Урок антирисования
Вместо того, чтобы поддержать творческую инициативу учеников, мы стараемся ввести ее в рамки обыденных правил
Воспитательные моменты. Знаете? Набираем воздуха и отчитываем
ребенка, потому что так надо. Или вводим санкции, хотя понимаем, что
бесполезно. А надо. Нельзя авторитет уронить.
…Двадцатипятилетняя художница рассказывает, что рисует,
сколько себя помнит, и в детстве рисовала чем угодно на всем подряд.
Бывало, взрослые ее поругивали, но видели – художник растет, куда
деваться. И вот однажды в школе она нарисовала ручкой на полированной
парте охотницу, стоящую во весь рост, в руках лук с туго натянутой
тетивой – получилось как-то внезапно и неожиданно красиво. Учительница
увидела и побагровела: «А ну взяла в руки тряпку и марш оттирать!»
Прямо на уроке она начала оттирать парту намыленной губкой. Кучка
окруживших одноклассников была разномысленна: одни вступились, ведь
здорово нарисовано, пусть будет; а кто завистливый – советовал тереть
лучше. На глазах у всех она уничтожала свое произведение. Картина была
стерта целиком, до последней черточки. С тех пор девочка на партах не
рисовала.
Случай как случай, скажете. Где это видано, чтобы учитель одобрял
исписанные парты. Нам нужны чистые парты и послушные дети. Означает ли
это, что мы против красоты, таланта, творчества? Нет, конечно, мы «за».
Но всему свой порядок, свое место.
Другой вопрос – почему так грубо, можно было сначала оценить,
порадоваться, сфотографировать, что ли, а уж потом… Но это если мы не
хотим пропустить шанс обрести детское доверие. Как правило, не оно нас
волнует.
Мы постоянно заняты укреплением своих прав, звено за звеном выстраиваем
цепочку доказательств. И оно постепенно складывается: в школе возможна
только одна культура – школьная, управляемая учителем. И невозможна
другая – детская, инициативная. Расхожая фраза «здесь вам школа, а
не...» так и понимается: это образцово упорядоченное учреждение, где
превыше всего правила. Учитель пресекает нарушения, это и делает его
важным и влиятельным.
На деле же это означает, что никакие предписания про «индивидуальную
траекторию», «личностный результат», «собственный выбор» и прочее
прогрессивное восприняты никогда не будут: воля учителя священна, а
самобытность ученика – ужасна. Тот урок «антирисования» потому и не
стерся из памяти девушки, что ей понадобилось немало сил, чтобы
преодолеть жесткую установку учителя и сберечь в себе творческую
свободу. Увы, взрослым проще утверждать порядок, чем утверждать в
ребенке человека.
Однажды я был в школе, где во время перемены по радио читали правила:
не бегать, не открывать окон, не прислоняться к стенам. Я удивился и
спросил ученика: это, наверное, для вашей безопасности? «Еще чего, –
ответил мальчик, – это они берегут свой пол и свои стены».