ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Не спутать счастье и достаток
Экономическая социализация детей глазами психолога
Если попросить взрослого описать как можно подробнее мир
детства, он включит в картину родительскую любовь, игры, танцы, спорт,
дружбу, даже хорошую погоду – а о деньгах ни слова. Богатство и
бедность – взрослая тема. Но, оказывается, не для современных
детей. Мысли о социальном неравенстве закладывают в их головы
очень рано…
Нарисуй богатого
В одной из своих книг писательница Александра Бруштейн
признается, что в девять лет пошла в театр, уверенная, что пьеса
называется «Бедный Снепорок». Она не просто не услышала в названии
слово «бедность» («Бедность не порок»), она и на сцене не заметила
картин, описывающих это явление!
Когда-то подобное было возможно, сейчас иначе. Кандидат психологических
наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической
психологии Института психологии РАН Татьяна Дробышева утверждает, что
уже в пять лет ребенок отлично осознает, в чем разница между бедными и
богатыми. И доказывает это результатами практического исследования.
Сто семнадцать детей от пяти до семи лет поучаствовали в рисуночном
тесте: детям было предложено нарисовать двух человек, бедного и
богатого. Первое, что удивило исследователей, – они создают отдельные
миры для того и другого. Дети либо разделяют фигуры человечков
предметами мебели, вещами, либо вообще рисуют на разных сторонах листа,
без малейшей подсказки взрослого.
Во-вторых, даже если пятилетние дети рисуют своих персонажей без
точного указания на пол и возраст, схематично и неумело, они четки и
единодушны в одном: богатые человечки неизменно улыбаются, а лица
бедняков либо ничего не выражают, либо изображены печальными и
озабоченными.
Наконец, российские дети, в отличие от зарубежных, выражают понимание
различия богатых и бедных на всех уровнях. Только у богатых детей есть
в руках какие-либо предметы, чаще всего мобильный телефон или даже
схематические изображения купюр как продолжение рук; рядом с богатыми
часто обнаруживаются желтые горки с условными монетами; только богатые
нарисованы яркими цветами, более четко, с сильным нажимом на карандаш.
В общем, невооруженным глазом можно определить на каждом рисунке, где
богатый, а где бедный: даже если юный художник поленился изобразить
золотую цепочку и яркую одежду, то улыбающееся, довольное лицо богача
он точно запечатлел.
«А я просто девочка»
Дети, участвовавшие в эксперименте, посещали одни и те же
образовательные учреждения, но жили в разных условиях: или в элитных
новостройках, или в среднем по благоустроенности жилфонде, или в
старых, неблагоустроенных домах.
Здесь сразу два интересных замечания: во-первых, дети изображают
богатых и бедных похожими внешне, одинаковыми по размеру; во-вторых,
отличие в восприятии зафиксировано не в нарисованных фигурах, а в
пространстве между ними. Именно у детей из среднего жилфонда нет общей
среды между богатым и бедным: их обязательно разделяет стена, стул или
хотя бы дерево, они никогда не держатся за руки, между ними нет никаких
отношений. В то время как у детей из элитных домов и из бедных
кварталов время от времени проскальзывали фантазии насчет отношений
богатого и бедного: один просил у другого денег, один жаловался другому
на недостаток денег и так далее.
А вот когда исследователь спрашивал ребенка – а ты сам богатый или
бедный – то получал нейтральный, защитный ответ: «Я не тот и не
другой, я нормальный»… «А я нет, я просто девочка». Вывод: понимая на
интуитивном уровне, что такое бедность и богатство, дети предпочитают
абстрагироваться от взрослой игры.
Сказка плохому
не научит
Формирование представлений детей о богатстве и бедности
опирается на информацию из сказок и фольклора, традиций и обычаев, а
передача и усвоение осуществляется в процессе общения с родителями, под
влиянием СМИ, сверстников, школы и даже детского сада.
Часто как фактор формирования эмоционально-нравственной сферы ребенка
рассматриваются волшебные сказки. Впервые дети сталкиваются с описанием
образов бедности и богатства при прослушивании сказок. Образы богатого
царя и бедного, обделенного наследством сына лежат в основе
представлений детей о неравенстве и социальной справедливости.
Ученые исследовали сорок русских народных сказок: кумулятивных,
волшебных, бытовых и сказок о животных – и сопоставили с экономическими
представлениями ста двадцати школьников 9–10-летнего возраста. В ходе
работы сравнивались личностные характеристики образов бедных и богатых
персонажей сказок с аналогичными в индивидуальном сознании школьников.
Как оказалось, в содержании сказок нет точного указания на бедность и
богатство, невозможно даже утверждать наличие архетипов «бедный» или
«богатый» в русских народных сказках. Хотя, конечно, центральным
персонажем выступает бедняк или неудачник, социально обездоленный или
не подающий надежд. Так что вряд ли народные сказки могут быть главными
агентами экономической социализации детей. У детей срабатывает личный
опыт общения с бедными и богатыми людьми, потребность в идентификации
себя как бедного или богатого. Кроме того, было установлено, что
представления младших школьников о бедных людях в целом более реальны,
а представления о богатых скорее идеальные.
Счастливый – не
значит богатый
Итак, ранняя экономическая социализация исходит не от природы,
не от культуры, а от социума. В первую очередь родители охотно знакомят
детей с представлениями о богатстве и бедности, продолжая уверять себя
и других в том, что вопрос денег – не детский.
Однако западным ученым удалось доказать, что нынешняя социальная
структура общества одной из тенденций имеет воспроизводство установок
на имущественное и социальное неравенство. А школа как институт
социализации постепенно ориентирует детей на благоприятное восприятие
частной собственности и материального неравенства. То есть влияем на
детей мы.
Это мы, взрослые, взяли за правило постоянно говорить ребенку о
деньгах, обращать его внимание на экономические факторы, мотивировать
на будущий достаток, пугать бедностью. В результате уже в пять лет дети
наэлектризованы нашими комплексами и путают категории достатка и
счастья – сначала по наивности, потом по привычке. Пожалуй, нам стоит
все-таки поберечь сознание детей и не вводить их в тернии
экономического мира раньше времени.