Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Меркулов Филипп

Высказаться, выбрать, сравнить, запомнить…

Парадокс, но, работая в группе, каждый ребенок может получить больше внимания, чем на обычном уроке

Каждый день мы входим в класс, где сидят по меньшей мере 20 учеников, бывает и больше. Как в таких условиях уделить внимание каждому ребенку? Ответ очевиден – групповые формы работы. Какие возможности они открывают перед детьми и педагогами?Каждый день мы входим в класс, где сидят по меньшей мере 20 учеников, бывает и больше. Как в таких условиях уделить внимание каждому ребенку? Ответ очевиден – групповые формы работы. Какие возможности они открывают перед детьми и педагогами?

Возможность высказаться. Ученики на листочках письменно (желательно коротко и быстро) отвечают на некий спорный вопрос. Если нам нужен компромисс, предлагаем ему сравнить свой ответ с соседом, с его версией. Каждая группа должна выработать общее решение или переубедив несогласных, или найдя такую формулировку, способ, с которым согласились бы все.
Если мы стремимся к разграничению позиций, предложим ученикам по мере готовности прикреплять свои листочки с ответами к доске (магнитиками, стикерами) так, чтобы рядом оказались схожие по смыслу версии, а отличающиеся – на расстоянии. Группы формируются на глазах – и не по дружбе, по единомыслию. Кстати, непростое дело понять, какая партия тебе ближе «идеологически». Уже на этом этапе не обойдется без мелких перепалок и многократных перемещений листочков. Велика вероятность, что класс разделится не на два лагеря, а на 3–4 партии (если вопрос сформулирован довольно широко), найдутся и неприсоединившиеся одиночки. «Разогретые» в мини-дискуссиях, разобравшиеся в основных противоречиях, ребята готовы к настоящему спору.

Возможность прислушаться. Каждой группе дается вопрос, связанный с темой урока. А также разнообразный материал, который поможет ученикам сформулировать версию ответа. Группа выдвигает докладчика, он озвучивает коллективное решение. Действительно коллективное, поскольку за отведенное время один человек не успеет просмотреть все предложенные справочники и статьи. Значит, кто-то прочитал параграф учебника, кто-то – научно-популярный журнал, пересказали друзьям добытую информацию, общими силами собрали из деталей целое.
В заключение класс пишет, к примеру, небольшую зачетную работу по теме, ребята опираются на выступления одноклассников, видят место лично изученной проблемы в ряду сопредельных.

Возможность выбрать. В кабинете стулья расставляются так, чтобы получился внешний (широкий) круг наблюдателей и внутренний (поменьше) кружок спорщиков. Наблюдатели хранят молчание, спорщики, разумеется, спорят. Роли ученики выбирают в соответствии с тем, насколько они разбираются в заявленной проблеме, насколько она их интересует. Если по ходу разговора кому-то захотелось сменить роль (высказаться или, напротив, подумать, помолчать), можно тихонько пересаживаться. Для этого лучше в каждом кругу оставить свободные стулья, а ребят попросить сложить вещи в углу кабинета, сохранив в руках только ручки и тетради, чтобы совершать перемещения было максимально просто. Завершается дискуссия выступлением наблюдателей: что же они заметили за время урока, что показалось важным.

Возможность сравнить. В классе обсуждается один вопрос, одна интересная задача. Разумеется, не такой вопрос, на который можно ответить однозначно: «да» или «нет». А такой, который требует цепочки доказательств, выделения существенных критериев, опоры на личный опыт. После нескольких минут индивидуальной работы ученики собираются в группы по 5–6 человек, выбирают в каждой секретаря и президента. Президент строго следит за тем, чтобы все высказали свое мнение. Секретарь фиксирует каждую версию. При этом ни одно соображение не оспаривается и не критикуется. Затем секретари оглашают протоколы, стараясь не повторяться, объединяя сходные идеи. Тут-то и наступает самое интересное. Ученики пытаются отметить ключевые противоречия и точки пересечения, подвести итог работы. Педагог тоже имеет право высказаться. А про себя отметить освоенные учениками темы и не понятые.

Возможность запомнить. Ученики рассаживаются по группам, кому с кем хочется, каждая компания обсуждает один из предложенных вопросов в рамках общей проблемы урока. Важно, чтобы у ребят в руках были блокноты и ручки. Потому что им придется запомнить (лучше записать) и ход дискуссии, и ее итог. Затем по сигналу учителя группы перераспределяются так, чтобы в каждой оказалось хотя бы по одному представителю из первоначально сформированных команд. Ребята приходят каждый со своей идеей, своим багажом знаний. Они должны за определенное время (1–2 минуты) познакомить одноклассников с этим богатством. Затем группа «второго созыва» принимает участие в некой викторине, зачетном тестировании, выполнении практического задания на основе всех ранее обсуждавшихся вопросов.

Возможность сотрудничать. Группа из 4–8 человек гордо именуется «синдикатом». Перед ним стоит какая-нибудь важная и сугубо практическая задача, для решения которой придется ответить на ряд вопросов, вспомнить факты, подробности, провести аналогии…

Завершив работу, синдикат представляет публичный отчет о способе работы предприятия, о полученном результате. Одноклассники имеют право критико­вать, задавать вопросы. Аргументированность позиции можно оценить отдельно.



Может пригодиться

Педагоги порой не решаются отказаться от фронтальных методов ведения урока, привычных, испытанных. Несколько секретов, которые помогут учителям решиться на эксперимент, несколько хлопотный поначалу, но явно не бесполезный.

Включаем в работу

В классе, где ребята не очень привыкли работать в группах, есть опасность «потерять» часть учеников. Активные дети в самом деле начнут решать поставленные задачи, а «отрешенные» и «робкие» терпеливо переждут и со всем согласятся, не вникая в суть. Чтобы этого не случилось, лучше каждому поручить отдельную роль. Есть более или менее традиционный перечень обязанностей: организатор, спикер, секретарь, тайм-менеджер… Но всегда можно добавить что-то новое в зависимости от общей ситуации.
В не очень дружном коллективе полезна будет роль «счетчика чужих успехов»: его обязанность – заметить и рассказать всем, кто и сколько ценных идей высказал, полезных действий совершил ради решения общей проблемы. В компании рассеянных и забывчивых детей пригодится «хранитель сокровищ» – человек, отвечающий за «материальное обеспечение» группы (бумага, карандаши, циркули). Поскольку часть оборудования ему придется брать у педагога (одноклассники наверняка забыли, что надо было принести), он же и вернет обратно то, что подлежит возврату.

Помогаем спланировать

Если предполагается относительно долговременная работа над каким-то проектом, тем более по группам, полезно собрать предположения ребят о том, почему замысел может не осуществиться. Недостаток времени, к примеру, необходимость использовать труднодоступные ресурсы, личностные качества (нерешительность, неуверенность в своих силах, неприязненные отношения с отдельными одноклассниками). Даже если это довольно странные опасения, все равно стоит их принять, записать на доске и постараться разбить на несколько основных групп. В результате получится некий список опасностей, который каждая компания будет иметь в виду и, возможно, выработает свои меры предосторожности, свой план действий.

Начинаем

Вот группы расселись, приготовились к работе. Можно предложить им сначала обменяться короткими репликами по кругу. Первый круг – каждый высказывается о том, что он знает о поставленной задаче, что помнит из наставлений учителя, требований к финальному продукту, какие ограничения, с его точки зрения, наиболее опасны (нужно успеть до конца урока, придется съездить в музей в свободное время, выступление необходимо уложить в 3 минуты…). Второй круг – ребята говорят о том, в какой роли могут быть полезны: если потребуется, готов подбирать видеоматериал, предпочту писать текст выступления, неплохо разбираюсь в свойствах металлов, быстро выполняю расчеты, хорошо черчу, рисую…

Оцениваем работу ученика

Всегда трудно оценить вклад отдельного ученика в работу группы. И не только количественно, но и качественно. У каждого участника свое мнение. Можно попробовать эти мнения собрать и сопоставить. Скажем, берется перечень оценочных высказываний:

Он(а) способствовал(а) продвижению группы к общей цели.
Он(а) – мозг группы.
Он(а) – творческая личность.
Он(а) ценит только собственные идеи.
Он(а) может повлиять на других людей.
Он(а) часто перебивает других.
Он(а) – лидер группы.
Он(а) держится чуть в стороне от группы.
Он(а) работает с другими лучше, чем в одиночку.
Он(а) активно участвовал(а) в обсуждении всех проблем группы.
Он(а) отвлекал(а) от работы.
Он(а) соблюдал(а) правила, о которых группа договорилась.
Он(а) адекватно выражает свое несогласие и негативные эмоции.
Он(а) сохраняет спокойствие, когда другие члены группы выражают свое несогласие и негативные эмоции.

Распечатывается на отдельных листах столбиком, вручается каждому участнику группы. Ученик сверху пишет свое имя и сначала сам выставляет себе баллы (5 – высказывание точно ко мне относится; 0 – это не про меня) напротив каждой фразы, поближе к краю листа. Загибает полоску, передает соседу слева (и сам получает чужой листочек от одноклассника). Наступает время оценки тех, с кем трудился вместе. В конце концов листочек возвращается к «хозяину». Можно сравнить собственное ощущение с мнением ребят. Можно подчеркнуть самые единодушно одобренные суждения или самые противоречивые.

Оцениваем работу группы

Примерно такая же схема может быть использована при оценке работы группы. Только теперь на каждом листочке имя не ученика, а команды, и заполняет его не один человек, а каждая группа. Итог обсуждается, разумеется, коллективно. Суждения сформулированы так, чтобы с ними мог согласиться (или нет) сторонний наблюдатель, тот, кто слышал итоговый отчет группы.

Были ли использованы достоверные источники информации?
Были ли приведены убедительные доводы?
Насколько представленный группой результат соответствует поставленной задаче?
Насколько представленный группой результат выглядит завершенным?
Насколько этот продукт интересен слушателям (классу)?
Насколько видна роль каждого участника группы?

Людмила БОРИСОВА