Для начала прислали в дар патриотические книжки...
Образование Крыма в ожидании перемен
Свежая тема – выпускники школ Крыма. Их немного,
всего 1% от общего числа российских выпускников. Уже готовы поправки в
правила приема в вузы, согласно которым им можно не сдавать ЕГЭ, а
проходить собеседование и держать один письменный экзамен, назначенный
вузом. Не факт, что крымские абитуриенты ринутся в лучшие вузы России.
Выгодно учиться и в Крыму – стипендия больше, и за
рубежом – перспективы шире; и в Украине, куда им не закрыта
дорога. Не будем гадать, выбор – дело личное. Куда важнее судьба
крымских школ и педагогов – как приживутся там выращенные
здесь реформы?
Нам пришло письмо от учителя из Симферополя:
«Перемены в образовании Крыма неизбежно произойдут –
финансовые и идеологические, – они уже начались. Для начала из
России нам в дар прислали патриотические книжки – для
мобилизации сознания. Но все ждут другого – российских
зарплат. Они у нас в два с половиной раза ниже, а скачок цен уже
произошел, на глазах все стремительно дорожает.
Второе. Школы заканчивают учебный год по тем программам, которые были,
дальше надо перестраиваться на планы российской школы. Мы же русскую
историю и литературу изучали в рамках предметов мировая история и
мировая культура. И в целом украинская система образования отличается
от российской.
У нас долгое время государство в образование практически не
вкладывалось, зато школе активно помогала общественность, проявляли
заботу родители. В нашем городе, например, десять частных школ, есть
частные детские сады – это очень интересные учреждения,
разные, со своими концепциями и нестандартными программами. Также много
небольших уютных государственных школ, пусть и небогатых. Но что их
ждет? Нормативно-подушевое финансирование, оптимизация, централизация?
Полная стандартизация?
Боюсь, в том, что государство нами не занималось, больше плюсов, чем
минусов. Ведь оно нас и не трогало. Теперь нам централизованно назначат
учебник, один, который механически переведут на крымско-татарский и
украинский для национальных школ и классов, и все будут по нему учиться
и отвечать. Жесткий такой каркас. Забор регулирования. А пока у нас
есть экспериментальные школы и нестандартные программы, это очень
важно. И отсюда некоторый страх перед реформами на российский лад:
деньги за учеником, деньги за результат, деньги за отчеты и папки с
документами. Мы не боимся работы, мы работаем, недавно в городе была
комиссия из Москвы, она признала наши программы по русскому языку
превосходными. Другое дело – разрешат ли нам теперь по ним
работать местные чиновники? Придет мнимое равенство (единообразие),
наложат ограничения, творческие педагоги получат по рукам и уйдут?»
…Кто знает. Другое время, другое место, другие люди – быть
может, каток образовательных реформ пройдет по Крыму мягче?