О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
С.Г.Воровщиков, Д.В.Третьянченко,
Е.В.Орлова
Универсальные учебные
действия: внутришкольная система формирования и
развития
М.: Перспектива, 2014
Универсальные учебные действия — наиболее непонятная для
многих педагогов часть новых стандартов. Начать с того, что многие
норовят назвать их «умениями». Авторы приводят по этому случаю историю
классификаций в этой сфере.
Разобравшись в этом непростом предмете, можно приступить к продумыванию
метапредметной образовательной программы. Авторы готовы объяснить, как
это делается, с учетом теоретических и бюрократических вопросов: как
она соотносится с учебным планом и программой развития, из каких частей
состоит (идеологической, содержательной и технологической).
Берясь за достижение этой части стандарта, педагог не может не
задумываться о способах оценки результатов, об управлении качеством.
Потому что эта процедура зачастую определяет весь процесс. Описание
длинное, подробное и обстоятельное. Но еще более детально описана
«технология внутришкольного управления формированием и развитием
общеучебных умений учащихся». Одним словом, система организации,
контроля, управления расписана подробно, по уровням, процедурам,
операциям... Если учителя еще откуда-нибудь узнают, как выглядят
универсальные учебные действия и каким именно образом они прирастают к
ребенку, то можно будет начинать управлять.
М.А.Зажигина
Чего не стоит делать
родителям, но что они все равно делают
М.: Генезис, 2013
Автор, детский психолог, начала писать эту книгу, основываясь
на опыте работы с дошкольниками и их родителями. Самые актуальные,
часто встречающиеся вопросы определили тематику: капризы, ревность,
застенчивость, жадность, трудности, связанные с детским садом... Помимо
«коллекции» вопросов, собралась изрядная подборка родительских ошибок.
Чтобы новые поколения родителей не повторяли их, каждая глава включает
в себя описание причин, приводящих к возникновению проблемы; ошибочных
действий родителей; неблагоприятных внешних условий, усугубляющих
ситуацию; возможных последствий; способов преодоления возникших
проблем; предполагаемых сроков исправления ситуации. Каждая глава
насыщена описаниями проблемных случаев.
Очень важно понимать, в какой системе координат действие родителей
считается ошибочным и исходя из какого подхода следует исправлять
ситуацию. Автор предлагает не пресекать эффективными методами
нежелательное поведение, а понять, что заставляет ребенка проявлять
агрессию или капризничать: «Давайте разберемся, что же происходит со
взрослеющим ребенком. Понимание поведения ребенка, определение смысла
его поступков лежат в основе всего процесса воспитания».
Например, с капризами дело обстоит так: постепенно отделяясь от матери,
ребенок замечает, что криком и слезами можно получить желаемое. Но мир
устроен так, что получить все и немедленно невозможно, надо учиться
терпеть. Первый кризис взросления ребенка связан с умением «справляться
со своими негативными эмоциями из-за того, что он не может осуществить
свое желание». Не зная этого и не умея найти соотношение между
вседозволенностью и избыточной жесткостью, родители ударяются в
крайности, действуя под настроение. Что делать? Сесть и «решить, когда
и на чем настаивать». Запреты, разрешения и ограничения можно
символизировать сигналами светофора. Примерно так же понятно и
последовательно разобраны все предложенные проблемы.