Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Витковский Анатолий

Уроки под июльскими звездами

В Летней школе журнала «Русский репортер» образование идет 24 часа в сутки

Вы можете представить себе школу, где учителя и ученики каждый день учат и учатся с удовольствием? Где старшие с готовностью становятся на позицию ученика, чтобы научиться чему-нибудь у младших? Это не выдумка и не мечта. Такая школа есть. А называется она «Летняя школа Русского репортера».  Какие секретные педагогические методы помогли создать эту школу? Попробуем разобраться в этом вместе с ее организаторами и участниками.

Что питает душу?

Что дает людям ощущение невыразимой ценности существования, укрепляя и поддерживая стремление жить деятельно и плодотворно? Педагогическая наука еще не придумала для этого названия. Но в «Летней школе Русского репортера», в ее атмосфере - это точно есть. Иначе участники не писали бы о ней так, как Виктория Микиша на своей страничке «ВКонтакте»: «У меня сносит голову от красоты этого мира! Летняя школа! Ребята! Как же я скучаю! Это вода, в которую ныряешь и наслаждаешься каждой каплей!»
Как же возникает такая атмосфера? Из чего? Или – из кого?

«Люди здесь все удивительные»

...Летняя школа – это несколько десятков мастерских (в этом году – 28), открывающихся в палаточном лагере для школьников и студентов. Чтобы попасть сюда, надо выбрать конкретную мастерскую и пройти вступительные испытания, которые определят, насколько серьезен твой интерес к заявленной тематике. Эссе, небольшое исследование, съемка видеоролика – успешное пройденное испытание становится залогом точности выбора, будь это «робототехника» или центр полевых исследований. Именно поэтому преподаватели всегда видят на лекциях живые глаза, а сами лекции быстро переформатируются в интерактивное общение.
Кто преподает в мастерских? Волонтеры. В летней школе не платят зарплату, наоборот, участники, преподаватели и даже дирекция платят взносы, которые идут на закупку продуктов, необходимых материалов, на электричество и воду.
Чтобы минимизировать финансовые барьеры на пути попадания в школу, размер взносов плавающий – от 150 до 600 рублей в день. А вот сколько платить – каждый решает сам. Так что преподавать в летней школе приезжают только те, кто готов бескорыстно заниматься с ребятами, исключительно из интереса к делу образования.
«Люди здесь удивительные, – рассказывает участник и преподаватель летней школы Дмитрий Славин. – В каждом что-то есть. Если же человек показался неинтересным, скорее всего дело в тебе. У нас была одним из руководителей девушка. Не улыбается, говорит резковато, деньги со всех собирает, на моих лекциях ее или нет, или сидит угрюмо. Ну и ладно, думаю, не бывает же так, чтобы все нравились. А вечером вдруг в какой-то момент она стала показывать свои видеоролики. Я чуть со стула не упал. Талантище! Танцует вместе с моржами, дрессировщик. Люди так танцевать не умеют, как ее моржи».
Итак, первый секрет школы – в особенностях отбора и привлечения участников. Здесь собираются люди, для которых на первом месте возможность реализовать свой интерес к познанию, проектированию или сочинительству. А непосредственность восприятия, романтика и оптимизм юных встречаются с опытом, знаниями и профессионализмом взрослых. Эта разность потенциалов электризует общую атмосферу до такой степени, что в ней начинают искрить новые идеи, инициативы, вопросы. Ребята и взрослые заряжаются друг от друга.
Как отметил Юрий Романов, один из директоров школы (а всего их три), каждый здесь находит людей, которые становятся в чем-то примером: какие необычные вещи можно придумать, или как доступно можно объяснить придуманное тобой, или как признавать свои ошибки и реагировать на ошибки других. «Здесь волей-неволей хочется становиться лучше, – сказала одна из участниц школы. – У тебя просто нет выбора: чтобы быть в этой среде своим и быть на равных – тебе надо становиться лучше».

Место встречи

Прошлая школа проходила на территории бывшего пионерлагеря, принадлежащего Объединенному институту ядерных исследований (ОИЯИ). Это недалеко от Дубны, в лесу, на берегу Волги. А рядом знаменитый институт, аналог европейского CERN, где делается настоящая современная наука и откуда в летнюю школу приезжают ученые.
Но место – это не только территория. Это заложенные основателями школы традиции, принципы, уклад, которые создают воздух, побуждающий к познанию и самораскрытию.
Один из главных принципов школы – отдавать и получать знания: все учат, и все учатся. Дмитрий Славин: «В ЛШ очень быстро настраиваешься на волну. Если тебе есть что рассказать, то это уже не удержишь внутри. В какой-то момент обнаружил себя в полвторого ночи за чтением лекции о беременности и естественных родах перед внимающими каждое мое слово пятью молодыми барышнями. Это, пожалуй, уже перебор, решил я и пошел спать».
Второй принцип – свобода в выборе форматов и способов учения. На лекциях разрешается сидеть или лежать, если участнику так удобнее слушать. Лекция может проходить по расписанию, а может начаться спонтанно и в самом неожиданном месте. Так, еще один из директоров школы, Григорий Тарасевич, начал рассказывать о теории когнитивного диссонанса за совместной чисткой картошки!
Еще один принцип – общение на равных. Критические суждения, сомнения в обоснованности тезисов преподавателя в летней школе обычное явление: так же как и удивительно доброжелательное отношение друг к другу. Критикуют идеи, но не людей.

Да разве это лекции?!

«Летняя школа Русского репортера» – это настоящая педагогика событийности. Форматы разные: узкотематические и «золотые лекции» (на темы важные и нужные всем), семинары, полевые исследования, акции, проекты «Медиаполигон», «24 часа» и другие. За один день участник может попробовать себя во множестве дел: интервью с сельским священником или дискуссия о том, с чего лучше начинать писать журналистский текст, а лекция о происхождении слова известного психотерапевта Александра Сосланда может закончиться его неожиданным предложением поиграть в лапту. Можно мастерить скамейки собственной конструкции для интеллектуальной работы и отдыха с особым углом наклона и устанавливать их на территории лагеря. А можно снимать документальный фильм о современных девушках.
Учебный день, как течение большой реки, плавно переходит в учебный вечер, а затем учебную ночь. «Абсолютно нормально собираться в три часа ночи и писать материалы только потому, что днем нет времени – днем лекции, учеба»... «У нас бывало по пять пар, и я не могла ни одну пропустить, даже если дико хотелось спать. Просто было настолько интересно, что совесть не позволяла. Да и разве это лекции в привычном смысле слова? Сидишь в уютной маленькой «армейке», пьешь чай с каким-нибудь ученым, ешь бутерброды, разговариваешь. Спрашивать что-то получалось абсолютно естественно. Для меня это неожиданность».

Высокое и обыденное

Каждая мастерская сама определяет для себя приоритеты. Например, для кого-то цель – помочь ребятам понять, верно ли они видят свое призвание, для кого-то – развить компетенции участников с четко выраженными склонностями к определенной профессиональной сфере.
В летней школе так органично соединяются высокое и бытовое, образование и отдых, что опыт, например, совместного обустройства лагеря приобретает столь же важное значение, как и «золотая лекция» о работе мозга. Но обыденных дел здесь не бывает: в интересной компании даже мытье посуды не будет рутиной. В летней школе абсолютно естественно вносить элементы творчества во всякое дело. Пришло время дежурства по кухне? Почему бы не устроить соревнования с другими бригадами по созданию рекламной кампании для своих блюд?
В такой насыщенной событиями среде даже проблемы воспринимаются как приключения, почти столь же интересные, как и разработка оригинального проекта.

Приобщение к тайне

Так что все-таки важнее: самоопределение, знания или что-то еще?
– Знания, конечно, важны, но ребята стремятся сюда не ради них, а скорее ради общения, – полагает Юрий Романов.
Так просто? Да. Просто есть общение – и Общение. Бывает, что люди обмениваются дежурными фразами при встрече. А бывает, что разговоры завязываются сами собой и между собеседниками возникает нечто вроде духовного братства – братства летнешкольников. Представьте: днем были лекции о квазарах и пульсарах, жизни деревьев или об экзистенциальной психологии, а вечером – звезды, вот они, прямо над головой, сосны чуть поодаль от костра и совсем рядом – твои собеседники. Которые делятся своим пониманием важных для тебя вопросов. И возникает особое чувство причастности к тайнам космоса, земли и человеческой жизни. «Приехать сюда – значит снова зарядиться на целый год энергией, встретить старых друзей и понять, что ты хочешь в жизни». «Летняя школа, как космос: чем глубже мы проникаем в нее, тем дальше становится край».

Модель идеального государства

Летняя школа живет как самоорганизующееся сообщество. Новую мастерскую в школе может открыть любой человек, у которого есть интересная идея и который найдет единомышленников, готовых взять ответственность за ее реализацию. Некоторые мастерские появляются из задумок, возникших в головах руководителей школы, другие – из замыслов участников, приезжающих сюда не первый год. Они уже побывали слушателями или преподавателями и созрели для того, чтобы самим создать новое образовательное пространство. Возможен и третий вариант, когда люди своими путями узнают о летней школе и приходят с инициативой создания новой мастерской.
Опыт жизни в самоорганизующемся сообществе – это тоже образовательный эффект школы. Ведь она создавалась не только как образовательный, но и как социальный проект – своего рода модель идеального государства.
Каждый желающий может приобщиться к этому содружеству, заглянув на странички: http://letnyayashkola.org; http://vk.com/shkola_rr; http://vk.com/club69993007; https://www.facebook.com/shkola.rusrep.