Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.В.Самойленко
Как победить детские страхи?
Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

Как нейтрализовать, ослабить страхи ребенка и предотвратить появление новых? С этим вопросом приходится сталкиваться любому взрослому, жизнь и профессия которого связаны с детьми. Для того чтобы стать опорой для ребенка в преодолении страхов, нам нужно понимать их природу. Звуки, предметы, ситуации, переживания, с которыми были связаны пугающие ощущения, – все может стать пусковым механизмом возникновения страха. Классификация их довольно разветвленная. Некоторые порождены инстинктом самосохранения, многие становятся отражением родительского беспокойства. Есть врожденные и приобретенные, природные, социальные, невротические, навязчивые. У страха бывают самые разные причины, дети могут бояться всего нового, темноты, высоты, животных, острых предметов, воды, лестниц, крови, клоунов... Кто-то боится испачкаться, ездить на поезде или автомобиле, спать, есть твердую пищу...
С возрастом количество и состав страхов меняется, одни проходят, другие нарастают. Их динамика связана с развитием психики ребенка. Довольно часто невольными виновниками их появления становятся родители: уделяют ребенку мало внимания или, наоборот, возлагают на него слишком большие надежды, проявляют излишнюю тревожность, пугают, добиваясь послушания.
Автор предлагает несколько методик для диагностики детских страхов: тесты, беседы, задания, анализ рисунков. Значительную часть книги занимает описание приемов, с помощью которых можно устранить детские страхи. Здесь много игр, заданий и упражнений, разделенных по направленности: тренировка наблюдательности, развитие эмоциональной сферы, снятие барьеров общения, развитие навыков самоконтроля. Отдельно объясняется, как работать с конкретными, часто встречающимися страхами.

Элисон Шефер
Хорошо вести нельзя капризничать
М.: Эксмо, 2013

Именно так, без знаков препинания, как «казнить нельзя помиловать». Где будет поставлена запятая, зависит от нас. Еще книжка имеет подзаголовок: «Как справляться с нытьем, истериками, непослушанием и другим совершенно нормальным поведением детей».
В «Воспитательном букваре», которым открывается книга, автор, специалист по воспитанию и психотерапевт, старается понятно объяснить причины плохого поведения. Например, так: «Родители, как правило, думают, что поведение детей является проблемой, тогда как с точки зрения детей их поведение представляет собой решение проблемы». Иными словами, дети добиваются отрицательного внимания, власти над другими, мести или избегания только потому, что хотят достичь собственной значимости. Разгадав этот механизм, становится понятно, как нужно действовать, не вынуждая ребенка прибегать к нему.
Другие статьи букваря так же просты и слегка парадоксальны, но в целом обрисовывают педагогические установки, опираясь на которые можно браться за сложные воспитательные проблемы. Одно перечисление их в оглавлении впечатляет: от разговора с набитым ртом до ненависти к школе и агрессии и злости. Каждая проблема рассматривается коротко и содержательно: суть и несколько возможных решений. Иногда прибавляется раздел «а если», где говорится о более сложных причинах и путях выхода из затруднительной ситуации. Советы строятся на соблюдении стратегии, при которой ребенок чувствовал бы со стороны взрослых уважение, доброжелательность, спокойное доверие и поддержку.