Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В рамках всероссийского социологического исследования педагогам был задан вопрос: что в сфере образования вызывает у них наибольшее беспокойство? Если расположить волнующие педагогов проблемы по частоте упоминаний, то верхняя часть этого «рейтинга» проблем выглядит следующим образом: заработная плата тревожит 86,5% респондентов; престиж профессии – 81,4%; политика министерства – 81,4%; система отчетности – 79,2%; нравственные качества и уровень подготовки учеников – 78,7% и 76,7% соответственно; состояние здоровья учеников – 75,2%; отношение родителей к учебе детей – 75,1%; содержание образования (стандарты) – 64,2%; мотивация большинства педагогов – 59,6%...
Комментируя эти данные в статье «Педагогические тревоги» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2014 год), Т.Хагуров и А.Остапенко обратили внимание на то, что сегодня особенно остро чувствуется зависимость успешности работы школы от способности педагогов выстроить сотрудничество с родителями. По мнению авторов, если родители занимают пассивную позицию, уклоняясь от роли воспитателей, учитель оказывается в крайне сложной ситуации.
Об опыте налаживания продуктивного взаимодействия школьного руководства с папами и мамами учеников идет речь в другой статье этого номера журнала.
Автор от первого лица рассказывает о начале работы в новой школе на должности директора, где у его предшественника возник серьезный конфликт с родителями. Выяснилось, что лидеры родительского комитета и часть педагогов встали в жесткую оппозицию к администрации школы, используя все возможные средства – от игнорирования требований руководства до жалоб учредителю и в прокуратуру, открытых писем в СМИ.
Однако директору удалось не только понять глубинные причины конфликта, но и сделать родителей своими помощниками в реализации стратегии развития школы. Как это у него получилось – в статье И.Никитина «Страна в миниатюре».

В современных практиках обучения все чаще происходит объединение разных систем: «человек–человек» и «человек–машина» (то есть «техническое средство» – компьютер, интерактивная доска и т. д). Система «человек–машина», как отмечают эксперты, «требует большей четкости, однозначно­сти, предельной конкретности».
При этом зачастую увеличивается дистанция между субъектами образовательного процесса (это особенно заметно в таких образовательных форматах, как дистан­ционное обучение, e-learning), что ведет к потере непосредственного контакта и не позволяет в полной мере реализовать потенциал межличностно­го общения.
Получается, что включение в образовательный процесс новых технических средств, с одной стороны, помогает осваивать современные технологии, а с другой – может резко сузить возможности для развития таких важных навыков, как сотрудничество и работа в команде. Чтобы избежать подобного сужения, педагоги активно разрабатывают новые подходы, где интерактивные средства обучения не ограничивали, а усиливали бы возможности межличностной коммуникации. Об этих подходах рассказывается в статье Е.Коротаевой «Субъектное развитие: возможности и невозможности интерактивного обучения в начальной школе» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2014 год).
Автор, в частности, описывает подход we-learning, который сегодня обретает все большую популярность в зарубежном образовании.
Этот подход представляет собой синтез интерактивной формы обучения и обу­чения с приме­нением информационно-коммуника­ционных технологий. Идея заключа­ется в том, что определенную часть информации ученик осваивает самостоятельно.
При этом один школьник привычно использует репродуктивные методы выполнения заданий, а другой нахо­дит креативный способ решения, ко­торый может не один раз приго­диться в дальнейшем. Чтобы помочь одним презентовать новое видение, а другим познакомиться с вариатив­ностью решений, в формате we-learning преду­смотрены специальные семинары, встречи «лицом к лицу», где ребята учатся друг у друга.
Проблем­ные ситуации, обсуждаемые на этих занятиях, подталкивают слушателей к «поиску креативных решений, выходу за пределы традиционных подхо­дов».