Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Третья тетрадь
Детный мир

КИНО В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИКИ


Леонтьева Ольга

Школа, оставшаяся за кадром

Мы беседуем с авторами сериала «Физрук» про образ школы, сложившийся у поколения учеников девяностых

Физрук

Третью неделю на канале ТНТ идет сериал под обидным для учителей физической культуры названием «Физрук». Педагоги относятся к нему с опаской: вроде школьная жизнь показана довольно правдоподобно, но… разве может быть, чтобы грубого, недалекого человека приняли работать в школу? Так же относилась к этому сериалу и я, пока не пришла к выводу, что учителя этой школы очень напоминают некоторых моих бывших коллег (и своей доверчивостью, и бесшабашностью, и… в общем, многими чертами, хорошими и плохими), причем среди них нет ни идеальных, ни совсем отрицательных героев – просто люди с достоинствами и недостатками, над которыми авторы добродушно посмеиваются. А еще удивительнее, что и детские характеры настоящие, жизненные, и проблемы подростков – реальные.
Тогда меня заинтересовало, в каких отношениях со школой сценаристы этого сериала. Может быть, среди них есть учителя? Или многочисленные школьные истории взяты из их школьной жизни? Захотелось поговорить с авторами фильма, расспросить о школьных историях, которые легли в основу сценария и тех, что остались за кадром. Сценаристов оказалось шесть: Константин Майер, Александр Вялых, Артур Мигранов, Ксения Воронина, Александр Белов, Алексей Иванов. Все – из учительских семей, а некоторые даже с педагогическим образованием. Большинство ребят бывшие КВНщики: глаз наметанный, с чувством юмора проблем нет.
Вопросы я задавала не о творчестве, а об их школьных годах: чем увлекались, чего боялись, что особенно запомнилось. В результате получилась интересная картина их общих воспоминаний – таких простых, таких узнаваемых. И я еще раз вспомнила старую истину: все, что мы делаем сегодня, рано или поздно к нам же и вернется…

Самый-самый

Кто из учителей не говорил детям, что его предмет самый-самый важный? Наверное, хоть раз в жизни эти слова произносили все. А школьники слушали, и…

...Мы в очередной раз готовились к КВНу, и, как обычно, нас для этого снимали с уроков музыки, физкультуры, труда. И вот в разгар репетиции вбегает в актовый зал наш трудовик. С пилой в руках. И начинает кричать: мол, вы можете прогуливать любые уроки, только не труд, потому как это самый важный на свете предмет. Сложно спорить с человеком, у которого в руках пила, и мы отправились на урок. Нас выстроили в строй. Учитель минут двадцать ходил перед нами и доказывал важность своего предмета… Мы смеялись, он злился. В конце урока приступили к работе: делали ручки для пивных открывашек…

....Я учился в физматклассе, параллельно ходил в театральную студию и пытался решить, что для меня важнее. Было забавно слушать учителей-гуманитариев, которые пытались доказать, что математика для нас совсем не самый главный предмет, что в жизни гораздо больше пригодятся литература, история, английский. До абсурда эта ситуация дошла, когда в десятом классе я написал сочинение, в котором текст построил на системе математических доказательств: предложил взять главную героиню за икс, а главного героя за игрек… Учительница литературы не знала, что мне за это сочинение поставить, но очень сильно поругалась с учительницей алгебры. В общем, тогда математика победила. А потом я понял, что ошибся.

…Я учился в разных школах. Одна из них называлась «Олимпийской», хотя почему, я так и не понял. Правда, учительница физкультуры там была очень спортивной и требовала, чтобы зимой все обязательно катались на лыжах. У меня лыж не было, так что пришлось воспользоваться школьным инвентарем. Нашел одну целую лыжу и одну поломанную, а палок не нашел вовсе. Дистанцию требовали пройти немаленькую – двадцать километров. Упал, наверное, тысячу раз, под конец шел и плакал. А она увидела меня и говорит: «Что ж, Мигранов, спортсмена из тебя не выйдет, но когда будут палки, ты сможешь пройти дистанцию, как надо». Тут я подумал: «Когда будут палки, я ими тебя, наверное, заколю».

Слово не воробей…

Учителям приходится так много говорить, что мы часто забываем о значимости каждого произнесенного нами слова. А ведь оно может не только ранить и научить, но и рассмешить, причем не всегда так, как нам хочется…

…Учителя бывают очень афористичны. Преподаватель химии однажды вел одновременно урок с двумя классами, прозвенел звонок, и мы, естественно, ломанулись к двери. А он как крикнет: «Стоять! Никто не выйдет, пока половина не разойдется!» Мы попытались убедить его, что это невозможно. Стали собираться на перемену – он снова за свое.

...А у нас был преподаватель физики – женоненавистник. Сам он был смешным – всегда в мелу, с растрепанной бородой, сорокалетний мужчина, который жил с мамой, выпивал. Но был гениальным физиком! Любую задачу мог решить ста различными способами, приучал нас не опускать руки даже перед самым сложным заданием. Он не состоялся как ученый и работал в школе. Каждый день он начинал с какой-нибудь антиженской поговорки, что-то вроде «Баба с возу – кобыле легче». И говорил девчонкам: если вы найдете такого рода поговорку в отношении мужчин, пятерку в году поставлю. Они очень старались, но ни одной поговорки так и не нашли.

…У нас была преподавательница русского языка – убежденная коммунистка. Дело было в девяностые годы, и уроки она начинала с рассказов о Чубайсе и других политиках. А я в пятом классе, какая мне разница, кто такой Чубайс?! Однажды я и двое моих друзей с ней не согласились, и она поставила нам двойки в журнал. Полчаса я с ней спорил. Потом меня вызвали к директору, потом позвали родителей. Я и там продолжал с ней спорить. В результате учительницу от нас убрали, а я стал героем класса – ровно на две недели, пока мы не переехали из этого города... Сейчас я понимаю эту учительницу. Видимо, ей некому было высказать свою боль, и она выбрала нас – пятиклашек, семиклашек…

…В те годы было легко отвлечь внимание учителей от работы. Если ты не подготовился к уроку, было достаточно сказать что-то вроде «Вы смотрели вчера новости? А я считаю, что Ельцин – молодец!». И начинался разговор, очень далекий от темы занятия.

Любовь не картошка

Каждый педагог хочет, чтобы ученики его уважали и любили. Завоевывать признание детей можно разными способами – инструкций на эту тему нет, но есть их воспоминания…

…Единственное, что мы вынесли из школы – это то, что учителя тоже люди, со своими проблемами и заскоками, хорошие и плохие, но люди, а не небожители. У нас были великолепная классная руководительница и потрясающая завуч по внеклассной работе. Они были нам старшими подругами. Иногда советовали, как нужно вести себя с мальчиками: мол, не нужно прыгать и скакать, лучше быть загадочными, и тогда все ребята обратят на тебя внимание. Однажды мы решили поздравить наших любимых учительниц с 14 февраля. Зашли в кабинет, надули шары, украсили все красиво, написали, что мы их любим, и пошли на урок к строгой учительнице физики, которая нас, гуманитариев, стала опрашивать. Мы, естественно, не готовы – ведь мы всю ночь шары надували! Учительница пошла жаловаться классной руководительнице: «Ваши все не готовы к уроку!» А та идет по коридору такая счастливая и отвечает: «Ну и что?! Зато они хорошие люди!»

…Расскажу, как у меня появилась любовь к физике. Была у нас очень строгая учительница, которая каждый урок начинала с одного и того же – с правил урока: «Запинаетесь – два. Мямлите – два. Ошиблись – два. Говорите тихо – два. Уронили ручку – два, вон из класса. Шерстите пакетом – два, вон из класса». И так далее. Каждую неделю по пятницам она проводила опрос. Нам она казалась злым демоном. Правда, объясняла она очень хорошо и всегда говорила, что если мы что-то не поняли, обязательно нужно спросить.
Мы привыкли слушать ее, задавать вопросы и отвечать, как роботы, по пятницам. Через три месяца все, даже самые слабые, знали физику на «пять». И тогда она резко изменилась. На уроках начала нас смешить, могла рассказать анекдот, даже немного кокетничала с мальчишками. Уверен, именно тогда она показала свое настоящее лицо. К концу школы мы ее просто обожали.

Вместе весело?

Войти в новый коллектив всегда трудно. А в сложившийся детский – трудно вдвойне. В каждом есть свои порядки, новичок должен к ним приспособиться и при этом отстоять право на уважение к себе…

…Я приехал в Москву в восьмом классе, было очень трудно войти в школьный коллектив. Первую неделю почти ни с кем не общался. Один раз подхожу к своему месту, а там сидит девочка – задиристая, один из лидеров класса. Я прошу ее освободить мое место, а она смеется, мол, сядь куда-нибудь еще, и показывает на последние ряды. Я понял, что, если туда сяду, в классе меня всегда будут считать лохом. Мне оставалось только прогнать ее силой. Расстояние между партами было большим, я подошел к ней сзади и выдернул из-под нее стул. До конца учебного года девчонки меня доставали, а парни на меня вообще внимания не обращали, потому что недостоин внимания пацан, которого бьют девочки.

…Когда я был в десятом классе, мои родители затеяли очередной переезд. А я наотрез отказался ехать с ними и остался жить один в четырехкомнатной квартире. Естественно, стал всеобщим любимцем – король с огромной квартирой. Однажды мы решили записать вечеринку на видеокамеру, но наутро кассету в камере не обнаружили. Один из одноклассников пришел и объявил, что кассета у него и если мы хотим ее получить, должны ему заплатить. Компромат на пленке был на всех. Некоторые ребята отказались платить, предпочли пережить этот позор. Другие заплатили. Мы пообещали заплатить, но потребовали отдать кассету. И когда он пришел, мы его избили. Тогда мы поняли, кто есть кто в нашем классе: кто гнилой человек, кто трус, с кем можно дружить.

Обратная сторона наказания

В борьбе за дисциплину и успехи в учебе учителя часто наказывают школьников и думают, что после этого те «возьмутся за ум», «исправятся», «осознают свои ошибки». А из наших наказаний дети часто выносят совсем другие, неожиданные для взрослых уроки…

…Я был упертым ребенком и часто не мог найти с учителями компромисса. Однажды, еще в начальной школе, я опоздал на урок на десять минут, потому что сломался автобус. Учитель попросил меня извиниться за опоздание, но своей вины я не видел, предлагал найти водителя и предложить извиниться ему. Она сказала, что пока я не извинюсь, на уроки ходить не буду. Я с радостью согласился, вышел из класса и начал читать книжку. На следующий день меня тоже не пустили, а потом вызвали маму... Из этой ситуации я вынес для себя только одно: не сдаваться, если тебя обвиняют, ни за что.

…В нашей школе КВН считался сущим наказанием. Однажды меня, именно в наказание, отправили в нем участвовать. А мне понравилось! Потому что, выступая в команде, я смог завоевать Викторию – умный артистичный десятиклассник покорил сердце девятиклассницы!

…Я хочу рассказать об учительнице, которую я долгие годы ненавидел лютой ненавистью, ведь она изменила всю мою жизнь, проработав в нашем классе один урок. Она дала задачу на урок, а я ее решил очень быстро и решил пойти прогуляться. Она мне поставила кол, мотивировав это тем, что у меня нет полного решения задачи. В итоге я получил плохую отметку за год и не смог попасть в физико-математический класс. Чему сегодня я несказанно рад!