Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА


Чканикова Александра

Жизнь в единственном числе

Почему все больше людей в мире выбирают одинокое существование?

Быть взрослым – значит быть одиноким, писал Жан Ростан. Без сомнения, сегодня мы живем в одном из самых одиноких обществ за всю историю человечества. Но?каждый ли одинокий истинно взрослый?  Книгу «Жизнь соло: новая социальная реальность» написал профессор социологии Нью-Йоркского университета Эрик?Кляйненберг.  Два месяца назад она вышла на?русском языке в издательстве «Альпина Паблишер».

Одиночество как социальный эксперимент

Человеку плохо жить одному. Невозможно, учили человечество со времен Ветхого завета и античности. Во все исторические эпохи состояние изоляции признавалось пагубным. В древние времена ссылка по жестокости наказания шла сразу после смертной казни. А самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе считается создание семьи. Многие антропологи утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей. Семья встречается во всех известных нам обществах.
Но сегодня все иначе. Впервые в истории значительное число жителей планеты начали жить одиночками – приступили к уникальному социальному эксперименту. Без пары, без детей, без соседей по квартире. Совершенно одни.
Кто представляет группу одиноких? Кто угодно. Пол и возраст – любой, истории жизни – различные, наличие или отсутствие родственников – ситуативно. Единственное, что формально объединяет этих людей, так это определенный уровень достатка: им требуется единолично вести хозяйство и оплачивать жилплощадь.
В центре внимания Кляйненберга – США. В 1950-е только 22% взрослых американцев можно было назвать одинокими, сегодня таких почти 50%. Всего в США 28% одиноких домохозяйств. Но одинокий образ жизни не только американская болезнь: тенденция к росту числа одиночек наблюдается во всем мире.
Кляйненберг пишет: «Современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии – стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно половина домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищенность и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь. Такой подход распространен не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30% домохозяйств, причем их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, еще выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось – со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%».

Что временно – то постоянно

Любопытный факт: раньше одиночки считали свое состояние переходным: перед браком, после развода, после смерти супруга и так далее. Сегодня одиночки все более постоянны в выборе образа жизни: они десятилетиями не выходят из одинокого состояния.
Какие же факторы взрастили наше сегодняшнее одиночество?
Первый в списке – общий рост благосостояния населения. Как только мы можем позволить себе жить отдельно, мы спешим этим воспользоваться. Второе?– инфантилизм. Молодые стремятся как можно дольше переживать молодость, не берут на себя ответственность, избегают брака и призвания – того, что потребует посвятить себя кому-то или чему-то, но не себе. Жить в одиночестве молодые люди решают довольно рано. В США считается, если ты в 18 лет не живешь отдельно?– ты не взрослый. Молодежь переезжает от родителей, потому что жизнь в одиночестве рассматривается обществом как показатель взрослости, утверждает Кляйненберг.
Свой вклад в развитие общества одиноких вносит и педагогика. Как заметил психолог и педиатр Дональд Винникотт, существует парадокс: способность быть наедине с собой основана на способности переживать одиночество в чьем-либо присутствии. Согласимся, условий для тренировок этой способности у современного ребенка предостаточно.

Истоки феномена

Сама по себе традиция одиночества в истории человечества довольно богатая. В ее основе определенная модель поведения – стремление к тишине, уход от мирских благ, единение с природой, постоянная интроспекция, отсутствие мотивации к ценностям потребления. Да-да, институт отшельничества. Однако современные одинокие люди живут в больших городах, они весьма активны в бизнесе, политике, культурной и общественной жизни. И это вовсе не социальная изоляция. Кляйненберг констатирует: именно одинокие люди являются наиболее высокоактивной группой, всю свою энергию они готовы тратить на общественную работу, коммуникацию, спорт, участие в жизни общества.
Социолог Итан Уотерс заключил, что массы одиночек, живущих в больших городах, научились создавать «городские племена», являющиеся суррогатом семьи, формирующие общественную среду и при необходимости оказывающие поддержку.
Исток феномена современного одиночества, по мнению Кляйненберга, следует искать на пике урбанизации в начале двадцатого века, когда сотни молодых активных людей, приезжая в большой город, селились поодиночке в меблированных комнатах – возникали целые кварталы.
Тогда одиночество воспринимали как социально опасную болезнь, новую форму жизни считали тлетворной, опасной, разрушающей. Для мужчин такая жизнь?– прямая дорога к разврату и алкоголизму, для женщин – ощущение ненужности и депрессия.
Вопреки всем притчам об опасности одиночества меблированные комнаты подчас становились новыми культурными центрами, местами силы, консолидации таланта и мощи. Авангардом этого движения стал район Гринвич-Вилладж, где жили феминистки, писатели, артисты, журналисты, коммерсанты, общественные деятели, которые сознательно выбрали «путь соло». Там велись прогрессивные разговоры об «очищении» отношений от меркантильных сторон брака, о личной свободе и максимальной эффективности одинокого человека.
На фоне этого взошли две звезды американской культуры – главный редактор журнала Cosmopolitan Хелен Браун и главный редактор журнала Playboy Хью Хефнер. Эти две культовые фигуры тщательно и талантливо создавали образ счастливых, успешных, умных, смелых одиноких мужчины и женщины. Он – свободный, богатый, блестящий холостяк, окруженный хорошим алкоголем, дорогими авто, обожающий женщин и ненавидящий жен. Она – зрелая, современная, независимая интеллектуалка, которая берет от жизни только то, что хочет.
Из этих двух образов выросли все заманчивые прелести культовых сериалов «Секс в большом городе» и «Отец знает лучше», на которых выросли сотни тысяч современных молодых людей.

Будет же вам расплата за свободу!

Несмотря на то что все больше и больше людей не стремятся связывать себя отношениями, даже с соседом по квартире, общественное мнение остается на стороне семейных людей. Кляйненберг утверждает: дискриминация одиночек в обществе по-прежнему присутствует. Работодатели, риелторы, соседи настроены скептически в отношении людей, которые выбрали жить самостоятельно. Мало кто из работодателей уважает свободное время одиночек, их ресурс используется по полной, порой исключая возможность поменять образ жизни (сложно создавать семью, если семьдесят часов в неделю ты на работе).
Притом большинство людей, проживших в одиночестве до сорока лет, сталкиваются с распадом своей социальной среды: близкие друзья вступают в брак, рожают детей, а работа уже не приносит былой радости и не удовлетворяет сокровенных потребностей. На женщин это действует особенно сильно. По словам Кляйненберга, «одинокая женщина просыпается и засыпает под тиканье биологических часов».
А всевозможные радости свободы, такие как путешествия, неограниченное время на хобби, которые привлекали поначалу, уходят. Те же путешествия – своего рода ложная религия: они не дают ответов на главные вопросы жизни, а только позволяют отложить их решение на не­определенный срок.
Масла в огонь подливают услужливые психологи и социологи, которые множеством исследований подтверждают: в старости без семьи плохо. То есть изо дня в день одинокие люди испытывают на себе давление стереотипа: вы идете наперекор природе, вы обязательно будете страдать. Да и сами одинокие люди, не обзаведшиеся семьей, в интервью уверяют, что сомневаются в сделанном (или не сделанном) выборе.
Не поспоришь: все люди, в юности научившиеся наслаждаться независимостью, рано или поздно столкнутся с проблемой старения в одиночестве. Считается, в этом мало приятного. В то же время исследования показывают: когда одиночка решает вернуться в традиционный социум, начинают создаваться лихорадочные браки, а с ними приходит разочарование, развитие комплексов и неврозов.

Культ индивида между тем процветает

Хотя одинокий бизнесмен не имеет слабых сторон, одинокий волонтер отдает всего себя работе, а одинокая женщина не загубила свою карьеру и не погрязла в быту – очевидная польза обществу! – эта модель жизни многими не одобряется. Да, приемлемо, да, ненаказуемо – но вызов есть. Он в самом факте стремления отмежеваться.
Человек живет один, потому что разрушил отношения с близкими, то есть он конфликтный? Не умеет ладить с людьми и придерживается тактики избегания неудач? Он ставит превыше всего личный комфорт? Нет, что-то с этим человеком не так.
Не потому ли 90% сорокалетних американцев, не состоявших в браке, уверены, что их одиночество временное и рано или поздно они обретут семейное счастье. Точно такие же данные социологи получали и тридцать лет назад, а это значит, общество в своих стремлениях продолжает демонстрировать стабильность.
Тем не менее налицо еще одна ипостась жизни, в которой человек не поддерживается догмой общественного уклада, но пытается сам сначала найти, а потом и пройти свою собственную дорогу.
Кляйненберг пишет: «Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор – именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, ученый, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня главное обязательство человека – это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям».
Итак, четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни – создали условия для настоящего расцвета индивида. И все-таки: почему люди используют свои капиталы и возможности не как-то иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга?