О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В рамках всероссийского социологического исследования
педагогам был задан вопрос: что в сфере образования вызывает у них
наибольшее беспокойство? Если расположить волнующие педагогов проблемы
по частоте упоминаний, то верхняя часть этого «рейтинга» проблем
выглядит следующим образом: заработная плата тревожит 86,5%
респондентов; престиж профессии – 81,4%; политика министерства – 81,4%;
система отчетности – 79,2%; нравственные качества и уровень подготовки
учеников – 78,7% и 76,7% соответственно; состояние здоровья учеников –
75,2%; отношение родителей к учебе детей – 75,1%; содержание
образования (стандарты) – 64,2%; мотивация большинства педагогов –
59,6%...
Комментируя эти данные в статье
«Педагогические тревоги» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2014 год),
Т.Хагуров и А.Остапенко обратили внимание на то, что сегодня особенно
остро чувствуется зависимость успешности работы школы от способности
педагогов выстроить сотрудничество с родителями. По мнению авторов,
если родители занимают пассивную позицию, уклоняясь от роли
воспитателей, учитель оказывается в крайне сложной ситуации.
Об опыте налаживания продуктивного взаимодействия школьного руководства
с папами и мамами учеников идет речь в другой статье этого номера
журнала.
Автор от первого лица рассказывает о начале работы в новой школе на
должности директора, где у его предшественника возник серьезный
конфликт с родителями. Выяснилось, что лидеры родительского комитета и
часть педагогов встали в жесткую оппозицию к администрации школы,
используя все возможные средства – от игнорирования требований
руководства до жалоб учредителю и в прокуратуру, открытых писем в СМИ.
Однако директору удалось не только понять глубинные причины конфликта,
но и сделать родителей своими помощниками в реализации стратегии
развития школы. Как это у него получилось – в статье И.Никитина «Страна
в миниатюре».
В современных практиках обучения все чаще происходит
объединение разных систем: «человек–человек» и «человек–машина» (то
есть «техническое средство» – компьютер, интерактивная доска и т. д).
Система «человек–машина», как отмечают эксперты, «требует большей
четкости, однозначности, предельной конкретности».
При этом зачастую увеличивается дистанция между субъектами
образовательного процесса (это особенно заметно в таких образовательных
форматах, как дистанционное обучение, e-learning), что ведет к потере
непосредственного контакта и не позволяет в полной мере реализовать
потенциал межличностного общения.
Получается, что включение в образовательный процесс новых технических
средств, с одной стороны, помогает осваивать современные технологии, а
с другой – может резко сузить возможности для развития таких важных
навыков, как сотрудничество и работа в команде. Чтобы избежать
подобного сужения, педагоги активно разрабатывают новые подходы, где
интерактивные средства обучения не ограничивали, а усиливали бы
возможности межличностной коммуникации. Об этих подходах рассказывается
в статье Е.Коротаевой
«Субъектное развитие: возможности и невозможности интерактивного
обучения в начальной школе» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за
2014 год).
Автор, в частности, описывает подход we-learning, который сегодня
обретает все большую популярность в зарубежном образовании.
Этот подход представляет собой синтез интерактивной формы обучения и
обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.
Идея заключается в том, что определенную часть информации ученик
осваивает самостоятельно.
При этом один школьник привычно использует репродуктивные методы
выполнения заданий, а другой находит креативный способ решения,
который может не один раз пригодиться в дальнейшем. Чтобы помочь
одним презентовать новое видение, а другим познакомиться с
вариативностью решений, в формате we-learning предусмотрены
специальные семинары, встречи «лицом к лицу», где ребята учатся друг у
друга.
Проблемные ситуации, обсуждаемые на этих занятиях, подталкивают
слушателей к «поиску креативных решений, выходу за пределы традиционных
подходов».