Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обзор образовательных ресурсов Сети

Е.В.Мурашова
Любить или воспитывать?
М.: Самокат, 2013


Автор этой и нескольких других замечательных книжек о трудностях и радостях детско-родительских отношений детский психолог. К ней на консультацию приходят испуганные, отчаявшиеся, взволнованные родители, понявшие, что с их ребенком что-то не так. Из этих реальных случаев и сложилась мозаичная картина книжки: вопросы, проблемы, ситуации, описанные очень живо, ярко, сочувственно. И без назиданий – каждая картинка говорит сама за себя. Да и не ставит здесь автор задачи дать развернутую психологическую оценку и пояснить, что делать в том случае, если... Наоборот, почти в каждой истории она заново удивляется: «Признаюсь честно: если бы сама не была тому свидетелем, может, и не поверила бы». Но при этом каждый короткий рассказ склоняет чашу весов «любить или воспитывать» в сторону любви. Если родители сами живут полно и радостно, если прислушиваются к детской природе и следуют ей, если общаются с ребенком естественно, с удовольствием, то и воспитание произойдет как будто бы само собой.
На эту простую по сути и очень трудно реализуемую идею нанизаны десятки случаев. Есть очень узнаваемые. Например, ребенок плохо ест. Но у всех живых существ есть встроенный механизм разумного удовлетворения голода, и если у ребенка нарушены отношения с едой, то скорее всего этот механизм сломан. Возможно, своими капризами за столом он манипулирует взрослыми. Есть совсем экзотические. Малышка завывает странным вибрирующим голосом, пугая окружающих. Семья уже готова прибегнуть к психиатрической помощи. Но оказалось, что девочка просто... поет, подражая бабушке, которая приезжала ее нянчить из своих далеких оленеводческих краев. Всего-то и нужно было, как и во многих других случаях, доброжелательно и спокойно разобраться в причинах, а потом расставить все по местам, опираясь на интуицию и чувство любви.

Л.В.Петрановская
Если с ребенком трудно
М.: АСТ, 2013

Автор предлагает анализировать трудности во взаимоотношениях взрослого с ребенком, взяв за основу нарушение чувства привязанности между ними. Для ребенка это самое главное, что определяет его спокойное, счастливое, уверенное состояние. Оно как страховочная веревка при движении малыша над пропастью. И он должен быть уверен, что другой ее конец в руках «своего» взрослого. Через метафору этой связи – ослабление; подергивание «Ты меня и такого любишь? И даже если я вот так сделаю?»; прерывание, если взрослый бьет, унижает. Вообще в разрушении привязанности всегда виноват взрослый, ребенок слишком дорожит ею и может отвязаться только если его невыносимо долго и больно «дергают прямо за душу».
А взрослый? Как выглядит его привязанность? Тут «две важные составляющие. Он должен, с одной стороны, опекать, защищать и заботиться. С другой – руководить, обучать, устанавливать границы дозволенного... Это работает только вместе». Автор рассматривает, какие проблемы могут возникнуть, если равновесие в этой паре будет нарушено. Кроме этого, есть несколько факторов, которые могут внести разлад в детско-взрослые отношения: сложности темпераментов, стремление родителей к неоправданно ранним «достижениям» ребенка, да и просто нормальное развитие чувств, а они «неправильными не бывают». Самое же надежное средство для поддержания спокойной и счастливой связи между детьми и родителями – самим быть спокойными и счастливыми. «Ничто не заменит вашему ребенку вас. Пока вам плохо, он будет несчастен и не будет нормально развиваться».
Тем, кто разобрался с причинами, можно переходить ко второй части «Трудное поведение: перезагрузка», где автор объясняет, «как изменить такое поведение, не впадая в логику войны с ребенком».