МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Под светом октябрятских звезд
Голоса школьных поколений от шестидесятых до девяностых собраны в одной книге
На сайте «Народная книга» http://nk.rgub.ru/catalog.php
опубликованы тексты участников конкурса «Мы родом из школы» – его
прошли 151 человек, а всего было прислано около 500 работ. Организаторы
проекта – писатель Дмитрий Быков и издательство «АСТ» («Редакция Елены
Шубиной») – собирают материал для издания истории школьного воспитания
в России.
«Я думаю, поколения школьников 60–90-х многого о себе не договорили и
не поняли. Нам нужно составить хронику тех лет, потому что, кроме нас,
сделать это некому. Лучший способ разобраться в себе нынешнем – это
вспомнить себя тогдашнего», – напутствовал конкурс Дмитрий Быков. Мы
приводим фрагменты из историй, присланных на конкурс.
…В школе почти в каждом классе висел портрет милого мальчика с
большими голубыми глазами и пухлыми щечками. Его шарообразный лоб
обрамляли завитки белокурых волос. Его нежная аристократическая кожа
излучала здоровье и благополучие. Когда я стал октябренком, у меня на
груди появился собственный миниатюрный Володя. Его металлическое личико
в центре красной звезды сияло как ясно солнышко и вдохновляло меня на
благоразумные поступки. Но однажды я поддался искушению и изменил
Володе, а вместе с ним и Родине. Не смог сберечь свою алчную душонку и
продал звездочку одному из представителей польской делегации,
навещавшей в то время нашу школу, за пять грошей. Как бы я после ни
изворачивался перед собой, во мне образовалась червоточина: продался с
потрохами. А потом я стал пионером. Родина простила мне грех. (Игорь
Павлов)
…Было это почти в конце учебного года. Со звонком на перемену
наша учительница подошла к моей парте и спрятала в нее бумажный кулек с
конфетами – пусть тут пока полежит. А когда вернулась, кулек из парты
вытащила. Я ответственно просидела всю перемену, никуда не отлучаясь и
карауля конфеты. Собираясь после уроков домой, я откинула крышку парты
и увидела в глубине одну конфетку, вывалившуюся, очевидно, из неплотно
запакованного кулька. Я показала конфету соседу по парте: что делать?
Сосед нашел простое решение: возьми и съешь. Я недоверчиво посмотрела
на него. И съела! И сразу – страх! С ранних лет меня ужасал финал
рассказа Бориса Житкова «Как я ловил человечков», последняя фраза «Она
(бабушка. – Г.С.) еще не видела пароходика» заставляла мое сердце
цепенеть от страха. А в тот момент для меня не было никакой разницы
между моим проступком и проступком мальчика из рассказа. Наверное,
учительница меня проверяла на честность, а я не прошла проверки. И ждут
меня позор и бесчестье на долгие годы. Дома я разревелась и рассказала
о происшедшем бабушке. «Вот бы Сережке конфету и отдала, пусть сам бы и
ел. А то ишь какой мастер подначивать!» – разохалась бабушка. Вот и
все. Больше никто об этом случае не узнал. (Галина Смирнова)
…Запомнились школьные тимуровские отряды. Такая в школе была
традиция. Летом тимуровцы помогали сельским старикам пропалывать грядки
с овощами, зимой носили им в бидонах воду с реки. Тимуровцы бегали для
пожилых людей в магазины за продуктами. На праздники устраивали им
концерты самодеятельности.
Но начитавшись книг о Великой Отечественной войне, тимуровцы мечтали о
настоящих подвигах. Так, однажды в марте месяце решили измерять толщину
льда у берега речки Тугочейки. Взяли в руки палки и пошли на лед. И в
одном месте провалились. Выбрались – и валенки, и шубейки промокли.
Страшно идти домой, пошли к подружке. У них была печка с лежанкой. На
лежанке лежал матрас. Его отодвинули, на теплую печку положили свои
шубейки и валенки, но высушить вещи не смогли. Тогда побежали к
учительнице. Клавдия Тимофеевна все поняла, пошла к маме, все ей
рассказала. Потом вернулась: дома ждут, ругать не будут. (Елена
Косякина)
…В День пионерии, 19 мая 1960 года, я вместе с учениками
нашего 4«Б» поехала в Москву вступать в ряды пионеров. На большом
автобусе нас привезли на Красную площадь и подвели к Мавзолею. С
трепетом вошли мы в небольшое, слабо освещенное помещение. По пути
нашего следования застыли солдаты в почетном карауле. И вдруг мы
увидели стеклянные саркофаги, в которых находились вожди пролетариата.
Ленин почивал в костюме с широким галстуком, Сталин – в сером военном
кителе. Помню, что малый рост великих людей меня очень удивил.
Когда мы вышли из Мавзолея, нас выстроили в линейку, мы дружно и громко
произнесли заранее заученную «клятву пионера», и нам повязали на шею
красный галстук. После торжественного мероприятия мы отправились на
экскурсию по столице нашей Родины. Вымытые с утра мостовые сверкали
чистотой, нежная зелень весенней листвы украшала улицы и проспекты.
Возле Московского государственного университета нас сфотографировали. Я
сразу захотела учиться в этом прекрасном здании, но моей мечте не
суждено было сбыться. (Любовь Шифнер)
…Хрущевская оттепель бушевала над страной. Партия зажигала
зарю грядущего коммунизма, и учителя смело ставили ученикам задачи в
русле последних решений партии. Помню, после какого-то Пленума ЦК по
кукурузе мы обязаны были высадить кукурузные зерна во дворах и
отчитаться о всхожести. Потом прошел очередной пленум по мясу-молоку –
и дирекция школы призвала детвору стать кролиководами. Дети сколачивали
из дощечек клетки и притаскивали с базара для откорма белых
розовоглазых крольчат. Норма – вырастить каждому за лето не менее двух
животных и сдать их заготовителям. Это был один из путей «догнать и
перегнать Америку» по мясопродуктам, и уже тогда мы знали, что «кролики
– это не только ценный мех». Но ушастые животные плохо размножались и в
большинстве своем передохли, не дожив до встречи с заготовителем. Но
тут подоспел очередной пленум родной партии «О химизации всего и вся» –
и это уже было нам очень кстати, потому что в нашем 7 классе началась
химия… (Владимир Годлевский)
…Брюховецкого все боялись и лебезили перед ним. Мне подобное
поведение претило. Я его дразнил и провоцировал. При этом делал вид,
что шучу. Сашка багровел от ярости и снова бросался в безуспешную
погоню. Раза два-три, правда, он меня подлавливал. Я
сопротивлялся как мог, пускал в ход и кулаки, и ногти, и зубы, а также
всё, что попадалось под руку, включая камни. Победы надо мной давались
ему нелегко, но он привык быть самым сильным. А меня считали
психованным, потому что однажды я ударил старшеклассника граблями. Маму
вызвали в школу, всё обошлось. Мама меня не наказала. Хотя была
недовольна, что ее вызывают в школу да еще дают советы. Ей советовали
поводить меня к психологу. Но сама мама полагала, что я поступил
правильно. Она неоднократно мне говорила: «Запомни, за тебя заступаться
некому… Мы с тобой никому не нужны. Ты у меня полусирота. А я сдохну –
вообще один останешься. Так что ни на кого в этой жизни не надейся!»
(Алексей Курилко)
…Моя мама – обладательница прекрасного голоса. По мелодике,
подаче и исполнению он очень похож на голос Анны Герман. Как и многие
родители, она верила, что ее дети не обделены талантом. Но музыкальной
школы в нашем селе не было, а ездить в соседнее село, где была школа,
наша семья возможности не имела. И нас с сестрой приняли в
вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) при сельском ДК. С тех пор,
наверное, единственная линейка, на которой я стояла плечом к плечу с
одноклассниками, была посвящена нашему выпуску. В то время школа была
едва ли не единственным поставщиком артистов. Для небольших населенных
пунктов такие мероприятия, как 1 сентября, Последний звонок, новогодний
бал-маскарад, были частью досуга населения. Что говорить о концертах в
ДК на все календарные и сельскохозяйственные праздники! Так что мы были
частью некой привилегированной прослойки: нас снимали с занятий на
репетиции для участия в районных конкурсах. Хотя сейчас я записи со
своими выступлениями смотреть не могу, стыжусь нелепости и ужасного
исполнения, я благодарна всем, кто занимался со мной, слушал,
аплодировал. (Юлия Богданова)
…Он выгодно отличался от остальной учительской рати, в
основном состоящей из рыхлых женщин и нескольких замусоленных мужчин.
Едва представившись, «англичанин» сразу же, без обязательного
вступительного знакомства, приступил к теме занятий. Этим самым он
сразу же поставил свои условия – официальные. Гвалт в классе нарастал
со скоростью приближающегося тайфуна. Мне тоже не сиделось на месте. И
тут я вспомнил, что имею то, что необходимо на случай знакомства с
новым учителем. Догадливые уже, наверное, поняли, что речь идет о
рогатке. Не задумываясь о последствиях, как, впрочем, всегда принято у
подростков, я тщательно и немедленно стал готовиться к
террористическому акту. Выждав, когда педагог отвернется к доске, я
натянул резинку туго свернутой бумагой, «патроном», и выстрелил в его
элегантную спину. Конечно, я не имел намерения сделать ему больно, это
был акт озорства, и в глубине души я надеялся, что промахнусь. Но
пулька попала прямо в затылок преподавателя. Он повернулся, посмотрел в
глубину класса... и продолжил распространяться о достоинствах
английских глаголов. Ребята, вначале одобрительно откликнувшиеся на мою
инициативу, теперь перестали выражать мне одобрение. А я с нетерпением
ждал логичного в таких случаях продолжения: «Кто стрелял? Пусть встанет
тот, кто это сделал!» и пр. И я бы встал добровольно и раскаялся.
Однако учитель и не думал этого делать. Спустя ровно 50 лет на одном
приеме в Америке я встретил своего «англичанина». Решительно подошел к
нему, теперь уже «американцу», напомнил о нашей школе и принес свои
запоздалые извинения... (Марк Верховский)
…На мои 14–16 выпали самые жуткие и к тому же голодные годы. В 1993
году от рук бандитов погибает мой отец. Мама, как и многие тогда,
попадает под сокращение в своем НИИ. Денег не было совершенно, к тому
же цены взлетели в одночасье, а потом опустели прилавки магазинов. В
конечном итоге наш рацион стали составлять крупа и хлеб, а также две
ложки сгущенки в день. Ею мы заправляли постную кашу (сахара, молока и
масла не было, как не было и других продуктов).
Жить в реальном мире тех лет было попросту невозможно, и я жила в мире
книг, существовавшем вне времени и вне эпох. Читала я, что называется,
в промышленных масштабах. И вот тут я должна рассказать про то
действительно ценное, что дала мне школа. Моя учительница в старших
классах сумела заразить и нас своим увлечением литературой и вызвать на
равноправный диалог. Ее целью было научить нас мыслить самостоятельно,
чтобы мы в своей жизни умели «противостоять массовой лжи». В
те странные годы безвременья не было ограничивающих списков литературы
для преподавания в школе, и мы обсуждали Бабеля, Замятина, Платонова,
Андреева, Мережковского, Бердяева, В.Соловьева… На устном выпускном
экзамене по литературе я отвечала по Горенштейну.
Когда мне пришлось перейти в совершенно неизвестную школу,
расположенную на другом конце города, я с трудом продержалась там
полгода. За это время я несколько раз приезжала к моей любимой Галине
Алексеевне, почти со слезами рассказывая о том, как бездарно там
проходят уроки литературы. Я могла пережить многие неудобства, смену
одноклассников и учительского состава, отсутствие друзей и даже голод,
но только одно пережить было невозможно – убогое преподавание
литературы. Поэтому я вернулась в лучшую из моих школ. Столько может
значить в жизни человека достойное преподавание русской литературы!
(Елена Сазыкина)