Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Первая тетрадь
Политика образования

Чканикова Александра

Здоровье детей: больной вопрос

Врачи и общество не могут договориться, кто и в каких рамках в первую очередь отвечает за ребенка

Накануне Дня защиты детей в пресс-центре «Россия сегодня» эксперты обсудили основные тенденции в сфере российской педиатрии.

Виновато общество

Несмотря на ошеломляющий беби-бум последних лет, детское население России продолжает неуклонно убывать, сообщает заместитель председателя исполкома Союза педиатров России, заместитель директора ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Лейла Намазова-Баранова. Подростки выходят во взрослую жизнь быстрее, чем нарождаются идущие им на смену.
У нас высокий подростковый суицид, наши дети чаще, чем в других странах, становятся жертвами несчастных случаев. То есть ответственно относиться к детству наше общество еще не научилось. А врачи что? Они свое дело знают, лечить инфекции они умеют.
– Мы часто говорим об ответственности государства за здоровье детей, а как обстоят дела с ответственностью граждан? – сказала Лейла Намазова-Баранова. – В этом году исполняется двадцать пять лет со дня подписания Россией Конвенции о правах ребенка, а читали этот документ единицы.
Зато научным центром здоровья детей была выпущена книга под названием «Права ребенка в сказках народов мира».
Например, право ребенка на собственное имя может проиллюстрировать сказка «Снегурочка» – ведь снежная девочка ожила только тогда, когда ей дали имя.  
Не слишком ли примитивна эта замена настоящей серьезной работы?

Болеть разрешено. Но не всеми болезнями

– Дети естественным образом адаптируются к окружающему миру, то есть болеют, – сообщил доктор медицинских наук, главный детский гематолог Министерства здравоохранения Российской Федерации Александр Григорьевич Румянцев. Среднестатистический ребенок болеет не меньше шести раз в году, и это нормально. А вот если ребенок не болеет, значит, его организм не формирует ответной реакции на среду.
– Однажды заболев, такие дети часто становятся тяжело больными, – констатирует Румянцев.
Кстати, о тяжело больных: число пациентов, переживших серьезное заболевание, с годами растет. Специалист встревожен:
– Не исключено, что в ближайшие годы каждый четвертый-пятый ребенок будет отнесен к категории «перенесшие тяжелое заболевание». У нас есть медицинские центры, в которых дети излечиваются от онкологических заболеваний и болезней крови, но не налажена система реабилитации.
Александр Румянцев рассказал, что первого июня, в День защиты детей, на базе подмосковного санатория будет открыт реабилитационный центр для детей, перенесших такие серьезные заболевания, как трансплантация костного мозга, нейроонкологические заболевания. Проблема в том, что сейчас во многих таких центрах родители, сопровождающие больного ребенка, должны за это платить. В новом реабилитационном центре родители могут бесплатно сопровождать своего выздоравливающего ребенка.
В Германии – для примера – давно существует семейная форма реабилитации, когда ребенок вместе со всей семьей проходит программу реабилитации по медицинской страховке. Придет ли к этому наша страна?

Мама знает лучше

В рамках дискуссии был проведен онлайн-опрос о принципах поддержания детского здоровья. Прививки нужны, лечиться следует у педиатра, а не народными средствами; чтобы дети росли здоровыми, они должны бегать, прыгать, веселиться, гулять, нормально питаться. Все знают, как надо, но эти «сумасшедшие мамашки» скупают без разбора всю аптеку, ориентируются на информацию из интернет-сообществ, экспериментируют на свой страх и риск, сетовала представитель компании «Санофи» Виктория Еремина и рисовала перспективу:
– Будет создана платформа для свое­временного информирования по всем вопросам здоровья детей. Для родителей – брошюры, стенды, вебинары, курсы, даже бесплатное электронное приложение для смартфонов: в любое время посмотреть календарь прививок, почитать о принципах охраны здоровья детей. Здесь же будет образовательный интернет-портал, на котором можно получить новейшие сведения из области педиатрии.
 Нет слов, родителей и общество нужно образовывать, только спасет ли нас отдельная кампания, пусть и с платформой?

Педиатра вызывали?

В целом эксперты согласились: лечащий врач ребенка – это его мать. А педиатр лечит ребенка косвенно, учит маму заниматься здоровьем ребенка. Чем активнее кооперация врачей и пациентов, тем лучше для ребенка. Однако отношения между родителями и участковым педиатром обычно не складываются, в основе конфликта – предвзятость и недоверие с обеих сторон. Что делать?
Предлагали наладить связь между родителем ребенка и его доктором по телефону, электронной почте или другим современным способом. Или: каждое утро заболевшие подростки сообщают лечащим врачам о своем состоянии и получают оперативные рекомендации.
До того договорились, что вызов врача на дом – атавизм. Такой принцип снижает эффективность, ведь врач приходит с одним только фонендоскопом, что он может диагностировать без экспресс-тестов и специальных приборов? А как хорошо в поликлинике, в оборудованном кабинете срочной помощи, где и анализ возьмут, и причину заболевания выявят.
В самом деле, почему все не так?
– Случается, что родители попадаются безответственные – вызывают просто потому, что им лень идти в поликлинику.
Лейла Намазова-Баранова уверена: вопрос ответственности родителей за здоровье ребенка стоит очень остро.
…Да, родители должны оберегать детей, как иначе. Но утверждать, что смертность детей – не медицинский вопрос, тоже нельзя. Еще хуже перекладывать ответственность друг на друга. Это признак нашей низкой общей культуры. И вряд ли ее поднимает Проект федерального закона о здоровье детей, который пока блуждает в многочисленных государственных инстанциях.