Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


Розен Марина

Учебная самостоятельность: десять правил успешного учителя

Рекомендации, которые помогут выстроить целостную систему педагогической работы

Исследование, проведенное кандидатом психологических наук Мариной Розен (Удовенко)*, позволило сформулировать несколько важных правил, которым следует учитель, поставивший перед собой цель сформировать навыки учебной самостоятельности у детей (эти правила вытекают одно из другого и связаны некой единой системой, которой является сам учитель). Также были определены типичные ошибки, возникающие при их несоблюдении.

Правило № 1
Правило психологического комфорта

Начинать урок нужно только установив эмоциональный контакт с детьми. Важно, чтобы дети чувствовали: вам с ними хорошо, вы рады встрече, получаете удовольствие от общения. Учитель-мастер мысленно «проигрывает», представляет себе будущий урок в позитивном ключе – это занимает всего несколько минут, а польза от этого огромна.
Парадокс заключается в том, что такое простое и безобидное правило чаще всего нарушается, а типичные, систематически допускаемые ошибки приводят к последствиям различной степени тяжести. Рассмотрим некоторые из них в порядке увеличения сложности последствий.

Типичная ошибка 1. Данный этап очень часто игнорируется, считается не очень важным. А ведь от него очень многое зависит.

Рекомендация 1. Постарайтесь оставить за дверью класса все свои переживания, тревоги и проблемы (которые, вне всякого сомнения, есть у любого учителя) и входите в класс настроенным на совместное творчество.
Рекомендация 2. Начните урок с юмором. Совместный смех сближает, дает возможность разрядиться негативной энергии, снимает напряжение. Несколько искренних слов о том, как рады их видеть, добрая шутка, мягкая самоирония всегда оказывают благотворное влияние на детей в начале урока.

Типичная ошибка 2. Неграмотное распределение времени, его постоянная нехватка очень часто приводят к тому, что учитель чувствует себя дискомфортно. Одна моя знакомая учительница говорила: «Если бы я имела дело только с детьми…» Как мы уже отмечали ранее, урок – это 20% работы учителя. Большая часть времени уходит на подготовку плюс нагрузка в виде различного рода рутинной работы, бесконечных проверок, обязательных посещений не всегда полезных мероприятий…Как быть?

Рекомендация 1. Помните, что создание психологически комфортных условий в первую очередь для себя – залог успеха. Постарайтесь изучить правила тайм-менеджмента и применяйте их в своей работе.
Рекомендация 2. Пользуясь правилами тайм-менеджмента, проанализируйте собственную систему деятельности, в которой вам будут понятны ваши ценности, цели, планы, задачи и способы оценки достигнутого вами результата. Когда такая система составлена (записана), вы можете корректировать ее на каждом этапе.

Правило № 2
Вводим ценность «МЫ»

Нам хорошо вместе. Вместе нам радостно, уютно и комфортно! Как нам повезло, что все мы собрались в одном классе! Учитель вводит ценность совместного творчества и удовольствия от совместной работы с первых минут знакомства с детьми. Индивидуальность начнет себя проявлять культурными способами в подростковом возрасте и лишь в том случае, если в младшем школьном возрасте эти культурные способы будут заложены. Что это за способы? Умение слышать и слушать другого, умение понять иную точку зрения, умение работать вместе в группе над поиском совместного решения. Это возможно, только если МЫ научимся общаться и работать вместе.

Типичная ошибка. Порой учитель боится на первых порах нивелировать ценность индивидуального высказывания 6-леток в пользу группового решения, думая, что это помешает развитию детской индивидуальности. Совершенно напрасно. Младший школьник нуждается в общении со сверстниками намного больше, чем подросток, поскольку именно в совместном поиске происходит развитие его интеллекта и личности; другое дело, что это общение нужно организовывать и направлять.

Рекомендация. При всяком удобном случае напоминайте детям о том, как хорошо нам вместе работается, сколько нового мы узнаём сообща. Такие простые слова не только настроят детей на рабочий лад, но и вызовут ощущение радости от того, что мы вместе. На протяжении урока всегда найдется момент подчеркнуть, что возможность обсудить проблему вместе – это здорово; одна голова хорошо, а две лучше; вместо того чтобы одному сражаться с проблемой, давайте поработаем в группах и вместе найдем решение.

Правило № 3
Правило совместной деятельности

В возрасте 6 лет ребенок еще не может учить себя сам. Ему нужна помощь других, и в первую очередь важно научить детей пользоваться помощью сверстников. А вот совместная деятельность знакома детям и отражает их дошкольный опыт. Еще Л.С.Выготский писал о том, что самостоятельный навык дети взращивают только в условиях совместной коллективно-распределенной деятельности. Вначале все происходит на внешнем плане: учитель проводит все сам, при этом проговаривает (сначала сам, затем приучает проговаривать детей) этапы деятельности. Дети совместно с учителем проводят различные виды деятельности (о них речь шла в предыдущей статье). Дети в группах самостоятельно осуществляют учебные действия, а затем постепенно все переходит на внутренний план, то есть осуществляется присвоение желаемого поведения, вращивание его в себя – теперь это неотъемлемый навык личности каждого ребенка. Учитель на каждом уроке занимается организацией совместной деятельности, в основе которой лежит, с одной стороны, эмоциональная поддержка (что особенно важно на первых этапах вхождения в учебный процесс, в период адаптации), а с другой – совместное решение проблемы, стоящей перед учениками.

Рекомендация 1. Начните с наиболее распространенной формы кооперации по типу «часть–целое»: один ребенок начинает, другой продолжает или сравнивает индивидуальные решения и выбирает оптимальное.
Рекомендация 2. Найдите своего автора и прочтите, что есть на эту тему, например, у В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, А.К.Дусавицкого, Г.А.Цукерман и др.

Правило № 4
Детскую дискуссию необходимо направлять и грамотно корректировать

Как правило, у детей возникает много версий, необходимо дождаться нужной и акцентировать внимание на ней: «Послушайте, что сказала Кира», «Повтори, Артем», «Мне кажется, что это важно», «Послушайте еще раз Ваню». Кроме того, очень важно дать ребенку возможность аргументировать свою точку зрения, даже если она неправильна. «А почему ты так решил?» Когда дети постарше, полезно обратиться к классу: «Как вы думаете, как рассуждал автор?», «Как он пришел к такому решению?» Прием, предложенный Э.И.Александровой, также работает на это: в группах по результатам работы сначала обсуждаются неправильные версии с аргументами, а затем переходят к правильным.

Типичная ошибка. Учитель начинает дискуссию, задает вопрос, но у него не хватает настойчивости дождаться нужной версии, зачастую он удовлетворяется любым детским ответом и дальше продолжает рассказывать материал сам.

Рекомендация 1. Проявите настойчивость и терпение. Дайте понять, что вам важно мнение каждого ребенка, но не просто какая-то идея, а способность ее обосновать и аргументировать. Ждите новых и новых версий. Дети очень быстро это считывают и начинают выдавать желаемое поведение. Помните, пока вы молчите и ждете, вы тем самым демонстрируете искомые образцы поведения.
Рекомендация 2. Будьте предельно внимательны к высказываниям детей, чтобы ни в коем случае не пропустить рождение верной идеи, зацепиться за нее и развить вместе с остальными учениками. Лучше свою версию так и не высказать, а подхватить детскую догадку.
Рекомендация 3. Задайте себе вопрос: в чем ваша роль как учителя в классе? Если вы желаете сформировать учебную самостоятельность, то ваша задача не в информировании, а в руководстве процессом обсуждения. Учитель здесь не информатор. Учитель – модератор.


Правило № 5
Как можно меньше говорить за детей и как можно больше их слушать

Не давать готовых ответов, избегать отвечать на вопросы, отвечать вопросом на вопрос, предложить подумать и ответить самим или переадресовывать этот вопрос одноклассникам: «Давай спросим у детей», «Кто знает?», «А как вы думаете?»

Типичная ошибка. Зачастую учитель сообщает цель задания до его выполнения. Скорее всего учитель хочет достичь тем самым более осознанного отношения детей к выполнению заданий. Но при этом цель открыть новое остается только целью учителя, потому что необходимость в новом открытии и присвоении знания должна быть эмоционально пережита ребенком. Такое эмоциональное переживание ребенок испытывает в ситуации интеллектуального разрыва. А в данном случае такая ситуация не возникает.

Рекомендация 1. Используйте паузы. Они дают возможность сориентироваться, дозреть детской догадке и оформиться в мысль, которую можно высказать. Задайте вопрос и помолчите. Сначала возникает тишина, дети как бы застывают (это очень хороший признак того, что дети думают). Обычно 12–15 секунд достаточно для того, чтобы пошли версии (пусть самые простенькие) и дети как минимум начинают говорить сами.
Рекомендация 2. Спросите себя: «Чего я хочу достичь?» Если научить детей самостоятельно высказывать свою точку зрения, то иного пути нет – задавайте вопрос и учитесь держать паузу. Детские ответы – это фундамент будущего здания под названием Учебная Самостоятельность, это те жемчужины, которые вы собираете и цените. Показывайте каждый раз детям, что для вас их ответы ценны.

Правило № 6
Кинестетика очень важна

Признаком того, что ребенок принял задачу и внутри детской головы происходит мыслительный процесс, является особое состояние, которое психологи называют «внутренне ориентированный транс». Это позитивная эмоция, состояние интереса, ребенку приятно думать, размышлять, делать свое открытие. Но как понять, что это произошло? Перед тем как принять задачу, он проходит через состояние внешне ориентированного транса: просит дополнительной информации, показать еще картинку, назвать другие примеры, задает вопросы на понимание «Что это…», «Почему…», «А как узнать?». На них учителю не всегда следует отвечать. Иногда полезнее переадресовать вопрос (в зависимости от ситуации – одноклассникам, словарям, справочникам) или просто сделать паузу. Шквал подобных вопросов от ребенка – верный признак того, что теперь его нужно оставить в покое и дать время подумать. Ребенок замирает в статичной позе, взгляд рассеян, устремлен в себя, или в окно, или на другой предмет.

Типичная ошибка 1. Когда учитель задает вопрос и в классе наступает тишина, многие учителя этого боятся. Непонятно, чем ребенок занят, принял он задачу или нет.

Рекомендация 1. Разберитесь со своими страхами. Что это: страх потери времени, недоверие детям, недоверие себе? Это отдельная и очень большая тема, которую мы немного затронули, обсуждая правило психологического комфорта.
Рекомендация 2. Обращайте внимание на мелкие особенности детского поведения, и тогда вы с большей вероятностью сможете распознать, когда ребенок решает поставленную перед ним задачу, а когда нет. Знание кинестетических признаков мыслительного процесса у ребенка даст вам возможность понять, что вы на верном пути, снимет вашу тревожность, придаст уверенности в том, что вы все делаете правильно.

Типичная ошибка 2. Учитель добивается внутренне ориентированного транса у 100% детей. Этого делать не нужно: все дети разные.

Рекомендация 1. Учитывайте индивидуальные отличия ребенка – это только поможет делу. Некоторые дети могут вертеть что-то в руке или монотонно постукивать чем-то, даже не отдавая себе в этом отчет. Если это не очень громко, не спешите прерывать его, так ребенок неосознанно помогает себе сам («доминанта» А.А.Ухтомского о дополнительном очаге возбуждения мозга). Как правило, это не мешает классу. Если кто-то в это время разговаривает между собой, хихикает, это не значит, что ребенок категорически не принимает задачу. Не спешите грозить ему санкциями. Просто подойдите к такому ребенку и спросите: «То, что ты сейчас делаешь, помогает нам найти решение или нет?», «Тебе понятно, что нужно сейчас делать?», «На какой вопрос мы ищем ответ?» Как правило, дети либо уточняют, что им было неясно, либо начинают думать. Может возникнуть и диаметрально противоположная ситуация. Когда учитель задает вопрос, какой-то ребенок уже вскакивает со своего места и не может себя сдерживать. Подойдите к нему, возьмите за руку и скажите: «Подожди немного. Мы и твою версию обязательно услышим».

Типичная ошибка 3. Когда ребенок задает вопрос на понимание однокласснику, учитель продолжает стоять между ними.

Рекомендация 1. Иногда лучше отойти в сторону и освободить пространство для развития детской дискуссии.
Рекомендация 2. Чтобы научить детей слышать друг друга, необходимо ориентировать их друг на друга. Учить дискуссии первоклассников необходимо с азов – смотри на того человека, к которому обращаешься, спрашивай, согласен он или нет, глядя на собеседника, и т.д. На первых порах, когда один ребенок уже высказался и начинает говорить второй, нужно подойти к нему и аккуратно развернуть в сторону первого.

Правило № 7
Создание ситуаций интеллектуального разрыва

Для того чтобы дети приняли задачу на освоение нового знания, учитель создает ситуа­цию интеллектуального разрыва, т.е. предлагает задачу, внешне схожую с предыдущей, но решить ее старым способом ребята не могут, для этого им требуется проделать совместную работу и открыть новый способ решения.

Рекомендация 1. Используйте задания-ловушки, которые формулируются как софизмы, парадоксы, противоречия. По своей сути, ловушки — это нерешаемые или некорректно составленные задачи. Строгое следо­вание инструкции взрослого может привести в ловушку. Чтобы в нее не попасть, что-то надо сделать по-своему или совсем не сделать.

Такие задания подробно описаны у Г.А.Цукерман. Например, среди прочих примеров на сложение предлагается подсчитать, «сколько яиц нашел Петя, если белая курочка снесла одно яйцо, пест­ренькая — ни одного, а петух — целых три». Или задание на память: «Я буду называть слова, а вы запоми­найте. Я скажу названия семи стран: Англия, Франция, Волга, Китай, Киев, Африка... Кто может назвать страны, которые я перечислила?» Или: «Возьми три палочки. Сложи из них треугольник. А теперь из этих палочек сложи квадрат...» Такие задания требуют не столько знания арифметики, географии и геометрии, сколько постоянного анализа требований взрослого, равно поощряющего и умелое исполнительство, основанное на подражании, и своевременное «непослушание», отказ от неразумного действия. Привычка оспаривать подобные провокационные утверждения учителя создает установку на самостоятельный поиск ответа даже там, где ответ, казалось бы, дается в готовом и чрезвычайно правдоподобном виде.

Правило № 8
Мотивация на будущее действие строится на основе уже существующего мотива

Так, например, если учитель хочет научить первоклассников вести диалог, самостоятельно выражать свою точку зрения, он опирается на уже существующий мотив – 6-летки очень любят и хотят говорить, но они не понимают, что такое «продуктивный разговор». Этому их нужно научить.
 Если учитель ставит перед собой задачу на развитие детской самостоятельности, он придерживается простой технологии, состоящей из трех шагов.

Шаг 1. Создать «ситуацию успеха» для детей, когда они могут решить задачу самостоятельно, опираясь на свой прошлый опыт. Шаг 2. Создать ситуацию «интеллектуального разрыва». Шаг 3. Зафиксировать «разрыв» в виде проблемы, сформулировать ее. Учитель уверен, что, если он будет выстраивать работу в такой последовательности, вероятность того, что внешне задаваемый (учителем) мотив будет со временем присвоен ребенком и станет его внутренним побуждающим стимулом, повышается в десятки раз.
Кроме того, следует учитывать, что мотивация детей отличается на разных возрастных этапах.

Типичная ошибка. Иногда мотивация ошибочно понимается как отдельный этап урока. Учитель считает, что фразы «Дети, а давайте сейчас поиграем в игру» или «Сейчас мы будем рассматривать новую тему, она вам очень пригодится в будущем» оказывают достаточно мотивирующее воздействие на учеников. Однако мотивация – это эмоциональный отклик, переживание, желание делать что-то. Это красная нить, которая пронизывает весь урок, на которую учитель умело нанизывает этап за этапом.

Рекомендация. Систематически придерживаясь трех шагов, описанных выше, учитель сможет поддерживать уровень детской учебной мотивации на достаточно высоком уровне, как огонь в очаге. Поверьте, это очень облегчает жизнь учителю. Мотивированные на обучение дети – мечта грамотного педагога-профессионала.

Правило № 9
Правило фиксации детских ответов

Учитель поощряет, собирает и фиксирует детские вопросы и догадки, особенно те, которые опережают его планы. Делает он это, как уже говорилось ранее, разными способами: в виде модели на доске, на специально выделенном для этих целей плакате, на отдельных листах, заводит папки, составляет портфолио и т.д. Фиксация проблемы помогает ученикам удерживать задачу и логику ее решения. Визуализация и материализация детской мысли способствуют продвижению ребенка на пути развития и формирования учебной самостоятельности, указывая ему путь, который им уже проделан и помогает осознанно выбрать вектор дальнейшего движения.

Типичная ошибка. Зачастую учитель не придает фиксации детских ответов должного внимания или делает это от случая к случаю, бессистемно.

Рекомендация 1. Заранее продумайте, где, кто, в какой форме будет фиксировать детские гипотезы.
Рекомендация 2. При фиксации на доске проблемной ситуации особое значение уделяйте логике изменения материала, четкости терминов и понятий. Они дают ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового.
Рекомендация 3. При фиксации места разрыва пользуйтесь знаково-символической формой, понятной детям.

Правило № 10
Правило выращивания детского соавторства

Для обозначения степени учебной самостоятельности детей учитель пользуется термином «соавторство». Динамика развития детского соавторства является одним из ярких, внешне наблюдаемых показателей становления субъекта учебной деятельности. Речь идет не только о возрастании доли детского соучастия от класса к классу, но и о ее качественном изменении как по отношению к содержанию учебной деятельности, так и к формам ее организации. В своей работе учитель целенаправленно реализует идею детского соавторства. Он уверен – нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть соавторами.

Типичная ошибка. Зачастую учитель достаточно грамотен, хорошо владеет методическими приемами, но при этом навязывает свое авторитетное мнение и не воспринимает детей как своих соавторов.

Рекомендация 1. Воспринимайте детей как соавторов урока: планируйте ситуации, в которых они могут самостоятельно сформулировать задание, придумать аналогичное, проверить его у себя и у другого, оценить по понятным им критериям.
Рекомендация 2. Чаще передавайте инициативу детям.
Рекомендация 3. Ориентируйтесь на признаки позитивной динамики детского соавторства (они описаны в книге – Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова). Вот некоторые из них. Соавторство первоклассников и второклассников минимально, поскольку на этом этапе идет освоение форм сотрудничества, предложенных взрослым. Однако уже у них соавторство проявляется в умных вопросах, ценность которых педагог показывает детям с первых дней обучения и фиксирует в «Тетради открытий». К третьему классу соавторство детей проявляется в способности определять круг частных задач, вытекающих из учебной. Ситуация существенно изменяется в четвертом классе, когда учащиеся способны в коллективно-распределенной работе планировать уроки и подбирать задания к каждой части плана. В основном это касается уроков решения учебных задач и уроков постановки и решения частных задач. Качественно новые проявления учебной самостоятельности пятиклассников – коллективное планирование детьми дальнейшей работы по предмету, создание справочников и работа с ними.

Естественно, возможность, а точнее, необходимость сотрудничества, соавторства участников должна быть заложена в цели, принципах и способе обучения. Однако и от целенаправленной, осмысленной и систематической работы учителя в этом направлении зависит успешность решения задачи по формированию учебной самостоятельности у детей.


От редакции. Когда мы готовили к публикации этот материал, нам пришло письмо:

«Здравствуйте!
Не могу не выразить свою огромную признательность за статью "Учебная самостоятельность: секреты развития".
Я педагог начинающий, проработала в школе только 2 года. Мои попытки развития самостоятельности у школьников – разные педагогические приемы, формы ведения урока – метод проб и ошибок. А может вот так? Это точно должно подействовать! И все в том же духе...
Как хочется не скучного урока, когда все делается по указке учителя, а настоящего, видимого, пожалуй, любым "фгосником": шепот, обсуждения волнующей темы, каждый выдвигает, не боясь, свое решение поставленной задачи, дети – как пчелки в улье. В статье план достижения этого результата! Та картинка, которую рисует М.Розен в начале статьи, почти предел моих педагогических мечтаний.
Намереваюсь апробировать весь алгоритм действий уже в новом учебном году. И хотя веду в средних и старших классах, уже знаю как подступить.
СПАСИБО!!
Скворцова Регина Аркадьевна».

...Как радостно было всегда ощущать вашу поддержку, дорогие учителя!