работы и отдыха с особым углом наклона и устанавливать
их на территории лагеря. А можно снимать документальный фильм о
современных девушках.
Учебный день, как течение большой реки, плавно переходит в учебный
вечер, а затем учебную ночь. «Абсолютно нормально собираться в три часа
ночи и писать материалы только потому, что днем нет времени – днем
лекции, учеба»... «У нас бывало по пять пар, и я не могла ни одну
пропустить, даже если дико хотелось спать. Просто было настолько
интересно, что совесть не позволяла. Да и разве это лекции в привычном
смысле слова? Сидишь в уютной маленькой «армейке», пьешь чай с
каким-нибудь ученым, ешь бутерброды, разговариваешь. Спрашивать что-то
получалось абсолютно естественно. Для меня это неожиданность».
Высокое и обыденное
Каждая мастерская сама определяет для себя приоритеты.
Например, для кого-то цель – помочь ребятам понять, верно ли они видят
свое призвание, для кого-то – развить компетенции участников с четко
выраженными склонностями к определенной профессиональной сфере.
В летней школе так органично соединяются высокое и бытовое, образование
и отдых, что опыт, например, совместного обустройства лагеря
приобретает столь же важное значение, как и «золотая лекция» о работе
мозга. Но обыденных дел здесь не бывает: в интересной компании даже
мытье посуды не будет рутиной. В летней школе абсолютно естественно
вносить элементы творчества во всякое дело. Пришло время дежурства по
кухне? Почему бы не устроить соревнования с другими бригадами по
созданию рекламной кампании для своих блюд?
В такой насыщенной событиями среде даже проблемы воспринимаются как
приключения, почти столь же интересные, как и разработка оригинального
проекта.
Приобщение к тайне
Так что все-таки важнее: самоопределение, знания или что-то
еще?
– Знания, конечно, важны, но ребята стремятся сюда не ради них, а
скорее ради общения, – полагает Юрий Романов.
Так просто? Да. Просто есть общение – и Общение. Бывает, что люди
обмениваются дежурными фразами при встрече. А бывает, что разговоры
завязываются сами собой и между собеседниками возникает нечто вроде
духовного братства – братства летнешкольников. Представьте: днем были
лекции о квазарах и пульсарах, жизни деревьев или об экзистенциальной
психологии, а вечером – звезды, вот они, прямо над головой, сосны чуть
поодаль от костра и совсем рядом – твои собеседники. Которые делятся
своим пониманием важных для тебя вопросов. И возникает особое чувство
причастности к тайнам космоса, земли и человеческой жизни. «Приехать
сюда – значит снова зарядиться на целый год энергией, встретить старых
друзей и понять, что ты хочешь в жизни». «Летняя школа, как космос: чем
глубже мы проникаем в нее, тем дальше становится край».
Модель идеального государства
Летняя школа живет как самоорганизующееся сообщество. Новую
мастерскую в школе может открыть любой человек, у которого есть
интересная идея и который найдет единомышленников, готовых взять
ответственность за ее реализацию. Некоторые мастерские появляются из
задумок, возникших в головах руководителей школы, другие – из замыслов
участников, приезжающих сюда не первый год. Они уже побывали
слушателями или преподавателями и созрели для того, чтобы самим создать
новое образовательное пространство. Возможен и третий вариант, когда
люди своими путями узнают о летней школе и приходят с инициативой
создания новой мастерской.
Опыт жизни в самоорганизующемся сообществе – это тоже образовательный
эффект школы. Ведь она создавалась не только как образовательный, но и
как социальный проект – своего рода модель идеального государства.
Каждый желающий может приобщиться к этому содружеству, заглянув на
странички: http://letnyayashkola.org;
http://vk.com/shkola_rr; http://vk.com/club69993007; https://www.facebook.com/shkola.rusrep.