О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Сегодня во многих странах все большее значение придается
развитию систем образования. Именно с образованием зачастую связывается
перспектива преодоления кризисных социально-экономических явлений. Но
для этого, считают эксперты, в самом образовании должны произойти
качественные изменения. Какие же?
По мнению философов К.Делокарова и В.Жога, прежде всего необходимы
перемены, связанные с обращением педагогов к процессу самоопределения в
сфере ценностей и смыслов. Как отмечают авторы в статье «Образование и кризис ценностных
оснований современной цивилизации» («НАУКА И ШКОЛА», № 1 за 2014 год),
сегодня «актуализируется не только вопрос об образовании как освоении
постоянно возрастающего объема знаний, но и вопрос о воспитании как
формировании целостной личности...». В современном мире становится как
никогда очевидной простая вещь: «образованный человек, не отягощенный
совестью, – более опасен для общества, чем необразованный человек,
поскольку первый может использовать свою образованность во вред другим
людям». И если мы хотим, чтобы образование действительно оказывало
позитивное влияние на общественные процессы, нам необходимо уйти от
ситуации, когда педагогические практики «сводятся к получению знаний и
навыков, а ценностно-мировоззренческие аспекты игнорируются».
Одна из самых острых проблем на пути развития образования –
сопротивление инновациям. Специалисты считают, что это обусловлено
большим количеством неэффективных технологий, которые навязываются
школе. Однако подобное сопротивление нередко перерастает в стойкое
неприятие любых изменений, приводящее педагогов к профессиональной
деформации. И значит, надо искать методы, помогающие преодолеть
«антиинновационный барьер».
Тюменские методологи Владимир Загвязинский и Тамара Строкова
предлагают присмотреться к практике школ, у которых уже накоплен опыт
успешного решения таких задач. В частности к проекту Онохинской
сельской школы. Когда-то из 619 учеников этой школы 46 детей в возрасте
от 11 до 14 лет состояли на учете в Комиссии по делам
несовершеннолетних. Ребята не успевали по предметам, бродяжничали. И
тогда директор решила создать в школе классы, где ученики могли бы
получить не только общее, но и начальное профессиональное образование.
Чтобы потом могли трудоустроиться по востребованным на селе профессиям.
Этот замысел сразу встретил сопротивление в педколлективе: «По каким
программам прикажете их обучать?», «Где взять специалистов?»... И тогда
директор воспользовалась методом интериоризации (усвоения) инноваций.
То есть – двигаться постепенно, продумав систему небольших шагов,
каждый из которых готовил бы почву для следующего и вел к укреплению и
распространению новых идей в педагогическом коллективе. Так, первым
шагом было создание инициативной группы из числа педагогов, которых
«зацепила» задумка директора. Вторым – приглашение вузовских
специалистов и обучение заинтересованных педагогов новым
образовательным методикам. Третий шаг – проведение деловой игры по
разработке модели преобразований в школе... О том, что из этого
получилось, читайте в статье В.Загвязинского и Т.Строковой «Сопротивление инновациям:
сущность, способы профилактики и преодоления» (ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», №
3 за 2014 год).
Известно, что работоспособность детей во время учебного процесса
происходит в соответствии с определенными закономерностями. Результаты
исследования, выявляющего эти закономерности, описываются в статье
А.Обухова и Ю.Баскакова «Проблема умственной работоспособности младших
школьников» («НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2014 год). Авторы
акцентируют внимание на том, что помимо основных типов динамики
существуют и индивидуально-типические вариации. Так, у большинства
младших школьников (80%) умственная работоспособность возрастает к
середине недели и снижается к концу. Вместе с тем есть другие категории
учеников начальной школы, у которых, к примеру, умственная
работоспособность или возрастает к концу учебной недели (таких 6–7%),
или возрастает к середине недели и остается неизменной до ее окончания
(5%), или, напротив, к середине недели снижается, а к концу –
возрастает (3%)...