ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
ЕГЭ: теперь и в вузе?
Образовательный контроль, похоже, вышел за рамки здравого смысла
В конце мая Рособрнадзор, чтобы избежать коррупции и повысить
объективность оценки знаний студентов, предложил проводить экзамены по
принципу ЕГЭ и в вузах. То есть, хорошо бы не только госэкзамены, но и
сессию студенты сдавали независимым экспертам.
– Знания студентов оценивают те же преподаватели, которые их обучали,
поэтому итоговая оценка не всегда оказывается объективной, – заявил
глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Похоже, идея ужесточения всего и вся уже вырвалась за пределы здравого
смысла.
Известно: только 10% студентов учатся, чтобы освоить профессию. Для
остальных вузы – социализация, которая тоже нужна. Второе: студенты
разные бывают, некоторые живут и учатся по-своему, для себя.
Но нет. Камеры видеонаблюдения, рамки металлоискателей, «пляшущие
фигурки» и секретные эстафеты. Государство проводит очередную
спецоперацию.
В какой еще стране первые лица контролируют выпускные в школе? У нас
сначала президент собственноручно отменил показатель «средний балл по
ЕГЭ» из отчета губернаторов, потом премьер высказался за то, чтобы
губернаторы взяли проведение ЕГЭ под контроль.
Потому что все – от мала до велика – под подозрением. Украдут,
продадут, сфальсифицируют и глазом не моргнут. А Рособрнадзор ради
объективной картины знаний жизни не пожалеет.
Сколько вся эта «объективность» стоит в миллионах или «ярдах», нам не
говорят, хотя каждый гражданин РФ через государство финансирует
образование. Зато каждый может заглянуть внутрь этой драгоценной
коробочки и убедиться: там пусто. Там лежит ноль смысла.
В этом году эксперты, идущие на проверку части «С», проходят
металлоискатели, сдают телефоны, сумки, шпаргалки и в течение часа
инструктируются на тему «нельзя».
Потом они проверяют, соображаясь с полученными указаниями.
Мало баллов лучше не давать – вдруг апелляция. Она и так-то
нежелательна, а в этом году будет очень строгая. Много баллов – еще
хуже: «Все лучшие работы перепроверит прокуратура», – сказали. Если
такие намерения появятся – идти советоваться со старшим.
А старший плохого не посоветует: «Ну что вы, какой тут ноль; ну зря
ребенок взялся за биографию Пастернака – все наврал; да и дуб из «Войны
и мира» ни к чему, но ведь тема – природа у Пастернака, а тут слово
«природа» встречается целых четыре раза! Один-то балл дайте».
В общем, если у ребенка не пустое место, балл ему обеспечен. А по
результату – из 25 проверенных работ приличных две, со смыслом, знанием
и речью. В целом же – страшно. И один вопрос: зачем все это?
В подавляющем большинстве – ни знаний, ни речи, ни мысли. Но эту правду
сказать не разрешают, рисуются какие-то баллы, чтобы была какая-то
статистика, чтобы экзамен жил. Он и живет. А дети довольствуются общим
трепом, как их научили социальные сети. Школа – она что, никого больше
не интересует?