ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Чтобы дети стали авторами собственного образования и судьбы
Из опыта работы школы № 5 города Красный Сулин и благотворительного фонда «Большая Перемена»
Ученики обычных школ и воспитанники детских домов... У каждой
из этих социальных групп свои проблемы – и жизненные, и
учебные. Но есть методы, с помощью которых ребята учатся
эти трудности преодолевать и разрешать. Один из таких методов
– коучинг. Мы уже рассказывали о нем («ПС» № 18 за 2013 год, № 5 за
2014 год). Сегодня – о конкретном опыте применения коучинговых
инструментов в педагогической работе, представленном на недавно
прошедшей конференции «Коучинг в образовании».
«В стандартные 40 минут
мы не уложились...»
Школа № 5 города Красный Сулин – первая и пока единственная в
России, где коучинг применяется системно: большинство учителей
используют его на уроках и во внеурочных практиках.
Чем же привлек этот подход педагогов Красного Сулина? Главное, пожалуй,
– достаточно быстрым и очевидным результатом. Директор школы Виктория
Евтюхова рассказывает:
– Сначала я попробовала сама работать в коучинговом стиле, ведя диалоги
с администраторами и учителями. Я ведь пришла в школу как абсолютно
новый, незнакомый для педагогов человек. И буквально за полтора года мы
сплотились с учителями в единый коллектив, где я тоже стала значима не
только как руководитель, но и как личность. Коучинг очень помогает
строить взаимоотношения! И еще – ты получаешь удовольствие от того, что
делаешь для человека, помогая ему расти. Тогда я подумала: раз это
работает в выстраивании отношений с учителями, почему бы не попробовать
использовать коучинг в общении с детьми? Тем более что техники коучинга
непосредственно выводят на метапредметность и формирование
универсальных учебных действий.
На базе школы удалось организовать обучение коучинговым методам работы,
пригласив для проведения занятий сертифицированного коуча ICF
(Международной федерации коучинга) из Ростова-на-Дону. Коучинговым
методикам учились все, а вот применять ли эти методики в своей работе,
каждый учитель решал сам. И оказалось, что многие учителя практически
сразу начали это делать, увидев полезность новых методов.
– Первый коуч-марафон мы провели в 10 классе, – вспоминает Виктория
Евтюхова. – Его целью было выявление учебных затруднений детей и
развитие навыков их самостоятельного преодоления.
Марафон проходил в формате коуч-сессий по всем правилам, начиная с
этапа установления доверительных взаимоотношений.
Далее следовали:
этап вдохновения (где у ребенка создавалось видение желаемого
результата: «О чем бы ты хотел поговорить? Что для тебя было бы лучшим
результатом нашей работы? Как ты поймешь, что достиг желаемого?»);
этап создания нового опыта («Что и когда ты мог бы сделать для
достижения желаемой цели?»);
этап выстраивания поддерживающей среды («Кто и как мог бы тебя
поддержать в этом процессе?»);
благодарности и ценности («Что для тебя ценного было в нашем
диалоге?»). И знаете – мы не смогли уложиться в стандартные 30–40 минут
коуч-сессии, потому что детям, как мы видели, важно было высказаться.
Особенно поразили ответы ребят на вопрос «что вас удивило, что для вас
было ценного в нашем диалоге?». «Удивило то, что меня так внимательно
слушают», «...что учителя может интересовать то, о чем я думаю, чего
хочу...»
Как учитель придумал
интерактивный навигатор
В ходе марафона ученики не только продумывали пути и способы
преодоления проблем, но и осваивали коучинговые инструменты, которые
могли им в этом помочь. И здесь педагогов ждали новые открытия.
– Помню радость и воодушевление учителей, когда они увидели, как дети
самостоятельно планируют свои действия в процессе обучения, решают, как
им поступить в трудной ситуации, что можно сделать по-другому, у кого
найти поддержку, – продолжает свой рассказ Евгения Евтюхова. – Вообще
было интересно наблюдать, как буквально на глазах менялось изначально
сдержанное отношение некоторых педагогов к коучингу.
Учитель биологии и химии Елена Боклагова с самого начала меня
предупредила: «Ну я попробую поработать с этими инструментами,
посмотрю, что из этого получится». И вот однажды после урока подходит
ко мне и говорит: «Чудеса! Ребята, которым никак не давался алгоритм
решения задач по химии, стали чувствовать себя гораздо увереннее в
работе. Больше того, они стали помогать друг другу в случаях
затруднения: подожди, вот же можно такой вопрос задать». В результате
Елена Боклагова разработала специальную программу для компьютера – так
называемый интерактивный навигатор, который позволяет ученикам
самостоятельно использовать коучинговые инструменты для проработки (в
школе или дома) различных учебных затруднений.
«Живая шкала»
Вот еще один из множества примеров творческого применения
коучинга в пятой школе Красного Сулина.
Познакомившись с методом шкалирования, педагоги решили построить в
четвертом классе «живую шкалу». Из плотной бумаги сделали именные фишки
(на каждой – фамилия ученика, для которого она предназначалась).
Одновременно на полу класса, в проходе между партами, появились яркие
ламинированные деления от одного до десяти. Их нарисовали родители.
Как работает «живая шкала»?
Обычно она используется на занятии два раза – в начале и в конце урока.
К примеру, при изучении новой темы ребята по десятибалльной шкале
определяют, где они находятся относительно этой темы, как если бы это
была шкала ясности или шкала понимания (на разных уроках используются
разные шкалы). А разобравшись, ставят свои фишки на соответствующие
деления, при этом каждый отмечает свое «положение» и на маленькой шкале
в специальной тетради. Затем небольшой обмен мнениями, когда каждый
может рассказать одноклассникам, что для него означает быть по шкале
ясности на четверке или пятерке, что ему ясно, что пока не очень и что
хотелось бы узнать.
Такой разговор необходим, чтобы ребенок мог отнестись к позиции
товарища, сверить ее с собственной и таким образом поучаствовать в
процессе целеполагания.
В конце занятия ребята также определяют свое местоположение на шкале и
передвигают фишки, если положение изменилось. А потом обсуждают
произошедшие перемены: «Что помогло продвинуться? Что я ощущаю в
результате продвижения?»
Работа со шкалой дает много положительных эффектов, но есть среди них и
совершенно неожиданный. Родители подметили: в тех классах, где «живая
шкала», дети начинают выполнять домашние задания самостоятельно и
нередко делают больше, чем предполагалось учителем.
С чего начинается взросление?
Потенциал коучингового подхода может быть использован и в
работе с особой социальной группой – с детьми из детских домов и
домов-интернатов. Об этом на конференции рассказывали педагоги
благотворительного фонда «Большая Перемена».
Обычно в фонд обращаются ребята, которые прошли обучение либо по
коррекционной программе (с диагнозом «социально-педагогическая
запущенность»), либо те, которые вообще практически не учились.
С чего начинать работу, чтобы помочь им в решении жизненных
проблем? Педагог Татьяна Дунаева, которая свою встречу с коллегами
провела в формате интерактивного общения, рассказывала:
– Когда воспитанник детского дома выходит во взрослую жизнь, что
происходит с его социально-педагогической запущенностью? Она же никуда
не девается. В чем она будет проявляться?
– В безразличии, – предположил кто-то из собравшихся.
– Нет, у людей с характеристикой «социально-педагогическая
запущенность» нет безразличия. Они обязательно как-то взаимодействуют с
окружающим миром.
– В обиде.
– Конечно, у него может быть обида, что ему чего-то не дали. Может быть
агрессия, недоверие... Но смотрите: он вырос в условиях, где все
получалось как бы само собой. Сами собой решались разные вопросы,
откуда-то появлялась еда, одежда, и человек этим пользовался. Он
выходит во взрослую жизнь и видит, что недетдомовские сверстники
обладают тем, чего у него нет и что позволяет им успешно устраиваться в
жизни. Например, аттестатом об окончании средней школы. И он ждет, что
ему это дадут – ведь он же хороший.
– В отсутствии социальных навыков.
– Верно, у него недостаточно развиты социальные навыки, которые
закладываются с раннего детского возраста благодаря тому, что родные,
близкие люди принимают ребенка таким, каков он есть.
А в детском доме чужие тети каждый день говорили ему, как нужно
поступать, что нужно делать. Это совсем другая ситуация, в которой у
ребенка не формируются навыки, позволяющие организовать свою
деятельность...
И вот, выходя из детского дома, 18-ти, 20-ти и даже 30-летние люди
зачастую имеют позицию ребенка 3–5-ти, самое большое – 12 лет. Старше
мы не встречали. Для многих из них норма – это напористое общение с
натиском, чтобы получить от других людей желаемое. Норма – обижаться и
говорить, что кругом «темная сила», настроенная «против меня». И еще –
детское ожидание помощи в разрешении жизненных проблем. Вот в поисках
этой помощи они и приходят к нам – в фонд «Большая перемена». Как вы
думаете, на что должна быть направлена наша работа с ними?
– На мотивирование к действиям...
– Эти ребята плохо поддаются мотивации.
– На то, чтобы вселить уверенность в свои силы.
– Это надо делать, но тут есть опасность, что человек, у которого
сформировалось потребительское отношение к жизни, займет позицию:
«вселяйте, давайте, вселяйте, вселяйте...»
– На проявление запроса.
– Да! Ведь многие приходят по рекомендации знакомых или друзей, уже
побывавших в «Большой перемене». И раз человек сам пришел, значит,
что-то же его привело! И нам надо понять, что бы это могло быть. В этом
нам помогают коучинговые инструменты, в частности открытые вопросы.
Поясним, что движение к самостоятельности, как показывает опыт
сотрудников «Большой перемены», начинается именно с осознания и
прояснения человеком собственных жизненно значимых целей: ради чего я
готов прилагать усилия, преодолевать трудности? Вместе с осознанием
главного внутреннего побуждения становится понятным и направление, в
котором должна вестись работа по оказанию помощи конкретному человеку.
Этот подход согласуется с ключевыми принципами позиции коуча: «с людьми
все в порядке»; «каждое поведение имеет положительное намерение»; «люди
всегда делают наилучший выбор, который могут сделать в данный момент».
– Как вы думаете, чего хотят эти молодые люди? – задает новый вопрос
ведущая.
– Они ждут сочувствия?
– Про сочувствие не скажу. Некоторые не доверяют сочувствию взрослых, а
чаще сочувствие их унижает.
– Получить аттестат.
– Хотят найти работу.
– Аттестат – конечно, а вот найти работу – не факт. Здесь нюансы! Кто
сказал, что я пришел работать? Я пришел получить аттестат.
– Стать кем-то, изменить свой статус.
– Вот это типичный мотив: получить аттестат и стать нормальным, обычным
человеком, чтобы никто не смотрел на меня как на «особенного».
Итак, первый этап – прояснение побудительного импульса, порыва, который
порой может ощущаться не очень ясно, скорее как некая
неудовлетворенность, желание изменить жизнь. И важно помочь человеку
более четко осознать свои желания и устремления, а затем помочь найти в
себе ресурсы для их осуществления. На этом, втором, этапе тоже очень
эффективны коучинговые инструменты: «четыре тона голоса», квадрат
коммуникаций, шкалирование и другие...
– Интересно, что со временем работа с коучинговыми инструментами
становится для таких ребят естественным процессом, – отметила в
заключение Татьяна Дунаева. – Порой бывает достаточно простого
напоминания о возможности обращения к определенному инструменту, чтобы
человек понял, как решить возникшую проблему. Скажем, обращение к
визуализации результата: «А ты попробуй представить, что бы для тебя в
этой ситуации было наилучшим результатом». Или: «Представить себя в
роли режиссера, который снимает фильм о самом себе. Это фильм о
будущем, где герой уже достиг желанной цели».
Цветы и горы
Один из ключевых моментов коучингового диалога – разговор в
области успеха: своеобразное подведение итогов определенного этапа
работы и выявление признаков того, что желанная цель достигнута.
В педагогической практике этот момент часто пропускается: считается,
что работа завершается с достижением цели. А с точки зрения коучинга
разговор о достижениях, о больших и маленьких победах так же
обязателен, как, например, и этап поиска пути, ведущего к цели. Потому
что именно разговор в «области успеха» позволяет человеку ощутить
большую уверенность в своих силах и получить доступ к внутренним
ресурсам, к энергии, необходимой для дальнейшего продвижения. О том,
какие инструменты могут быть использованы на этой стадии, рассказала
Елизавета Зверева. В частности, она представила «женский» и «мужской»
способы подведения итогов ( как промежуточного этапа, так и целого
периода, скажем, учебного года). Предположим, подведение итогов
проводится с девочкой. В этом случае разговор может начаться с того,
что педагог особым, вдохновляющим и немного загадочным тоном доброго
друга и одновременно волшебника предлагает:
– Хвастайся, расскажи, что хорошего у тебя произошло за это время.
– Я не знаю, – неуверенно отзывается собеседница.
– Ну как же! Смотри, какой сегодня замечательный день. Хвастайся!
– Ну, я побывала там-то, – говорит девочка, а педагог рисует на большом
листе бумаги первый овальчик, потом пририсовывает к нему второй,
третий, и глядишь, на бумаге «вырастает» бутон пиона.
– Какой красивый цветок получился! – восхищается педагог. – А теперь
расскажи о том, какие у тебя есть вопросы...
Каждый вопрос становится листочком на стебле цветка. Немного позже
происходит разговор о мечтах, и над цветком одно за другим появляются
легкие, воздушные облака. Удивительно или нет, но после такого общения
многие волнующие ребенка вопросы разрешаются гораздо проще.
А что же собой представляет мужской вариант подведения итогов? В нем
каждое хорошее событие, каждое достижение становится вершиной очередной
горы, которую покоряет мальчик на своем пути. Мальчишки же – это кто?
Покорители вершин!
А когда спустя некоторое время ребята снова встречаются с педагогом для
очередного подведения итогов, у них появляется возможность сравнить
предыдущие рисунки с нынешними. Оказывается, что цветок стал пышнее,
вершины стали выше и вообще так много всего сделано! И значит, в
будущем – «Я еще и не то смогу!».
Дополнительную информацию об опыте применения коучинговых
методов в образовательных практиках можно найти на сайте http://coachingineducation.ru.