ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ, ЧЕМУ Я НАУЧИЛ. УЧИТЕЛЯ ПОДВОДЯТ ИТОГИ РАБОТЫ
Урок-блог
Даже если в процессе учения что-то вдруг начинает идти не так – это не воспринимается детьми как нерешаемая проблема. Другая среда, другой ход мысли
В течение года каждый учитель освоил что-то новое для себя, а
освоив – обрадовался: работает! И дело, конечно, не в самом
инструменте, а в тех изменениях, которые учитель воспринимает как
позитивные: детям стало интереснее учиться. Спасибо, что вы делитесь с
нами этой радостью.
Чему улыбнулся
Туман Дурманыч?
При помощи блога класса можно сделать учебное занятие
интересным, современным и результативным. Все началось с
подготовки к первому дню в школе. Для маленьких ребят это стрессовое
переживание, ведь начинается новый этап жизни. И я задумалась: как бы
рассказать детям о школьной жизни, чтобы снизить уровень тревожности,
без напряжения? Может быть, в сказочной форме? И с помощью
блога?
Для начала я завела блог класса и придумала сказку. В моей истории жили
сказочные герои Фонарик, Светлячок с друзьями, а также Туман Дурманыч.
В сказочном мире начались учебные будни. Светлячок, Мотылек и Сверчок
собирали в школу вещи: один вечером быстро и четко собрал всё, второй
утром наспех собрался, третий очень тщательно подошел к делу, составил
план, но положил в портфель игрушки, бутерброд, забыв про учебники, а
Туман Дурманыч улыбнулся, увидев это. Он любил, когда кто-нибудь
ошибался. Дома ребята вместе с родителями прочитали историю в блоге, а
в школе мы обсуждали, кто правильно собирал портфель и почему Туман
Дурманыч улыбнулся. Получился ненавязчивый разговор, касающийся
условно-сказочной ситуации, но проясняющий важные вещи.
Потом я стала выкладывать в блоге информацию о классной жизни, в том
числе удачные работы, фотографии поделок.
Однажды я предложила ребятам нарисовать кривые линии – любые,
какие им подскажет фантазия. Каждый нарисовал свою, потом мы превратили
эти загогулины в цветные пятна. Когда рисунки были готовы, мы начали
размышлять, чем они могли бы быть. Истории о цветных пятнах – кляксичах
стали пробовать записывать на компьютере. Писать многие еще не умели,
ребята помогали друг другу в поиске нужных букв, процесс оказался
веселым и увлекательным. У одного мальчика получился рассказ про мешок,
в котором лежит человек и пытается из него выбраться, у
другого – про Львенка, Который Тут Играет. Была история про
волшебный диван, на котором нужно посидеть, чтобы исполнились желания.
Уже в октябре мы могли записывать истории и разыгрывать их по ролям.
Урок наоборот
Применить блог на уроке я попыталась на занятии по предмету
«Окружающий мир», тема – «Кустарники леса». Я работала тогда с
учебником Н.Ф.Виноградовой, она рекомендовала составить с детьми
паспорт растения. Паспорт так паспорт. В классном блоге
(http://1rostok.blogspot.ru) появились специальные странички с
заданиями. Среди очевидных пунктов «паспорта» (название растения, место
проживания, родина, характеристики, особые приметы) был пункт «растение
в искусстве». Мне хотелось, чтобы включилось и образное мышление. Ведь
когда человек переживает информацию, то понятия (понятийные образы)
лучше закрепляются в его сознании.
Получился необычный урок. Он шел словно сам по себе, ребята все сделали
сами. И как много сделали! Дети не только создали «паспорта»
кустарников, но и представили изучаемое растение одноклассникам при
помощи песен, сказок и мультфильмов. Кустарники леса они распознавали
превосходно! А главное – всем понравилось: «Когда у нас еще
будет блог-урок?»
Шаг к Google-документам
Когда я начала анализировать первый урок с использованием
блога, возникло ощущение, что в нем чего-то не хватает. Ребята
представили собранную в интернете и книгах информацию – и что?
Какие навыки при этом освоили? Какие способности у них развивались в
процессе этой работы? Удалось ли мне встроить инструменты формирующего
оценивания, рефлексии? Могу ли я измерить запланированные результаты,
предметные и универсальные учебные действия?
В следующий раз я решила внести в урок-блог новые элементы. При сборе
информации ребята стали работать с таблицами, линеечками роста, листами
оценивания. Дети объединялись в группы, договаривались о распределении
ролей. Все это нужно было для того, чтобы к выводам ребята пришли сами,
чтобы в конце урока у детей выстраивалась целостная картина изучаемого
объекта. Все получилось, и у меня словно выросли крылья. Я стала
использовать в классном блоге Google-документы, главное преимущество
которых – возможность коллективной работы. А еще
автоматическое сохранение сведений, материалы можно сразу проецировать
на экран и видеть результаты общей работы. Кроме того, в текстах можно
создавать гиперссылки для перехода на другие интернет-ресурсы. В общем,
удобный инструмент.
Провокационный блог-урок
Как-то при подготовке к уроку я забыла предоставить доступ к
просмотру и редактированию документа. И вот начинается урок, я пишу на
доске основополагающий вопрос и говорю: «Сегодня мы работаем в группах
по четыре человека. Прочитайте вопрос и найдите в течение двадцати
минут ответ на него. Напоминаю, что информацию можно добывать из любых
источников». Закончила говорить, смотрю: ученики вошли в классный блог,
работа пошла. Подхожу к одной группе, наблюдаю – заходят через
свои аккаунты. Зачем, думаю, они это делают? «А так документ
попросил», – отвечают. Ладно, может какой сбой. К другим
подхожу – у них ссылки не работают. Тут я начинаю понимать,
что я доступ не открыла! Подхожу к третьей группе: ребята вводят вопрос
в строке браузера поисковика, ни на что не жалуются, ко мне не
обращаются. Вижу, что моя ошибка является провокацией самостоятельного
действия: дети должны найти выход из ситуации. Они привыкли, что я для
них нахожу нужные источники информации, готовлю ссылки, а ведь в жизни
всякое случается. И они справлялись!
В одной группе, например, слышу: «Давайте вспоминать, кто что знает об
этом…» Молодцы, опираются на опыт. Иду к группе, где сидят не самые
сильные ученики. Один мальчишка предлагает другому: «Может, в учебник
посмотрим?» А читают-то еле-еле! Но открывают книгу, находят нужную
страницу. «Ой! А тут же все написано!»
В это же время в одной из групп четыре девочки (учатся отлично!) все
еще пытаются открывать «заупрямившиеся» ссылки. Я им советую
посмотреть, что делают одноклассники в других группах. Но нет, «шпиона»
они не засылают, ничего в своей тактике не меняют, продолжают бить по
неработающим ссылкам. Между тем «слабые» ученики уже со всеми заданиями
справились! Они поднимаются с мест и отправляются учить других:
«Откройте вот здесь, почитайте вот здесь...» Вот это да!
…И вот скажите: могла у меня эта ситуация возникнуть, если бы я вела
урок, как обычно? Нет, конечно, Не бывает такого, что дети открывают
учебник, а там пустые страницы. А в блоге бывает! И поскольку для детей
притягательна сама возможность работы с компьютером, их не так сложно
вовлечь в процесс обучения, идущего в блоговой среде. И даже если в
процессе учения что-то вдруг начинает идти не так – это не
воспринимается детьми как нерешаемая проблема. Другая среда, другой ход
мысли.