«Встроенное» повышение квалификации: что это такое?
Американские учителя тоже не жалуют официальную переподготовку...
Один из трендов в образовании – непредзаданность
движения к результату. Можно так, а можно по-другому. Была бы
готовность ответить, почему вы решили пойти этим путем.Например,
повышение квалификации: набор разных практик нам не помешал бы. Но мы
привыкли к предзаданности; индивидуальной мотивацией пренебрегаем. А
бывает иначе?
Учителю виднее, как и чему
учиться
На днях директор Департамента образовательных программ
Института образования Высшей школы экономики Александр Сидоркин
рассказал о своем опыте работы в системе образования США. В частности,
о том, как возникают и работают профессионально-учебные сообщества в
школах. Он ввел понятие «встроенного» повышения квалификации. По сути,
это внутришкольные курсы. Люди учатся тому, что полезно в текущей
работе, а не тому, что им не интересно, но «надо обязательно», как в
традиционной модели. Пример 1. Группа учителей параллели совместно
разрабатывает промежуточные измерительные инструменты (тесты и
задания). Содержание встреч – анализ результатов и выработка
стратегии.
Допустим, учителя четвертых классов каждую неделю встречаются по поводу
результатов чтения детей. Вот список детей, читающих в норме, вот выше,
вот ниже. Про проблемы каждого учителя говорят. Имена детей прикреплены
на стенде, стикеры каждый раз перемещаются – что-то происходит
в результате обмена идеями и техниками. В группе выясняют, где и что
можно найти по теме, у кого спросить, к кому сходить, кого пригласить.
Идет профессиональное развитие в группе, результаты которого у всех на
глазах.
Пример 2. Школа приобрела планшеты для каждого ученика. Создается
инициативная группа, она ставит задачи обучения учителей на год:
собираемся на 30 минут каждую неделю.
Пример 3. Учителя-предметники объединились для большого межпредметного
проекта, который заканчивается либо праздником, либо ярмаркой, либо
публикацией по результатам, либо всем сразу. Чтобы развивать ситуацию,
им надо регулярно собираться и совместно продвигать проект. Чем не
форма профессионального развития?
Пример 4. Представитель издательства помогает группе учителей осмыслить
учебный план для работы с новым средством обучения, например учебником.
Это тоже регулярные встречи в определенном временном интервале, и они
также достойны называться повышением квалификации.
Преимущества «встроенной» модели перед традиционной очевидны. Создается
компания, идет интеллектуальный обмен между значимыми людьми, всем
понятен контекст работы, возникает взаимоподдержка. Для молодых
учителей работа в таких проектах особенно благотворна: как мыслит
опытный учитель, из каких ценностей исходит, откуда черпает силу?
Наконец главное: результат у всех на виду. Так было, так стало. Проект
закончен.
Формально – пользы
ноль
Но есть у этой модели и существенный недостаток. В отличие от
традиционных курсов, где выдают официальный документ, тут вы не
получаете ничего. Поэтому в американских школах тех, кто записывается
на такие проекты, поощряют. Платят. Или премируют наградными поездками.
Или дарят что-то из оргтехники. Потому что официальные курсы повышения
квалификации завалены «мусором»: от учителя требуется то, требуется
это, такая программа, другая. Но от подобных разговоров нет роста. Нет
роста – нет учителя.
Как же «встроенному» повышению квалификации стать легитимным? Большая
проблема. Все боятся вранья и жульничества, уровень недоверия довольно
высокий. Но в Америке учителя уже стали отказываться от лекций местных
профессоров: они бесполезны. К тому же в игру вошли издательства и
всеми правдами и неправдами впихивают свою продукцию – а ведь
всегда есть программа. Несмотря на то что отсидеть лекцию проще, чем
делать проект или иметь дело с экспертом из госучреждения, который
удостоверяет учительский проект на местах, официальную переподготовку
американские учителя не жалуют.
Решать самим
Та же картина, что у нас: институция ПК работает сама на себя,
и школа тоже должна на нее работать. Но в отличие от нас американские
учителя говорят этому «нет». Школы ищут пути финансирования и
организации повышения квалификации по своим критериям. Например, есть
опыт приглашения в школьную группу представителя организации ПК; или
создание баз данных «встроенных» курсов – полезно знать, где и
какие проблемы уже решались.
Есть в этой теме и еще один нюанс: в США школьные профсоюзы строго
следят за тем, чтобы учителя не перерабатывали. Там вам не дадут
заседать в школе до ночи – нельзя задержаться и на час. Время
учителя принято ценить.
Тем не менее Александр Сидоркин говорил:
– Проблемы учителей там и здесь очень похожи. Во всех странах
требования ориентированы на талантливого сильного учителя, но всюду
таких меньшинство. Всюду это массовая профессия, которая становится все
менее харизматичной, более технологичной и дробной. Всем учителям надо
приобретать ремесло, овладевать культурой оценивания и другими
узкоспециальными навыками. Профессия усложняется еще и тем, что всюду
раздут надзор за системой образования. Понятно: это самая крупная
индустрия в любой стране.
Но только сами учителя могут повлиять на то, чтобы этот надзор был
человеческим. Индивидуальная мотивация и решения, принятые на ее
основе, – это единственное, что сегодня работает в образовании.