Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Первая тетрадь
Политика образования

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Кожемякин Григорий

Электронные наступают, бумажные не сдаются…

И родители, и дети не готовы полностью перейти на IT-технологии в образовании


Как используются новые технологии при учебе в школах и дома? Каково отношение к ним детей и взрослых? Этим вопросам посвящено исследование, проводящееся журналом Edutainme.ru и школьной сетью Дневник.ру при поддержке Института психологии РАО. На первом этапе опрошено более 600 школьников и родителей из Москвы, Самары, Новосибирска. Некоторые данные оказались довольно любопытными.

Так, 80% респондентов – взрослых и детей – единодушны в том, что ребенку лучше погулять, чем сидеть за компьютером даже с целью обучения. При этом родители – больше 60% – готовы рассматривать игры в качестве способа учебы, и лишь 35% считают, что они эффективны вне школьной программы.А вот мнение о детях, как заядлых игроманах – ошибочное. Большинство опрошенных школьников (31%) вообще не играют в компьютерные игры, а заядлых игроков, играющих на любых платформах – от автоматов до телефона – всего 12%.
Большая часть родителей регулярно пользуются образовательными интернет-ресурсами, однако платить за качественные ресурсы готовы только 4%: 43% платить не хотят, а 34% согласны лишь на небольшую стоимость доступа. В свете этого перспективы платного online-образования в Рунете пока довольно туманны.
Это подтверждают и школьники. Несмотря на то что они признают интернет основным источником дополнительной информации, большинство пытаются сначала разобраться сами, а уж потом искать готовые ответы. А вот online-тренажеры и тем более репетиторы вообще не пользуются успехом.
Такая же история и с учебниками: только 16% опрошенных школьников читают их с интересом. Остальные либо не делают этого вообще, либо делают по необходимости. При этом образ учебника будущего дети конструируют как книгу, хотя некоторые предположили, что он может выглядеть и как компьютерная игра, виртуальный учитель, документальный фильм или 3D экран.
Что касается родителей, то для половины из них учебник будущего предстает в виде книги, а для другой половины он выглядит как интерактивное приложение. Однако полностью перейти на электронные учебники решились бы чуть меньше 30% родителей, а подавляющее большинство – 53% – готовы купить его в дополнение к бумажному. При этом оказалось, что чем родители старше, тем мыслят прогрессивнее. Если в возрастной группе 25–34 почти поровну тех, кто купит электронный учебник вместо бумажного, и тех, кто откажется от него в любом случае, то в группе 45–49 почти нет родителей, которые бы отказались от электронного учебника.
Также почти половина (44%) уверены, что с электронным учебником детям будет интереснее, а еще 15% убеждены, что он способен улучшить успеваемость.