О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Дональд Вудс
Винникотт
Разговор с родителями
М.: Независимая фирма «Класс», 2012
Книги этого английского психоаналитика давно стали классикой.
Эта составлена из его бесед на радио, обращенных к родителям. Автор был
уверен, что заумные термины и сложные рекомендации могут только
навредить нормальным родителям, формализовать их природные движения
души и погасить интуицию. В то же время он предлагал откровенный
разговор о самых сложных моментах в воспитании: ревности, запретах,
выплескивающемся раздражении. О том, чего взрослые иногда стыдятся и
стараются скрыть, не любят обсуждать открыто.
Привлекает в этих записанных довольно давно разговорах именно степень
открытости, спокойное обсуждение самых деликатных тем. «Я говорил о
ревности как о здоровом, нормальном для маленьких детей явлении,
которое означает, что они любят и уже значительно продвинулись в своем
отходе от полной незрелости... И об отдельных шагах в развитии, которые
делают возможным прекращение ревности как таковой. Все время я хотел
показать, что эти шаги в развитии младенца и маленького ребенка не
могут быть сделаны без того, что можете обеспечить вы, то есть, без
жизненных взаимоотношений, в которых ребенок находит воплощенную
надежность, зависящую от того, будете ли вы самим собой».
Как любящей матери признаться себе в том, что в отдельные моменты
ребенок ее невыносимо раздражает? Автор подробно рассматривает
возможные причины и механизмы, приводящие к подобной реакции. И это
нормально: «Я думаю, дети так и будут оставаться источником досады, а
матери будут рады, что у них есть возможность быть жертвами».
Главное, по мнению Винникотта, сохранять здравый смысл, открытые,
доброжелательные, устойчивые отношения в семье и прислушиваться к своей
родительской интуиции.
Универсальное
образование
М.: МОДЕРН-А, 2012
Подзаголовок сборника «Культурно-исторические основания,
теоретические модели и их практическая реализация» информирует о том,
что читатель сможет познакомиться с неким реально существующим
педагогическим опытом. Действительно, в книжке собраны статьи педагогов
нескольких московских школ, которые с начала 90-х годов прошлого века
отвечают себе на вопрос: что такое универсальное образование? Ответом
стала их многообразная практика в режиме экспериментальных площадок.
С результатами теоретических разработок знакомит первая часть сборника,
где прослеживаются истоки универсального образования и рассматривается
возможность его воплощения на уроке. «Если удастся в современных
условиях восстановить потенциал образовательного универсализма в
классно-урочной системе и, в частности, построить модель урока в поле
универсального образования, практически осуществив эти замыслы в
повседневной школьной практике, то окажется реально возможным выйти на
решение задачи личностной педагогики и в работе наших учителей», –
считает М.В.Левит. В его понимании универсальное образование
целенаправленно изменяет личность, дает ученику ресурс, чтобы
«пересоздавать себя». Поэтому урок в этой модели образования должен
происходить как событие и выстраиваться в соответствии с определенными
принципами.
О том, как по-разному реализуются модели универсального образования в
современной школе, педагоги рассказывают на примерах из своей практики.
Здесь можно найти описание спецкурсов, интегрированных блоков,
междисциплинарных семинаров и фрагменты детских работ.