ОРИЕНТИРЫ
Домашние задания: новый подход к организации и содержанию
Мы беседуем с доцентом кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского института развития образования, кандидатом педагогических наук Татьяной Рогозиной
Хорошо бы в домашних заданиях всегда были значимые и очевидные
для детей смыслы; чтобы дети дома учились, а не исполняли повинность.
Но как это сделать?
– Татьяна
Валерьевна, в стандартах ничего не говорится о домашних заданиях, стало
быть, это несущественно?
– Если помните, 5 сентября 2013 года на встрече Владимира
Путина с учителями Москвы президента просили сократить время, которое
старшеклассники тратят на выполнение домашней работы. Президент
переадресовал вопрос министерству, и замминистра Наталья Третьяк
ответила: вопросы, связанные с регламентацией домашних
заданий, – это компетенция школы.
Ситуация говорит сама за себя: педагоги не знают своих прав в области
регламентации образовательного процесса внутри школы. Учитефля видят,
что большие по объему домашние задания только расхолаживают, ребята не
относятся к ним серьезно. Домашние задания часто не выполняются, либо
выполняются частично, либо списываются, и подобное отношение стало
типичным явлением. Почему? Сегодняшние школьники независимы от
авторитета взрослого в суждениях и поведении, они раньше своих учителей
узнают о существовании сервисов, которые позволяют упростить задания, с
которыми дети сталкиваются в процессе школьного обучения. Например,
есть сайты, где можно списать готовые решения домашних заданий. Или
можно разместить творческое задание в соцсетях, и тебе со всех уголков
страны начнут поступать готовые работы. Это реальность, которая
игнорируется в обычно подходе к домашней работе. А если посмотреть на
сложившуюся практику с точки зрения тех задач, которые поставлены в
новых стандартах? Скажем, требуется развитие учебной самостоятельности.
Однако сегодня, как и 10–20–30 лет назад, большинство учителей задают
на дом задания, направленные на повторение и закрепление пройденного
материала.
Здесь важно понять, чем мы, учителя, можем управлять. А для этого, на
мой взгляд, надо четко разделить два понятия: домашнее задание и
домашняя работа. Домашняя работа – это то, что ученик делает
без непосредственной помощи учителя. Он может выполнять домашнюю работу
дома, в метрополитене, в группе продленного дня, на занятии с
репетитором. А домашнее задание – это учебное задание, которое
дается учителем для организации самостоятельной домашней работы. По
факту же – учителя недовольны отношением учеников к домашней
работе, и это отношение обусловлено тем, какого рода домашние задания
получают дети. Значит, учитель должен научиться управлять домашними
заданиями.
– Как можно управлять
домашними заданиями, если нет целостного, концептуального представления
об их назначении в современном образовательном процессе?
– Вот тут мы и подходим к главному: пересмотр роли и места
домашних заданий в образовательном процессе – это работа,
которую можно и нужно проделать самому педагогу и педагогическому
коллективу. Именно школа решает, каким образом домашние задания будут
связаны с достижением личностных, метапредметных и предметных
результатов. Общее видение этих вопросов может быть выработано,
например, во время разработки или корректировки образовательной
программы школы. При этом в разных школах могут быть избраны различные
стратегии, в том числе и сокращение количества заданий или отказ от них
в определенные периоды образовательного процесса. Важно, чтобы
стратегии определялись педагогами вместе с учениками и родителями.
Скажем, главное назначение домашних заданий может быть определено как
развитие навыков самостоятельной деятельности. Это предполагает, что на
разных ступенях школы в «форматах» домашних заданий будут происходить
изменения, отражающие прогресс в этом развитии. Например, педагоги
могут решить, что в начальной школе большинство домашних занятий идет
«за уроком», то есть работает на закрепление достигнутых на уроке
результатов. В основной же школе домашние задания идут не только «за»,
но и «рядом с уроком», то есть появляется все больше заданий, которые
непосредственно не связаны с темой урока, а связаны с проблематикой
других учебных занятий или нацелены на развитие конкретных учебных
действий. А в старшей школе основная часть домашних заданий может идти
«перед уроком». К примеру, детям предлагается изучать новый материал
самостоятельно с тем, чтобы на следующем уроке провести проблемное
обсуждение прочитанного.
Альтернативная стратегия основывается на ином определении главной
функции домашней работы. Допустим, это развитие способностей к
самоопределению, создание условий для самообразования и самореализации.
Одним из инструментов реализации этой стратегии могут стать так
называемые инициативные домашние задания. Инициативное –
придуманное и заданное себе самим учеником. Но для зарождения подобных
инициатив детям должны подаваться определенные «сигналы». К примеру,
таким сигналом может стать возможность публично представить результат
инициированной учеником работы при помощи технологии «Портфолио».
Предполагается, что классный руководитель и другие учителя обсуждают с
детьми подобные возможности, например, в разговоре о необходимости
продвижения ученика в том или ином предмете или учебном разделе, теме,
освоении конкретного универсального учебного действия. Инициативные
задания, связанные с формированием и развитием универсальных учебных
действий, могут выполняться в ходе деятельности, которой ребята любят
заниматься в свободное от школы время.
Стратегий может быть много, но что надо непременно учесть при
разработке и реализации стратегии – это индивидуальные
образовательные интересы и цели детей. А для этого надо предоставить
детям право выбора там, где это возможно, выбора в степени сложности
задания, например, на базовом и профильном уровнях, количестве заданий,
форме домашней работы, времени выполнения и так далее. Это особенно
актуально в средней школе, когда ученики определили свои дальнейшие
планы.
– И все-таки:
что стоит изменить в практике задавания домашних заданий?
– Заметим: несерьезное отношение к делу проявляется тогда,
когда человек не видит в нем значимого для себя смысла. Необходимо
работать с мотивацией, обсуждать с детьми смысл предстоящей работы.
Например, в процессе совместного обсуждения того, достигнуты ли на
уроке все цели, которые были поставлены, выясняется и то, каким может
быть домашнее задание. Тут надо сказать еще об одной проблеме: ученики,
которые относятся к домашним заданиям серьезно, тратят на них до 6–8
часов в день. Но где, в каких документах сказано, что домашнее задание
обязательно? Практика задавания на дом на каждом занятии –
некий ритуал: прошел урок – надо дать домашнее задание. Этот
ритуал поддерживается двумя вещами. Первое. В классном журнале есть
колонка «задание на дом», и якобы это означает обязательную запись. Но
ведь и напротив фамилии каждого ученика в журнале есть клетка, куда
можно поставить оценку, однако оценки во всех клетках не ставятся.
И второе: ссылаются на требование СанПиНов, мол, это проверяют. Но в
документах – что в старых, что в новых, 2010 года, –
нормы домашних заданий определены не так, как их обычно понимают.
Скажем, в старых СанПиНах сказано, что «домашние задания даются... в
следующих пределах», а дальше идет определение пределов, скажем,
«первый класс, вторая половина года – до 1 часа»...
«девятый–одиннадцатый – до 4 часов»... Что такое «до одного
часа»? 30 минут – это до одного часа? Да. А 5 минут? Тоже. То
есть нижняя граница не определена. Мы же, учителя, эту норму понимаем
буквально: час. полтора... четыре... А что случилось в 2010 году, когда
были приняты новые правила? Во-первых, они уменьшили в половине классов
норму на полчаса. Многие учителя об этом до сих пор не знают и, когда я
провожу семинары, начинают списывать со слайда эти нормы. Но самое
главное – принцип определения норм остался тем же: объем
домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение «не превышали», то есть меньше можно, а больше –
нельзя. Добавим: речь идет об объеме домашнего задания по всем
предметам! Почему сделано это уточнение? Потому что многие учителя
считают, что нормативы объема домашнего задания даны для того, чтобы
педагог мог приложить конкретную норму к своей учебной дисциплине. Это
не так. Норма определяет предельное время на домашнюю работу школьников
по всем предметам. И значит, в школе должен быть выстроен механизм
распределения этого времени по предметам.
– Вы можете
рассказать об этом механизме?
– Это может быть самый простой механизм, когда время на
выполнение домашних заданий определяется пропорционально количеству
часов в учебном плане (1 урок – 15–20 минут на д/з). Может
быть и другой подход. В «ПС» № 6 за этот год мы с вами говорили о
методических объединениях по параллелям.Учителя, работающие в классах
одной параллели, могут собираться, к примеру, раз в четверть или раз в
два месяца и обсуждать наиболее существенные вопросы, связанные с
обучением школьников конкретной параллели или класса, в том числе с
домашними заданиями. Начиная с того, в чем особенность данного учебного
периода. Какие образовательные задачи актуальны в нашей параллели
(классе) сейчас? Каких результатов мы хотим достичь? Какие большие
события (выезды, праздники, предметные погружения) нам предстоит
прожить вместе с ребятами? Какие крупные задания (сочинения, творческие
работы, проекты, исследования) у нас запланированы? При этом учителя
могут договориться, например, о том, что во время увеличения нагрузки
по какому-то предмету по другим дисциплинам будут даваться задания
меньшего объема или не задаваться совсем. Очень важно
отметить, что отказ от домашних заданий на ряде уроков с обсуждением,
почему сегодня не задано, может помочь детям понять смысл заданий на
других уроках!
– По каким
признакам педагоги могут судить о том, что желанные изменения в подходе
к домашним заданиям происходят?
– Думаю, внутри школы могут проводиться исследования, подобные
тем, что проводили мы, когда просили ребят назвать домашние задания,
которые им нужно было сделать к сегодняшнему дню. Тогда было полной
неожиданностью: многие ребята не могут ответить. Точно смогли ответить
только 54% шестиклассников, 24% восьмиклассников и 36%
десятиклассников. А если дети не знают, что было задано, значит,
задания не значимы для них. Значимость д/з помогают понять
инструменты формирующего оценивания. Например, в конце урока учитель
спрашивает ребят, что они изучали во время сегодняшнего занятия, чему
научились на уроке, чему будут учиться дома, выполняя домашнее задание.
Это серьезные вопросы. Я до сих пор продолжаю размышлять над ответом
одного пятиклассника, который после урока русского языка написал: «Я
ничему не буду учиться дома. Я буду выполнять домашнее задание». Эта
фраза точно отражает существующую практику, но она дает и направление
изменениям.
Мы должны ясно представлять, чему будут учиться дети, когда они станут
работать над домашним заданием. И так выстраивать образовательный
процесс, чтобы у детей было понимание, чему они будут учиться дома и
зачем. Тем более что временной ресурс домашней учебной работы за 11 лет
школьной жизни по Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
составляет около 5200 часов, то есть более четырех учебных лет. Пришло
время определить, на достижение каких результатов будет потрачен этот
колоссальный ресурс!