ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Леонтьева Ольга, Семина Ирина
Детский бунт: если класс восстал
Своей реакцией на происходящее мы можем научить детей извлекать позитивный опыт из негативных ситуаций
Психолог-сказкотерапевт Ирина СЕМИНА и педагог Ольга ЛЕОНТЬЕВА
продолжают разговор о детском бунте (см. «ПС» № 7). На этот
раз авторы обсуждают возможные причины и последствия детского бунта,
когда учитель сталкивается с открытым противостоянием уже целой группы
ребят.
После долгих споров мы пришли к парадоксальному, удивившему
нас обеих выводу: бунт может быть очень полезным для всех, кто
принимает в нем участие – и для детей, и для взрослых. Даже
если он жестко подавлен.
Трудно представить, чтобы ученики начальной школы объединились
и восстали против решений взрослых: они ищут прежде всего защиты и
поддержки. Совсем другое дело подростки. Им свойственны максимализм,
критическое отношение к миру. Они пробуют жизнь «на зубок», выстраивают
жесткую иерархию отношений (кто-то становится лидером, кто-то –
ведомым), объединяются для борьбы за справедливость. Именно за
справедливость, потому что (нам, во всяком случае) не известно ни
одного детского бунта, направленного против справедливости. Другое
дело, что в жизни часто обстоятельства складываются так, что взрослые
люди понимают: ничего исправить нельзя, нужно просто смириться.
Подростки же не верят в это и пробуют бороться.
До начала бунта
Признаки приближающегося бунта класса хорошо знакомы учителям:
ученики начинают саботировать некоторые требования и распоряжения
взрослых, жалуются на кого-то из преподавателей, вступают в открытые
конфликты. Взрослые, как правило, расценивают такое поведение как
мелкое хулиганство и разбирают каждый возникший конфликт отдельно,
чтобы тем или иным способом заставить ребят выполнять существующие в
школе или в классе порядки.
Случаи из практики
В классе сложилась традиция проводить чаепития перед
праздниками. Но вот в очередной раз назначено время, классная
руководительница ждет, но… никто не приходит. Она одна! Начинает
звонить ребятам, а в ответ: плохо себя чувствую, потерял ключи от дома
и не могу выйти… Она в бешенстве: «Я ради вас стараюсь, а вы…» Она
уверена: совместные чаепития-«огоньки» делают класс сплоченнее, тем
более что и во всей школе так заведено. Она жалуется родителям своих
учеников и на следующий раз объявляет «огонек» обязательным!
Учительница математики почти каждый день жалуется классному
руководителю на ее класс: домашние задания не выполняют, грубят на
каждом уроке, дисциплины никакой. Учителя пробуют вместе повлиять на
ребят, заставить их учиться. Приглашают в школу родителей, те
присутствуют на некоторых уроках, но… ситуация повторяется снова и
снова: уроки никто не учит, на занятиях шумно.
К классному руководителю, преподавателю русского и литературы,
подходит делегация ребят с просьбой защитить их от оскорблений
учительницы английского языка: она называет их грубыми словами, а сама
плохо объясняет материал, они просто ничего не понимают. Классная
руководительница решает не торопиться и сначала разобраться в ситуации.
Для этого она незаметно подходит во время уроков к кабинету английского
и прислушивается: действительно, детей оскорбляют. Пробует поговорить с
учительницей, но в ответ слышит: «Вы бы лучше занимались своим русским
языком!» Идет к директору, снова безрезультатно: «Я не могу ее уволить,
ей до пенсии осталось всего три месяца». Рассказывает обо всем своим
ученикам: «Понимаете, придется терпеть, ничего исправить нельзя».
...Первая история привела к длительному бойкоту всех классных
мероприятий, вторая еще не закончилась. Последняя погасила
надвигающийся детский бунт: классная руководительница взяла на себя
ответственность и постаралась помочь ребятам, не стала их «ломать»,
честно призналась в своем бессилии что-либо изменить; тем не менее
учительница английского стала более внимательной к своим высказываниям
в адрес учеников.
Первое желание учителей – сделать так, чтобы бунта не
было, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Но так ли опасно
возмущение группы школьников? Может быть, в некоторых случаях оно даже
полезно?
Во время бунта
Чтобы высказать свое недовольство, школьникам приходится
сплотиться, договориться о своих действиях и неукоснительно этой
договоренности придерживаться. Это трудный процесс, который объединяет
ребят.
Случаи из практики
Учительница биологии по кличке «инфузория в туфельках»
преподавала неинтересно, объясняла непонятно. Многие из класса хорошо к
ней относились, жалели (она была доброй женщиной, типичная «жертва»),
но не все. Появилась группа зачинщиков, у которых не было никаких
особых требований, им просто хотелось сбежать всем классом с урока, тем
самым показав отношение к преподавателю. Перед побегом на доске
нарисовали инфузорию-туфельку и написали «инфузория в туфельках».
Учительница химии оскорбила одного ученика и весь класс сразу, сказав
ему, что только на фоне своего «класса дураков» он хорошо успевает по
ее предмету, а в другом классе – «талантливых детей» – он был
бы троечником. Ученик рассказал об этом разговоре остальным, и класс
восстал. Подростки договорились «мычать» во время следующего урока
химии, а если учительница к кому-то из них обратится и потребует
замолчать, отвечать «я ничего не делаю», ведь остальные в это время
будут продолжать мычать. Педагогу справиться с такой ситуацией
трудно – если ребята не испугаются угроз и будут продолжать,
так может пройти и весь урок. В результате учительница позвала на
помощь директора, что и нужно было ребятам. От класса выступал ученик,
который был уверен, что ему ставят незаслуженно низкую отметку. Класс
его поддержал. Директор предложил провести независимое тестирование,
ученик его выдержал. После этого инцидента учительница химии стала
более осторожной и с отметками, и с высказываниями по отношению к
ребятам.
Старшеклассники были в трудовом лагере, они должны были каждое утро,
независимо от погоды, выходить на работу в поле. Начались дожди, одежда
не успевала просохнуть за ночь. Ребята сказали, что не могут работать в
мокрой одежде, но педагоги не услышали их требований – работа есть
работа. На следующее утро никто в поле не вышел. Учителя заглянули в
комнаты: дети лежали в кроватях под одеялами – вставать они
отказались. Пришлось согласиться с требованиями ребят, но предупредить,
что придется работать в ускоренном темпе, чтобы выполнить взятые на
себя обязательства. Никаких поисков организаторов и санкций не
последовало. Работу в этот день пришлось отменить, а потом выглянуло
солнышко, и никого не пришлось заставлять идти в поле, все работали
очень хорошо, гораздо лучше, чем до бунта.
То, что страшно сделать одному, вместе с друзьями сделать вполне
возможно – даже если это небезопасно. Чувство локтя, поддержки и
причастности к группе – великая сила. Такие моменты позволяют детям не
только выбросить накопившиеся эмоции, что обычно происходит при
индивидуальном бунте, но и задуматься над своими требованиями,
сформулировать их, выслушать доводы противоположной стороны, взять на
себя определенные обязательства и потом всем вместе соблюдать их.
Как реагировать на бунт детской группы, чтобы не навредить ни детям, ни
себе? Практика показывает, что бунты чаще всего жестко подавляют те, у
кого в руках сила и власть. А власть в случае с детьми – у учителей.
Однако подавление приведет лишь к дальнейшему сплочению ребят против
взрослых, борьба продолжится и может стать более жесткой и травмирующей.
Гораздо правильнее дать ребятам выговориться и внимательно выслушать их
требования. На это не нужно жалеть времени. А слушать детей лучше не в
одиночестве, а с кем-то из коллег, что можно мотивировать: в решении
серьезных проблем важны разные точки зрения. Главное, чтобы взрослых не
было больше, чем детей, ведь мы с ними в разных весовых категориях, им
очень сложно спорить со старшими.
После того как дети выговорятся, нужно спросить, кто, по их мнению,
должен решать этот вопрос. Дело в том, что целый ряд проблем не может
быть решен в рамках школы. Если же проблема может быть решена силами
учебного заведения, целесообразно анализировать ее в детско-взрослом
коллективе, вынести совместное решение и следовать ему.
После бунта
Любой бунт в конечном итоге позитивен, потому что не только
выявляет проблему, но и заставляет участников выйти из коридора
комфортности, задуматься над происходящим и искать новые пути и
средства. Детский коллектив демонстрирует свою солидарность друг с
другом. Не этого ли мы хотим добиться, организуя специальную работу по
сплочению групп детей и воспитанию гражданской позиции?
Класс, бунт которого привел к понятному для ребят результату (даже если
он отрицательный!), в следующий раз скорее всего найдет другой, более
эффективный способ предъявления своих проблем и требований, и у ребят
останется вера в то, что на окружающий мир можно и нужно влиять. Именно
влиять, а не пробовать его изменить за один миг, ведь интересы одной
группы людей могут столкнуться с интересами и возможностями других.
Случай из практики
Класс, который «мычал» на уроке химии, сильно изменился после
описанного выше случая. Когда педагогический совет школы принял решение
отчислить одного из учеников этого класса за неуспеваемость, ребята
предложили альтернативу: лучший ученик будет заниматься с отстающим в
течение месяца и только после этого, если у последнего останутся
«неуды», его отчислят из школы. Учителя (со скептической улыбкой)
согласились на ультиматум ребят: если они не смогли этого двоечника
ничему научить, разве сможет это сделать ребенок?! Они не учли, что два
школьника оказались в одной команде – борцов за будущее одного
из них. Оба работали изо всех сил, и через месяц вопрос об отчислении
отстающего ученика был снят с повестки педагогического совета.
Надо сказать, что в этой точке мы с Ириной Семиной сильно разошлись в
своих мнениях.
Одна из нас убеждена, что в ряде случаев требования системы сильнее
желаний и требований отдельных людей. Тогда целесообразнее понять,
принять и смириться, потому что слишком многое от детей совершенно не
зависит, а бороться с ветряными мельницами глупо.
Вторая из нас уверена, что, заметив несправедливость, нельзя
проходить мимо: нужно искать единомышленников, пробовать нестандартные
ходы, и это обязательно принесет желаемый результат.
Мы долго спорили, обосновывая свои точки зрения. А в
результате сошлись в одной, главной позиции: участие в бунте детской
группы дает подростку опыт коллективизма и самоорганизации, а в
дальнейшем помогает избежать одиночества при столкновении с жизненными
проблемами и трудными ситуациями.