Письма, написанные учительским почерком
Постскриптум к переписке с читателями
В стране более 47 тысяч школ, в каждой – своя жизнь. О ней мы
узнавали из ваших писем, а некоторые комментировали в этой колонке. Что
сказать по итогам?
В первую очередь о том, насколько личное восприятие учителями проблем
образования в России отличается от официального. Учителя озабочены
падением интереса детей к учебе и связывают это с постоянным унижением
школы; тогда как официальные круги ликуют: зарплаты повышаются,
вводятся новые правила, предлагаются современные модели и так далее. Но
чем красивее картинка наверху, тем уродливее кадры из класса, с
педсовета.
В том числе и потому, что требований по обеспечению красоты верхней
картины к людям «у станка» нечеловечески много. В конце мая завуч школы
пишет: «Цифра года: всего за учебный год гимназия получила 3776
телефонограмм, средний показатель – по 16 за рабочий день».
Вот он, реальный стандарт деятельности. Тогда как наверху обсуждается
то историко-культурный, то литературный, то профстандарт, то концепция
математического образования – причем далеко не бесплатно.
Если бы за исполнение каждого поручения извне школе (учителю) отчисляли
некую сумму, дело можно было поправить. Однако проблему решали при
помощи «рекомендаций», в логике «мы сказали». И проблема никуда не
делась.
И это второе: наверху сказали, разработали, приняли, обязали, даже
насквозь проверили, а на местах ничего не изменилось. Вот одна только
грань, учитель спрашивает: «Какой смысл написания так называемой
«рабочей программы», если все надо списывать с авторской слово в слово?»
И все другие: ФГОС, эффективный контракт, индивидуальный маршрут –
много новых слов, под которыми бесстыдно встают старые порядки,
рассчитанные на тотальный контроль и воспроизводство рабских отношений.
Отсюда третье, про правила школьной среды, которые сильнее всех
федеральных законов. Ведь подумать только, – отчего люди спрашивают
газету? Оттого, что руководителю никакой вопрос задать нельзя. Будут
последствия. В прошлом году в московской школе не погнушались травлей и
увольнением известного учителя за вопрос о том, как начисляется ее
зарплата.
И это социопсихологическая составляющая жизни большинства школ: ты
проситель, ты имеешь право только на вопросы типа «когда сдавать?», «во
сколько прийти?». У тебя идеи (инновации)? Только по приказу. Почитал
образовательное законодательство – предатель, не наш человек. А уж в
суде решать вопросы – это вообще камикадзе. Чем не питательная среда
для любых манипуляций и беззакония?
К сожалению, власть ленива и не умна, ей удобен сюжет игры без правил.
Менять условия и поддерживать тех, кто действительно занимается
развитием детей, – ярких, сильных, умных учителей она боится.
Увы, таково краткое резюме нашей многолетней переписки с вами.
Спасибо! Держитесь!