ШКОЛА И ВЛАСТЬ
На почетном 113-м...
Международные эксперты оценили уровень образовательного администрирования в России
По материалам международного исследования
конкурентоспособности стран мы почти в верхней трети списка, 50-е. И
113-е по качеству управления образованием.
Согласно докладу Всемирного Экономического Форума за 2014 год Россия по
сумме всех показателей поднялась с 54-го на 50-е место по общему уровню
конкурентоспособности.
Всего в исследовании принимали участие 148 стран, так что в будущем
есть вероятность попадания в первую треть.
Отдельного внимания заслуживают показатели, касающиеся уровня
образования, – почти все они были получены методом экспертного
опроса россиян. Мы сохраняем очень высокий средний балл приема в
вузы – 75,5. По этому параметру Россия оказывается на
шестнадцатом месте и делит двадцатку с Кореей, США, Финляндией,
Испанией, Грецией.
Оценивали уровень управления школами. По этому показателю мы на 113-м
месте. Несмотря на то, что эксперты оценили менеджмент школ на 3,3
балла (из 7), сегодня даже серединка означает пребывание в
хвосте мирового рейтинга.
Качество системы среднего образования проверяли заковыристым вопросом:
насколько школы готовы функционировать в условиях конкуренции? Мы
оказались на 85-м месте: золотая середина и по рейтингу, и по баллу:
3,5 (из 7). Иными словами, конкурировать между собой наши школы не
вполне умеют, но уверенно этому учатся.
Важным показателем считают качество преподавания математики и
естественных наук – по этому показателю мы заняли 56-е место,
с баллом выше четырех (из семи).
Интересно, что уровень доступа к интернету в российских школах эксперты
оценили достаточно высоко: 54-е место в общем рейтинге. Правда, факт
наличия Сети не отражает реальных практик учащихся: исследование
оставило за кадром возможности ребенка пользоваться интернетом на
уроке, вероятность того, что учитель попросит учащихся заглянуть в
поисковую систему, а также блокировки сайтов, доступность пароля для
учеников и так далее. В общем, этот показатель кажется наименее
полезным в описании реальной ситуации.
Общий показатель качества среднего образования поставил Россию на 86-е
место. Много это или мало – дело вкуса: срединное положение в
мировом докладе кому-то покажется возмутительным, кому-то –
утешительным, все зависит от уровня амбиций.
Но очевидно: показатели по образованию не могут повиснуть в воздухе.
Обратим внимание на общие сведения о России. По степени эффективности
парламента как законотворческого органа Россия оказывается на 95-м
месте, по возможностям начать свой бизнес – на 79-м, по
доступности новейших информационных технологий – на 124-м. По
уровню независимости судебной системы – на 119-м. По защите
интеллектуальной собственности – на 113-м.
За счет чего, спрашивается, мы оказались на 50-м месте по
конкурентоспособности? Ответ: спасибо следует сказать высокому уровню
грамотности среди взрослых – 99,6%, это 10-е место в мире. То
есть нашим школьным учителям.
Мы 37-е по уровню представленности госорганов в интернете. Мы на 4-м
месте по количеству граждан, пользующихся мобильной связью. На
62-м – по числу пользователей интернета, на 52-м – по
количеству семей, в которых есть компьютер.
И в заключение: ответ на вопрос, кто в общем рейтинге является лидером,
никого не удивит. Северная Европа, Сингапур и Нидерланды.
Представлены материалы сайта www.edutainme.ru/news/.