ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
Педагогика-XXI – вызовы будущего
Нарастающие проблемы социокультурного развития формируют новую повестку образования и воспитания
Читатели, которые давно дружат с нашей газетой, хорошо знают
имя доктора педагогических наук Сергея?Полякова. Одно из направлений
его исследований?– анализ тенденций и прогноз векторов развития в сфере
педагогики. Некоторые из?них были зафиксированы в статье о перспективах
«Коллективного творческого воспитания», опубликованной в?«ПС» в 1993
году, и сегодня Сергей Данилович с помощью коллег оценивает, в какой
степени реализовались очерченные?им?сценарии. Но жизнь
движется дальше. Мы?приводим в?сокращении новую работу Сергея Полякова,
в которой он?излагает свой взгляд на?перспективы социального
воспитания. Кроме?этого, в диалоге с?автором мы уточнили некоторые
вопросы, касающиеся школы и?ее роли в будущем.
Мир и человек
стремительно меняются
Это попытка на опережение: спрогнозировать, какие
социокультурные процессы станут разворачиваться в ближайшие 10 – 20
лет, вычленить те основания и тенденции, которые могут влиять на
появление относительно новых проблем в сфере социального воспитания и
постановку новых задач.
Прогнозный диапазон делится мной на два периода: до 2022 года и
2023–2035 годы. По мнению прогнозистов и футурологов, в ближайшие
десятилетия нас ожидают глобальные перемены, которые коснутся поколения
сегодняшних детей: им предстоит жить, по-видимому, в эпоху нарастания
социокультурных проблем (до 2025 года), а следующему детскому поколению
– в разгар социокультурных бифуркаций 2025 – 2040 годов.
Социокультурные изменения имеют технологические основания (облачные
технологии, био- и нанотехнологии, биоинформатика) и экономические
(глобализация, область приоритетных инвестиций по-прежнему будет hard
and soft в электронике, борьба за естественные ресурсы).
Они непременно влекут за собой перемены в нашей жизни. К культурным
последствиям можно отнести нарастание «англоязычности»,
интернет-феноменов, стремление локальных культур к «самосохранению».
Неизбежны и социальные последствия: новые эталоны повседневности,
обострение отношений социокультурного авангарда и арьергарда; анклавы
социокультурного арьергарда.
На антропологическом уровне эти тенденции, явления отражаются в
«биологическом качестве» новых поколений и типовых изменениях психики.
В частности, вследствие развития медицины и улучшения условий жизни
растет число детей с врожденными инвалидностями и базовыми
психологическими проблемами. В ближайшие десятилетия, по-видимому,
будет разворачиваться «соревнование» между темпами роста этой тенденции
и способностью психофизиологии, психологии, педагогики предложить
массовые средства поддержки и развития таких детей.
Очевидны и психологические последствия социокультурных трансформаций.
Под влиянием компьютерной реальности изменяется восприятие, его
структура. Манипуляции с клавиатурой стали существенной частью жизни, и
это меняет психомоторику детей (исследователи обнаружили, что тип
развития моторики, проявляющейся ранее в элитном обучении игре на
фортепьяно, стал почти массовым). Частью культуры становятся новые
способы поиска информации, формируются новые типовые особенности
«ручных» и мыслительных «действий». Развиваются новые массовые цифровые
«умелости»: рисование, сочинение музыки, текстов, создание фильмов,
проектирование. Развивается полилингвистическое сознание. Новые
основания появляются для конкуренции, зависти, формирования образов Я и
Других как следствие экспериментов с телесностью и доступности этих
экспериментов.
А педагогика?
Все эти тенденции порождают новые предметы, вызовы, задачи для
педагогической деятельности. Вот лишь некоторые их них: развитие
визуального восприятия и мышления; информационно-коммуникативное
операциональное развитие; формирование умения распознавать полезную и
вредную информацию; формирование отношения к новым эталонам и формам
жизни; развитие умения распознавать и понимать Других и формирование
толерантного отношения к ним; формирование личностной идентичности как
комплекса (системы?) всемирной, государственной, культурной и
социальной идентичностей.
Как же эти общие педагогические задачи, вызовы отразятся в социальном
воспитании? Какие могут быть созданы условия для ценностной ориентации
школьников? Скорее всего появятся такие «социовоспитательные» задачи,
как:
– работа с ценностностью нового способа видения (восприятия, мышления),
его поддержки как нового основания для возможной адекватной самооценки;
– поддержка ценности операционального развития в сфере ИКТ;
– поддержка ценности умения распознавать информационное манипулирование
и противостоять ему.
А также создание опыта:
– выработки отношения к социальным и культурным эталонам, в частности к
молодежным субкультурным деятельностям и практикам по критериям
потенциалов к развитию;
– распознавания Другого и толерантного отношения к Другому, в частности
связанный с ситуациями инклюзивного и эксклюзивного образования;
– толерантного отношения к людям из различных социальных слоев, групп.
Поддержка становления комплекса социальной и культурной идентичности
(«Я – кто? Я – с кем?») в контексте усложняющейся социокультурной сферы.
Они, эти вызовы, эти задачи уже «стучатся в дверь, но будет ли дверь
открыта?». Насколько к этому готова практическая и теоретическая
педагогика?
Есть несколько направлений (по Н.Селивановой), на которых стоит
сосредоточить внимание исследователей. Они представлены в логике
оппозиций: поликультурное и патриотическое воспитание, светское и
религиозное, экологическое воспитание и воспитание человека общества
потребления. В каждой паре необходим не выбор приоритетного
направления, а сохранение и диалектическое развитие как в теории, так и
в практике социального воспитания самих этих оппозиций.
С учетом новых нарастающих проблем социокультурного развития необходимо
добавить по крайней мере еще три оппозиции: нравственное воспитание и
воспитание свободного человека; воспитание человека реального мира и
человека виртуального мира; человека с рациональными,
естественно-научными ценностями и человека с гуманитарными,
«правополушарными» ценностями.
Каковы же возможные сценарии соотношения педагогической составляющей
жизнедеятельности школы и развития социокультурной ситуации?
«Арьергардный сценарий»: школа «плетется» за происходящими процессами,
запаздывая и пытаясь не сильно отстать. «Синергийный сценарий»: школа
распознает их, поддерживает и регулирует. «Авангардный сценарий»: школа
прогнозирует развитие этих процессов и более-менее их опережает,
развивает. «Контркультурный сценарий»: школа сопротивляется нарастающим
социокультурным процессам, пытается их запретить, вывести за пределы
школы. «Сценарий стихизации»: школа не обращает внимания на
развертывающиеся процессы и реагирует на них случайным образом.
Вопрос:
Есть ли сегодня примеры школ, жизнь которых уже разворачивается по тому
или иному сценарию?
С.П.
Синергийный вариант есть в опыте одного из лицеев Йошкар-Олы. Наверняка
есть в Москве – в школах с менеджерской идеологией. Определенно есть
классы с классным руководителем, которые пошли в этом направлении: в
Иваново, в Ульяновске. Кажется, базовые формы расширения деятельности
этих педагогов две: закрытая группа «ВКонтакте» для класса, иногда
вместе с родителями, и участие в интернет-проектах с другими школами, а
то и странами.
Вопрос: От
каких факторов зависит преобладание того или иного сценария? Какова
вероятность множественности путей развития, сохранения разных тенденций?
С.П. От
количества педагогов, по жизни включенных в ИКТ-культуру (это более
молодые), от количества педагогов, в силу профессиональных убеждений
включенных в ИКТ-культуру, от того, есть ли в эту сторону
педагогическая политика в школе, замыкаются ли педагоги и школы на
внешние стимулы, действующие в эту сторону (критерии профессиональных
конкурсов, стимулирующая часть зарплаты, статусы...)
Вопрос:
Насколько эти вызовы, проблемы, задачи – собственно российские?
С.П.
«Оптимистическое» суждение: все названные тенденции и задачи коснутся и
нас. Хотя при этом сохранятся и будут актуальны специфически российские
темы социального воспитания: такие, как соотношение педагогической
практики с бюрократизацией и патернализмом массового сознания, с
нарастанием потребительской ориентации в молодежной культуре и обществе.
Пессимистическая версия: нам будет не до этих «высоких» социокультурных
проблем, придется заниматься прежде всего более базовыми вопросами:
обеспечением у детей чувства защищенности и принятия через создание
хоть каких-то минимальных условий социального и психологического
здоровья детей.
Вопрос: Если
система образования не заметит вызовов времени и будет работать мимо
них (сценарий «стихизация»), чем это обернется для отдельного ребенка,
поколения, общества, для нее самой?
С.П. Скорее
всего ничего катастрофического – двоемирие (в школе одно, в жизни
другое) – вечный социально-педагогический культурный сюжет. В советские
времена иногда это была нестыковка жизни с идеологией, ну а сейчас с
новой культурой.
Вопрос:
Ориентирует ли вхождение в школу стандартов на решение новых
социокультурных задач? На словах и на деле?
С.П. На
уровне задач – да, на уровне образовательной практики кое-где и весьма
несистемно, а что будет с ФГОС в подростковой и старшей школе – темный
лес. Скорее всего напряжение между требованиями культуры, социума и
образованием будет нарастать.
Вопрос:
Изменения происходят снизу и сверху. Прошлый взлет педагогической
практики и науки почти 30 лет назад начинался снизу. Мощный выход на
другую орбиту отдельных педагогов преодолел инерцию системы и изменил
вектор ее развития. В современной ситуации это возможно (продуктивно,
желательно)?
С.П.
Объективно новых сфер, требующих образовательных и особенно
воспитательных инноваций, три:
– воспитание с пространством интернета,
– пересекающееся с ним воспитание в контексте новых молодежных и
детских субкультур,
– образование и воспитание в социально неоднородном обществе (в
этническом, конфессиональном и денежном смыслах).
Кто проявится? Во-первых, молодые, для которых первое и второе само
собой. Во-вторых, погруженные в острые социальные ситуации (см. историю
про Макаренко, про Сухомлинского, впрочем, почти про всех великих
педагогов). Но сделают ли из них социальные, медийные фигуры?– большой
вопрос. Ведь только в этом случае частный случай станет вдохновляющим
педагогическим прецедентом.
Вопрос:
Изменится ли роль школы? Продуктивно ли уповать на такую сложную и
инертную систему в сфере, где изменения нарастают стремительно? Что
может школа и что ей лучше отдать другим социальным и культурным
институтам?
С.П. Конечно
факторы, уводящие образование из школы, накапливаются, но станет ли
государство молча смотреть на эти процессы? Скорее всего в каких-то
формах государство, пусть не очень целенаправленно и осознанно, будет
тормозить их. Но это может быть и позитивом, и негативом для развития
образования, как силы, формирующей человека государства, человека
общества, человека для самого себя.
Вопросы задавала Елена КУЦЕНКО