О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обзор образовательных ресурсов Сети
Е.В.Мурашова
Любить или воспитывать?
М.: Самокат, 2013
Автор этой и нескольких других замечательных книжек о трудностях и
радостях детско-родительских отношений детский психолог. К ней на
консультацию приходят испуганные, отчаявшиеся, взволнованные родители,
понявшие, что с их ребенком что-то не так. Из этих реальных случаев и
сложилась мозаичная картина книжки: вопросы, проблемы, ситуации,
описанные очень живо, ярко, сочувственно. И без назиданий –
каждая картинка говорит сама за себя. Да и не ставит здесь автор задачи
дать развернутую психологическую оценку и пояснить, что делать в том
случае, если... Наоборот, почти в каждой истории она заново удивляется:
«Признаюсь честно: если бы сама не была тому свидетелем, может, и не
поверила бы». Но при этом каждый короткий рассказ склоняет чашу весов
«любить или воспитывать» в сторону любви. Если родители сами живут
полно и радостно, если прислушиваются к детской природе и следуют ей,
если общаются с ребенком естественно, с удовольствием, то и воспитание
произойдет как будто бы само собой.
На эту простую по сути и очень трудно реализуемую идею нанизаны десятки
случаев. Есть очень узнаваемые. Например, ребенок плохо ест. Но у всех
живых существ есть встроенный механизм разумного удовлетворения голода,
и если у ребенка нарушены отношения с едой, то скорее всего этот
механизм сломан. Возможно, своими капризами за столом он манипулирует
взрослыми. Есть совсем экзотические. Малышка завывает странным
вибрирующим голосом, пугая окружающих. Семья уже готова прибегнуть к
психиатрической помощи. Но оказалось, что девочка просто... поет,
подражая бабушке, которая приезжала ее нянчить из своих далеких
оленеводческих краев. Всего-то и нужно было, как и во многих других
случаях, доброжелательно и спокойно разобраться в причинах, а потом
расставить все по местам, опираясь на интуицию и чувство любви.
Л.В.Петрановская
Если с ребенком трудно
М.: АСТ, 2013
Автор предлагает анализировать трудности во взаимоотношениях
взрослого с ребенком, взяв за основу нарушение чувства привязанности
между ними. Для ребенка это самое главное, что определяет его
спокойное, счастливое, уверенное состояние. Оно как страховочная
веревка при движении малыша над пропастью. И он должен быть уверен, что
другой ее конец в руках «своего» взрослого. Через метафору этой
связи – ослабление; подергивание «Ты меня и такого любишь? И
даже если я вот так сделаю?»; прерывание, если взрослый бьет, унижает.
Вообще в разрушении привязанности всегда виноват взрослый, ребенок
слишком дорожит ею и может отвязаться только если его невыносимо долго
и больно «дергают прямо за душу».
А взрослый? Как выглядит его привязанность? Тут «две важные
составляющие. Он должен, с одной стороны, опекать, защищать и
заботиться. С другой – руководить, обучать, устанавливать
границы дозволенного... Это работает только вместе». Автор
рассматривает, какие проблемы могут возникнуть, если равновесие в этой
паре будет нарушено. Кроме этого, есть несколько факторов, которые
могут внести разлад в детско-взрослые отношения: сложности
темпераментов, стремление родителей к неоправданно ранним «достижениям»
ребенка, да и просто нормальное развитие чувств, а они «неправильными
не бывают». Самое же надежное средство для поддержания спокойной и
счастливой связи между детьми и родителями – самим быть
спокойными и счастливыми. «Ничто не заменит вашему ребенку вас. Пока
вам плохо, он будет несчастен и не будет нормально развиваться».
Тем, кто разобрался с причинами, можно переходить ко второй части
«Трудное поведение: перезагрузка», где автор объясняет, «как изменить
такое поведение, не впадая в логику войны с ребенком».