Слово для мира
Что может учитель, когда кажется, что он ничего не может…
«Школа вне политики – кто бы спорил. Но... Я учитель» –
эти сомнения не чужды сегодня многим педагогам. Дети спрашивают.
Высказываются. И что? Извините, ребята, я не могу с вами это обсуждать?
И пусть другие взрослые накачивают вас воинственным фанатизмом?
Об этом размышляет учитель.
Тлеющие конфликты
У меня в позапрошлом году в десятом учились азербайджанцы
Алияр и Нармина, в одиннадцатом – армянин Сейран. В 10 была тема «Война
в романе “Война и мир“». Говорили об антивоенной направленности романа,
о том, что если бы на любую войну было категорическое табу, люди хорошо
бы подумали, как ее предотвратить.
На перемене подходит Алияр, горячится: «А вот за Карабах воевать
стоило! С какой стати отдавать свою территорию… Карабах – наш!» Говорю:
да, исторически Карабах сто раз ваш. А лично тебе он нужен? А твоя мама
хочет рискнуть жизнью твоего брата ради Карабаха? В ответ тихое «нет».
Последний урок был в 11-м, после урока подходит Сейран – ему, видимо,
рассказали в общих чертах о моем разговоре с Алияром. Он начал убеждать
меня в том, что в Азербайджане Карабаху оставаться невозможно:
армянскую культуру губят, учебники по армянскому языку в школы не дают,
всякие связи с Арменией прерывают, армянские предприятия закрывают. «Но
мы Карабах все равно отвоюем!» Я молчу. «Отвоюем!» И спрашиваю,
согласится ли его мама отдать жизни своих детей за отвоевывание
Карабаха, за «Карабах вне Азербайджана»? Говорит: «Нет, но...» – И
молчит в растерянности.
Они знают о зверствах другой стороны во время военных действий, а факты
бесчеловечности со своей – им неизвестны. Меня потрясло, что
азербайджанские ребята ничего не знали о Сумгаите. Думаю, не было бы в
Карабахе сепаратистских настроений, если бы уделялось внимание
армянскому языку и культуре, а азербайджанские СМИ рассказывали бы о
лучших представителях армянского народа, если бы правительство
заботилось об армянских школах, не препятствовало бы связям Карабаха с
Арменией. И конечно, необходим памятник жертвам сумгаитских событий. А
в отсутствие всего этого нет права выдвигать требования на территорию.
Главное, дети не возражали: человеческая жизнь – высшая ценность, и
несопоставимы с ней ни спорная территория, ни школьные учебники.
Остановившие ненависть
Я веду семинар для старшеклассников «Замечательные люди
планеты Земля», рассказываю о тех, кто призывал отказаться от насилия,
– Льве Толстом, Бертране Расселе. О политических и государственных
деятелях, которые самые сложные, острые проблемы сумели решить мирным
путем – о Махатме Ганди, лауреатах Нобелевской премии мира Мартине
Лютере Кинге и Вацлаве Гавеле. Записываем слова Гавела, сказанные им в
ответ на упреки в том, что он после референдума с миром отпустил
Словакию: «Есть ценности, которые превыше величины государства».
О незнаменитых, простых людях, которые после окончания Отечественной
войны протягивали оголодавшим немецким пленным хлеб, понимая, что
отнюдь не каждый немецкий солдат был эсэсовцем и творил жестокость и
что ненависть ведет только к взаимному ожесточению, и мир становится
очень хрупким. Ребята и сами кое-что прочитали: книгу М.Л.Кинга «Есть у
меня мечта», автобиографическую повесть Виктора Астафьева «Веселый
солдат», «Мысли мудрых людей на каждый день» Льва Толстого – пусть не
целиком.
Дети знают лучше нас
Когда грянули трагические события на Украине, ребята, понятно,
задавали вопросы. Я говорила одно: не надо искать правых и виноватых –
развязывать насилие нельзя. Ни одна проблема, из-за которой полыхает
гражданская война на Украине, не стоит человеческих жизней и взаимного
озверения. Ни одна из сторон не сделала всего возможного для
предотвращения противостояния, не приложила усилий для понимания
позиции другой стороны. А планета, начиненная «под завязку»
смертоносным оружием, хрупка. Один взрыв может уничтожить человечество
и превратить наш «шарик» в пустыню, отравляющую космос. Вот и спорьте
тогда о языках, статусах и территориях...
Я не думаю, что эти мои беседы – политика. Но совсем избежать ее в
нынешней взрывоопасной обстановке не получится.
Мне вспоминается эпизод, о котором рассказал руководитель наших
математических классов, президент Международного математического
турнира городов Николай Николаевич Константинов. Было это давно, во
время войны в Югославии. Победители Международной математической
олимпиады съехались в летний математический лагерь. И однажды Николай
Николаевич услышал разговор двух мальчиков, серба и хорвата,
подружившихся в лагере: «Хоть бы война поскорее кончилась», – сказал
один. «Да, – ответил другой, – но только чтобы никто не победил, чтобы
ничья была. А то потом опять война начнется». Насколько эти мальчики
умнее политиков...
У Льва Толстого есть рассказ «Девчонки умнее стариков». О том, как
подрались маленькие девочки и, защищая каждый свою, подрались мужики.
Драка все разгоралась, а девочки уже давно помирились и вместе играли.
Кое-что учитель все же может сделать для того, чтобы, став мужчинами,
наши мальчики не поглупели. Хоть немного удержать ребят от безудержной
воинственности, ненависти; как-то поспособствовать пониманию
возможности мирного решения самых сложных проблем.