Достигшие потолка
Заметки о поколении, добившемся желанного успеха
Поколение прорастает семенами, посаженными 10–15 лет назад.
И?понять, что же мы на самом деле сеяли, можно именно по?плодам. И
тогда – мысли о мере своего влияния на детей в роли ведущего…
Начало двухтысячных, жизнь в школе кипит, к нам то и дело приходят
интересные люди со стороны, ведут разные программы. Первая встреча с
П.Д. запомнилась.
– Поднимите руки те, кто не хочет быть успешным!
В зале из двух десятых классов поднимается шесть-семь рук.
– Я не собираюсь играть в эти игры, мне хочется просто жить и получать
от жизни удовольствие! – выкрикивает кто-то из наших ярких хулиганов.
Я в числе тех, кто поднял руку. Но не потому, что не хочу ничего
достигать. Меня тревожит мысль: а вдруг из меня ничего не получится?
Лектор иронически улыбается и продолжает бросать вызовы: а что, разве
успех может быть только на работе? Формула успеха работает и для
планирования отпуска, и даже для злодейства. Кто согласен, что бывают
успешные злодеи?..
Не будет ошибкой сказать: мы влюбились все как один в этого сильного
умного парня, лишь немногим старше нас, но такого уверенного,
компетентного. Культура достижения, принципы американского менеджмента
свалились на нас как снег на голову. Помню воодушевление, восторг до
пылающих ушей на его занятии. И перед глазами уже плыли картины: ты
киноактер… молодой нахальный профессор… хозяин собственного бизнеса…
генератор дерзких идей…
Этот урок, прочитанный молодым, на новый лад выученным учителем, был не
единственным. Из многих школ спальных районов выбирались к нему на
занятия такие же, как я, наэлектризованные молодые ребята, пышущие
силой. Нам повезло с учителем, и по окончании школы мы ринулись в бой
за свой успех.
***
Двенадцать лет спустя мы встретились в начале марта в уютном
подвале в центре Москвы. Свои большие автомобили люди парковали за два
квартала; за дорогими костюмами и платьями «от Армани» не сразу
узнавали друг друга; зато наш учитель был в той же поре: не обзавелся
ни одной морщинкой, его удобные джинсы, казалось, были все теми же.
– Ну рассказывайте, как у кого дела?
Полился поток историй успеха. Красивых, гладких, на загляденье – у всех
высшее образование, у некоторых два, вузы приличные, брендовые. У всех
– начало карьеры задолго до получения диплома, курс на
самостоятельность, экономическую независимость от родителей, быстрый и
крепкий успех.
– Я взял кредит на свою первую машину в двадцать лет, папа ничего не
знал, – рассказывает один. – Когда я положил ключи ему на стол и сказал
– ну вот, теперь ты за меня не беспокойся, – он сделал такие круглые
глаза…
– Я исполнительный директор крупной PR-компании. Делаю ремонт в недавно
купленной квартире, это уже вторая. Два часа в спортзале ежедневно,
вожу гигантский внедорожник. Все как хотела.
– Я в политике, все получилось очень хорошо.
И дальше в том же духе. Я директор. Я ведущий менеджер. Я переехал в
Америку и стал главным специалистом в головном офисе.
Наш учитель слушал очень внимательно, пока не спросил в шутку:
– Так что же, вы все, стало быть, планктон?
После короткой паузы все рассмеялись: получается, что так. Мы планктон,
который заполонил собой весь аквариум. Но нам стало тесно, повсюду
стенки, а мы хотим двигаться дальше – достигать, достигать, достигать.
В направлении «что дальше?» разговор и продолжился. Все уже достигли в
чем-то максимальной высоты и уже нащупали свой потолок – теперь кто
взялся учить еще один язык с нуля, кто посещает открытые лекции, а кто
не покладает рук, чтобы удержаться на занятой высоте.
Повышение квалификации, стажировки, дополнительные дипломы – все это
рассматривается как получение средств для нового успеха. Мои друзья
действительно учатся в течение всей жизни и каждое новое достижение
немедленно вкладывают в дело. Они – гении разработки стратегии и
тактики достижения целей. Как учил нас П.Д.
– Хорошо бы завести семью, детей, но как же я брошу компанию, у меня в
подчинении две сотни человек.
– Я бы путешествовал, но свой бизнес?– это свой бизнес, его ни на
минуту нельзя оставить без присмотра, я не готов по крайней мере.
– Единственное место, куда можно теперь расти моему бизнесу, – это
регионы. Но у нас такая страна – страшновато туда шагать. Думаю о
Европе, там начну все сначала.
***
– А у тебя что? – спросил меня превосходный учитель П.Д.
– А у меня ничего.
Мой голос звучал сдавленно. Из двадцати пяти человек нашей команды
только я одна не достигла успеха. Училась в хорошем вузе на приятной
мне специальности. Вышла замуж, родила детей – статуса ноль, денег
только-только, машина мамина. Неинтересная история, но уж как есть.
– А-а-а, – радостно закричал П.Д. – хоть ты не планктон! Ты
размножаешься! Или ты еще и работаешь?
Когда я сказала, что веду кружок в Доме детского творчества, но это
такие маленькие деньги, что и работой считать нельзя, П.Д. расхохотался:
– Представь, и я учу детей в частной школе – занятость небольшая,
путешествую, фотографирую, недавно увлекся дайвингом.
– И все? – ахнули все.
И все.
***
Нашему учителю еще далеко до потолка, но он красив и весел.
Нам всем по двадцать шесть, и мы немножко усталые старички. Выходит, он
продолжает быть на сто очков впереди нас?