Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Сегодня во многих странах все большее значение придается развитию систем образования. Именно с образованием зачастую связывается перспектива преодоления кризисных социально-экономических явлений. Но для этого, считают эксперты, в самом образовании должны произойти качественные изменения. Какие же?
По мнению философов К.Делокарова и В.Жога, прежде всего необходимы перемены, связанные с обращением педагогов к процессу самоопределения в сфере ценностей и смыслов. Как отмечают авторы в статье «Образование и кризис ценностных оснований современной цивилизации» («НАУКА И ШКОЛА», № 1 за 2014 год), сегодня «актуализируется не только вопрос об образовании как освоении постоянно возрастающего объема знаний, но и вопрос о воспитании как формировании целостной личности...». В современном мире становится как никогда очевидной простая вещь: «образованный человек, не отягощенный совестью, – более опасен для общества, чем не­образованный человек, поскольку первый может использовать свою образованность во вред другим людям». И если мы хотим, чтобы образование действительно оказывало позитивное влияние на общественные процессы, нам необходимо уйти от ситуации, когда педагогические практики «сводятся к получению знаний и навыков, а ценностно-мировоззренческие аспекты игнорируются».
Одна из самых острых проблем на пути развития образования – сопротивление инновациям. Специалисты считают, что это обусловлено большим количеством неэффективных технологий, которые навязываются школе. Однако подобное сопротивление нередко перерастает в стойкое неприятие любых изменений, приводящее педагогов к профессиональной деформации. И значит, надо искать методы, помогающие преодолеть «антиинновационный барьер».

Тюменские методологи Владимир Загвязинский и Тамара Строкова предлагают присмотреться к практике школ, у которых уже накоплен опыт успешного решения таких задач. В частности к проекту Онохинской сельской школы. Когда-то из 619 учеников этой школы 46 детей в возрасте от 11 до 14 лет состояли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. Ребята не успевали по предметам, бродяжничали. И тогда директор решила создать в школе классы, где ученики могли бы получить не только общее, но и начальное профессиональное образование. Чтобы потом могли трудоустроиться по востребованным на селе профессиям. Этот замысел сразу встретил сопротивление в педколлективе: «По каким программам прикажете их обучать?», «Где взять специалистов?»... И тогда директор воспользовалась методом интериоризации (усвоения) инноваций. То есть – двигаться постепенно, продумав систему небольших шагов, каждый из которых готовил бы почву для следующего и вел к укреплению и распространению новых идей в педагогическом коллективе. Так, первым шагом было создание инициативной группы из числа педагогов, которых «зацепила» задумка директора. Вторым – приглашение вузовских специалистов и обучение заинтересованных педагогов новым образовательным методикам. Третий шаг – проведение деловой игры по разработке модели преобразований в школе... О том, что из этого получилось, читайте в статье В.Загвязинского и Т.Строковой «Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления» (ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», № 3 за 2014 год).

Известно, что работоспособность детей во время учебного процесса происходит в соответствии с определенными закономерностями. Результаты исследования, выявляющего эти закономерности, описываются в статье А.Обухова и Ю.Баскакова «Проблема умственной работоспособности младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2014 год). Авторы акцентируют внимание на том, что помимо основных типов динамики существуют и индивидуально-типические вариации. Так, у большинства младших школьников (80%) умственная работоспособность возрастает к середине недели и снижается к концу. Вместе с тем есть другие категории учеников начальной школы, у которых, к примеру, умственная работоспособность или возрастает к концу учеб­ной недели (таких 6–7%), или возрастает к середине недели и оста­ется неизменной до ее окончания (5%), или, напротив, к середине недели снижается, а к концу – возрастает (3%)...